С кем вы, мастера татарской культуры?

Концертный зал Измайлово
Безвременно и трагически ушедшая из жизни (по некоторым сведениям в подстроенной автомобильной катастрофе) великая народная певица Вафира Гизатуллина во время бесчисленных гастролей по татарским краям и весям в 80-90 перестроечные годы ушедшего века, обращаясь к народу в своих песнях, призывала беречь наши прекрасные тюрко-татарские и исламские традиции, которые позволили, несмотря на многовековые притеснения, гонения и лишения, сохраниться народу, не исчезнуть, не ассимилироваться среди русского и православного большинства. Своими песнями ей удавалось вселить в татар гордость за свое тысячелетнее наследие, которое оберегало татар, вызывало уважение у других народов своим умением выстоять в тяжелейшие времена, умением не потерять своей исламской идентичности и исламских ценностей, ибо знала и понимала, что создано и достигнуто за все время существования татарской нации!



А истоком всех достижений было то, что мы – народ исламской культуры, исламской и тюркской цивилизаций.Но, к сожалению, приходится констатировать, что с приобщением к доминирующей русской (которая в многовековой традиции православная) культуре мы теряем свои исламские нравственные ориентиры. Об этом я сужу, глядя на наше искусство. Не могу сказать, что я завсегдатай концертов национальных певцов и ансамблей, выступающих в Москве, поэтому  оценивать  всю татарскую эстраду не стану, но после концерта Хании Фархи я пребывала  в шоке. Я никак не ожидала услышать песни, мотив которых два прихлопа – два притопа, а смысл – «я пришла – ты ушел, ты пришел – я ушла». Если в этом отношении мое мнение может быть субъективным, то о пришедшем народе – судите сами. На 80% в основном зрители – это женщины. На концерте Хании в конце зимы прошлого года дамы в богатых норковых шубах приезжали на дорогих машинах. Мужчин на концерте было не более 15%, и молодежи соответственно пять. Во время перерыва зрители заполнили до отказа открытые на двух этажах в киноконцертном зале «Измайлово» кафе, и в стаканы любителей татарской песни полилась рекой водка. Но водки из буфета хватило не всем, однако чудесным образом из сумок тех, кто заполнил фойе, стала появляться все та же водка, которую народ закусывал припасенными бутербродами. Даже бегающие вдоль столиков маленькие дети не были помехой для распития алкоголя...



Результат, естественно, не заставил себя ждать, и аплодисменты сальным, пошлым по содержанию юморескам,  низкопробным по уровню и содержанию песням  стали более бурными. На концерте присутствовал имам Исторической мечети Хасан хазрат. На мой недоуменный вопрос, почему он не поднимет свой голос против низкопробных номеров наших певцов и не призовет со сцены к возврату хоть каких-то исламских ценностей, хазрат с трагической нотой лишь заметил, что мол «хоть хорошо язык не забывает народ». Не смея осуждать хазрата, тем не менее, думается, что с такой позицией мы можем превратиться в народ с неизвестно какой культурой, что неминуемо приведет к исчезновению татарского этноса. В то же время хазрат заметил, что «все хорошее и все плохое у нас от женщин, и пьющих мужчин тоже порождают женщины, попирающие ислам».



В весенние дни женского праздника давал концерт Ринат Ибрагимов. Этот концерт, видимо, был рассчитан не на татарского зрителя. Из прозвучавших порядка тридцати песен на английском, итальянском, испанском языках, среди которых была и «Аве Мария» в исполнении приглашенной русской певицы, только три номера были татарскими. Неизменная часть программы песня «Ай, былбылым», и две малознакомые песни о бане и о деревне... Певец пел эти песни временами не в такт. Создавалось ощущение, что они были спеты снисходительно небрежительно, как будто случайно оказались в репертуаре. Нынешний март-апрель богат на татарские концерты и театральные гастроли. 24 марта прошел концерт ансамбля «Бяхет» под руководством Наиля Набиева. Слыша ранее песни Наиля на музыкальных дисках, я понимала, что это самодеятельный уровень. Но я всегда считала, что из самодеятельности растут будущие таланты, тем более в анонсах фигурировали имена молодых исполнителей Алсу Садыковой, Альфии Мулюковой, Салавата Шарафеева и других, что не могло не радовать. Не буду оценивать их голоса, так как хочу остановиться на ведущей концерта Галие Шарафиевой, которая в анонсе была представлена как приглашенная из Республики Татарстан. После аплодисментов артистам ведущая все отведенное время заполняла шести-семикратным повторами слов «бик зур рахмат» (попробуйте себе это проговорить). Скудный язык и глотающий слова торопливый говор дополняли пошлые сальные юморески и так называемая сатира. Юмореска-сатира «о хорошем человеке Галимжане, который ни одну юбку в селе не пропустил»... и зарезал всю живность в доме, ибо ревновал свою жену даже к петуху. Юмореска «Что любят наши мужчины» повествует о том, что мужчины любят заполненный общественный транспорт, потому как им там удобно прижаться к кому-нибудь и делать волнообразные движения (при этом показ телодвижением туловища тела).



Юмореска «Я вышла замуж»: ведущая вышла на сцену в откровенно открытом платье и начала выяснять – есть ли в зале мужчины. Выяснила, что есть, при этом рассказала, какая она красивая в своем теле и платье, потом объявила, что они смотрят на нее похотливо, так вот, не смотрите, я замужем... в итоге оказывается замужем за собой... Для существования и работы ансамбля должен быть музыкально образованный руководитель, который занимался бы музыкальной подготовкой, и самое главное, наверное, помнил, для чего нужно искусство – поднимать духовность.Не настала ли пора подумать о том, что несут в народ мастера татарской культуры? И спросить: с кем Вы, мастера культуры? Несете ли в народ высоконравственную исламскую духовность или же пошлость, похабщину, безнравственность? Песнями в два прихлопа, в два притопа о любви не сумеем мы воспитать ни любви к народу татарскому, ни к отеческой вере нашей – исламу и его ценностям, ни к России вообще. Умение любить есть и у птиц и животных. Мы же порой, кажется, скатились до состояния животных ...

В наше время, когда с экрана телевизоров, газет и журналов только и слышится, как все государство Российское через экономику, политику, искусство, литературу, через государственное среднее и высшее образование возрождает и развивает православную духовность, кто будет поднимать духовность нашу, исламскую? Это будут делать только хазраты в мечетях, а деятели культуры будут оставаться в стороне? А «умеющие делать деньги» или равнодушные к состоянию татарского народа будут нести похабщину или воспевать нам «Аве Мария»?



Здесь хотелось бы отметить еще один немаловажный момент. В последнее время мне часто приходится слышать пожелания татарам быть богатыми, чтобы дома были полными чашами, чтобы жил и татарский народ. К сожалению, приходится констатировать, что чаще в погоне за богатством забывается все, кроме денег, второй, пятой квартиры, вилла, машины новой марки... В результате безудержной погони за иными ценностями мы не находим времени, игнорируем свою, родную исламскую культуру, растим поколение, ладно бы только не знающее родного языка, но и не ценящее ислам в эпоху повсеместно процветающей государственной и бытовой исламофобии. У нас сотни тысяч богатых татар, а их дети национально и мусульмански ориентированными не становятся, а лишь «унавоживают» собой культуры других народов и религий. Уж если кому-то очень хочется непременно желать богатства, по моему мнению, пора изменить однобокий лозунг: будьте богатыми и обогащайте собой тюрко-татарский мусульманский народ.



Мне представляется, что настала пора Татарской национально-культурной автономии города Москвы создать в недрах своей структуры работающий высокопрофессиональный Художественный Совет, чтобы все выступления татарских коллективов (если они рассчитаны на татарского зрителя и татарский народ) получали разрешения выступать на сценах Москвы только после просмотра и одобрения Худсовета РНКАТ города Москвы. Для легитимизации такой деятельности, мне представляется, должно быть совместное постановление Управления культуры и РНКАТ г Москвы. В противном случае без предъявления требований к качеству представляемых деятелями культуры работ будет неуклонно продолжаться уничтожение не только татарского искусства, но и народа, который издревле был носителем высоких исламских ценностей.



Халида Хамидуллина, член Союза мусульманских журналистов




Мастера татарской культуры встречают по всей России. А хороший мастер компьютеров в Москве и московской области найдете в компании ProfiComp.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика