Кто и зачем создал «Аль-Каиду» и ИГИЛ

Абдалла  аль-Ассаф
Выступление на круглом столе "Салафизм: факты и домыслы" в Москве профессора Абдаллы ибн Абд аль-Мухсина аль-Ассафа, заведующего кафедрой специализированных СМИ в университете Эр-Рияда, заведующий отделом медиаведения Фонда русско-арабских исследований и информации.

Саудовские руководители и улемы подчеркивали, что ваххабитского толка не существует, что шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб всего лишь призывал людей вернуться в делах религии к учению предков.

Можно без преувеличения сказать, что большая часть того, что пишут на тему «ваххабизма» журналисты и теоретики, отличается политической и методологической ангажированностью. Иногда эта ангажированность носит намеренный характер, иногда она объясняется отсутствием у авторов адекватного познавательного инструментария. Салафитская (или «ваххабитская», как ее именуют во многих западных публикациях) проповедь подвергается с их стороны массированной критике, в ее адрес звучат обвинения, на нее возлагается ответственность за экстремизм и террористические акты, совершаемые под исламскими лозунгами. Ваххабизм изображается как некое ядовитое учение, сеющее злобу и ненависть между людьми, вытравляющее из их сердец милосердие и терпимость, наполняющее умы черными мыслями по поводу других обществ. Более того, многие авторы заявляют, что именно ваххабизм стоит за деятельностью исламистских вооруженных группировок в различных уголках мира, а также за финансированием этой деятельности. В контексте борьбы с ваххабизмом Саудовская Аравия является мишенью широкомасштабной и яростной политико-пропагандистской кампании, учитывая наличие связи между саудовским государством и салафитской проповедью, роль королевства в пропаганде Ислама, а также поддержки, которую оно оказывает организациям, занимающимся благотворительностью и распространением Ислама. Под прицелом этой кампании оказалась верхушка политической пирамиды Саудовской Аравии, самые разные слои общества этой страны, ее учебные программы и пр.

Достаточно упомянуть в этой связи книгу бывшего израильского посла в ООН Дора Голда «Королевство ненависти: Как Саудовская Аравия поддерживает новый мировой терроризм», а также книгу «Два лица ислама. Дом Саудитов: от традиции к террору» Стивена Шварца – члена произраильского Фонда Брэдли. В США эти две книги стали бестселлерами, а заголовки этих и других изданий свидетельствуют о предвзятом образе Саудовской Аравии, который рисуют СМИ и политическая мысль США. При этом их авторы даже ни разу не посетили Саудовскую Аравию, что наводит на многие вопросы и сомнения! Впрочем, антисаудовская пропагандистская кампания началась еще несколько десятилетий назад с голливудских фильмов: это они превратили тезис о наличии у терроризма исламской подоплеки в устойчивый стереотип.

События 11 сентября имели серьезные последствия для саудовско-американских отношений. Тревогу в связи с этим испытали не только политические руководители, но также народы и общества двух стран, их деятели культуры. Достаточно упомянуть о полемике, возникшей после этих событий между двумя обществами и вылившейся в обмен посланиями между представителями американской и саудовской интеллигенции. Десятки американских интеллектуалов опубликовали отрытое письмо, озаглавленное «За что мы боремся?», в котором выражалась поддержка антитеррористической кампании США и выдвигался секуляристский тезис о необходимости отделить религию от государства в мусульманском мире. Саудовские интеллектуалы ответили на него письмом под заголовком «Во имя чего мы сосуществуем?». Этот ответ свидетельствовал о качественно новой роли саудовского интеллектуала и его высокой ответственности, продемонстрировал зрелость его политического и культурного сознания, понимания им опасных тенденций, угрожающих ему, его государству и обществу.

Впрочем, западные СМИ этим не ограничились: печатные издания были открыты для всякого, кто хочет оскорбить Ислам или Саудовскую Аравию. Так поступила, например, американская «Нью-Йорк Таймс», которая 13 декабря 2016 года в разделе «Мнение» напечатала статью министра иностранных дел Ирана под заголовком «Избавим мир от ваххабизма». Автор статьи излил в ней весь свой яд, всю свою ненависть к Саудовской Аравии и ее религии, руководствуясь идеологическими мотивами. Печатное издание он использовал как средство ведения войны, в которой выиграть информационную битву важнее, чем одержать победу на поле сражения, и с этой целью выдвинул свой лукавый тезис о «ваххабитском терроре». При этом газета не проявила ни малейшего уважения к читателям и пожертвовала журналистским профессионализмом ради достижения сомнительных целей.

Два обстоятельства подтверждают справедливость такой оценки. Первое: текст статьи содержит гиперссылки на основные тезисы, которые Зариф (а вместе с ним и газета) пытались протолкнуть, и прежде всего – тезис о причастности королевства к терроризму. Одна из таких гиперссылок отсылает читателя к другой статье, в которой утверждается, будто королевство поддерживает религиозный радикализм в Косово, вследствие чего это европейское государство уже отказалось от былой толерантности и теперь занимает первое место в Европе по количеству джихадистов на душу населения. Второе: в статье использована графика известного иллюстратора Оливера Манди, который специализируется на изображениях, призванных внушить читателю, что королевство имеет какое-то отношение к террору. Так, на иллюстрации к статье изображен зеленый флаг, похожий на флаг Саудовской Аравии, на фоне которого мы видим меч и автомат Калашникова (АК-47). И Зариф, и маститый иллюстратор, и «Нью-Йорк Таймс» не учли, что оружие, изображением которого они попытались проиллюстрировать свою мысль, в Саудовской Аравии не используется – а вот режим мулл как раз входит в список стран, на вооружении которых этот автомат состоит. Смысл высказываний Зарифа состоит в том, чтобы запугать весь мир (и в первую очередь Запад) ваххабитской угрозой: она стала тем «Бугимэном», которым пользуются враги королевства и плетущиеся у них в хвосте западные СМИ, враждебные Саудовской Аравии. Они действуют по принципу Йозефа Геббельса: «лги, лги и лги вновь, до тех пор, пока другие не поверят в то, что ты говоришь».

Если бы эти издания потрудились узнать правду и хоть чуть-чуть позаботились о правдоподобности своих публикаций, то они обнаружили бы, что ваххабизм – это просто «страшилка», которою используют недруги Саудовской Аравии, и увидели бы, кто стоит за использованием этого пугала в СМИ (в первую очередь, западных). Они убедились бы, что никакого ваххабитского толка, которому якобы следует Саудовская Аравия, не существует. Если бы королевство на самом деле ему следовало, это было бы записано в его конституции. Однако первая ее статья гласит, что государственной религией страны является Ислам, без уточнения, какой именно его толк имеется в виду – в отличие от Ирана, в конституции которого упоминается двунадесятнический толк.

Враги королевства за рубежом с пристрастием пролистали все саудовские книги и учебные пособия (этим занимались специальные научные центры, напоминавшие суды инквизиции, которые были учреждены в Испании после падения последнего оплота мусульман – Гранады), но не обнаружили в них даже намека на «ваххабитский толк». Если бы западные СМИ утрудились поиском истины, на которую они претендуют, и спросили жителей королевства разных возрастов, что им известно о ваххабитском толке, то результат опроса их бы поразил: во всем королевстве не найдется ни одного человека, который знал бы о существовании этого толка. Пресловутый ваххабизм существует только в головах тех, кто без конца разглагольствует о нем, не имея об этом предмете ясного представления. Хотя данный феномен имеет исключительно персидское происхождение, этот термин «пристегнули» к Саудовской Аравии, к ее образу правления и к ее народу. О нем постоянно говорят американские и другие западные политики в средствах массовой информации – либо по своему невежеству, либо преследуя свои цели. Так, например, вице-канцлер Германии, министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль в интервью газете «Бильд ам Зонтаг» заявил, что «Саудовская Аравия должна прекратить финансирование фундаменталистских мечетей за границей, которые обвиняются в распространении экстремизма». «Ваххабизм, – добавил он, – стал основой идеологии ИГИЛ и вносит свой вклад в радикализацию умеренных мусульман в других странах». При этом он подчеркнул, что Германия будет препятствовать «помощи саудовцев в строительстве или финансировании мечетей, которые занимаются распространением ваххабитских идей».

Американские газеты «Вашингтон пост» и «Лос-Анджелес Таймс» опубликовали две аналитические статьи, посвященные роли Саудовской Аравии в распространении терроризма, и утверждающие, будто королевство финансировало боевиков «Аль-Каиды».

Такого рода заявления звучат в США и других странах Запада постоянно – как на официальном, так и на неофициальном уровне. Не прекращаются массированные пропагандистские кампании, цель которых – возложить на «ваххабитскую» Саудовскую Аравию ответственность за распространение терроризма!

Не проходит и недели, чтобы с телеэкранов и газетных полос не звучала критика в адрес Саудовской Аравии, которую обвиняют в разжигании насилия под лозунгом джихада. Утверждается, будто саудовская идеология носит «средневековый» характер. Газета «Вашингтон пост» заявила, что саудовцы «создали монстра в мире ислама». Размашистый заголовок статьи в «Нью-Йорк Таймс» гласит: «Саудовцы и экстремизм: поджигатели и пожарные в одном лице»!

Американский теоретик-стратег Фукуяма в номере журнала «Ньюсуик» за декабрь 2001 – январь 2002 г. писал, что сегодняшняя борьба ведется не против терроризма (!), а против фундаментализма, выступающего против современной западной цивилизации!!

Из всего сказанного следует, что антикоммунизм на Западе сменился враждебностью к Исламу. После распада СССР средства массовой информации заговорили о том, что Ислам является врагом номер один, что он представляет опасность для западных ценностей и демократического строя. Именно таким, антиисламским, языком говорят современные политики, именно такие речи звучат во время предвыборных кампаний в США, во Франции и в других странах.

Впору задать невинный вопрос: кто в свое время создал «Аль-Каиду», а потом ИГИЛ (запрещенная в СА и РФ)? Ваххабитские саудовские центры, институты и университеты? Или все-таки ЦРУ?

Не случайно многие наблюдатели и авторы утверждают, что американские и вообще западные пропагандистские кампании (СМИ всегда искажают реальность, а образ арабов и мусульман в западных СМИ искажен до крайности) вновь преследуют далеко идущие цели, а демонизация Саудовской Аравии – это лишь подготовка к расчленению страны!

Избирательность и насилие

Неверно утверждать, что роль СМИ свелась к ознакомлению людей с происходящими событиями и не подразумевает выражения определенной позиции в отношении этих событий. СМИ стали играть воспитательную роль (в соответствии с «гипотезой культивации»), определяя наши предпочтения и формируя наши взгляды. Именно это делают ангажированные западные СМИ, поскольку ярлык «терроризма» навешивается на арабов и мусульман целенаправленно, и это не для кого не секрет.

Западным средствам массовой информации прекрасно известно, что новое поколение боевиков ИГИЛ – это люди, родившиеся в Европе, и что экстремистами они стали еще до того, как стали исламистами, поскольку оказались в европейских обществах изгоями и маргиналами. Тем не менее, СМИ игнорируют этот факт. И вы ошибаетесь, если думаете, что ваххабизм, о котором говорят эти западные политики, писатели и журналисты, сводится к тому, что проповедовал шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб в своих книгах, речах и уроках, или что ваххабиты – это те, кто соглашался с шейхом в том, к чему он призывал.

Нет, ваххабит в их глазах – это любой мусульманин, который пытается следовать установлениям своей религии, даже живя на Западе и даже если он не прочел ни одной буквы из написанного шейхом. Ваххабит – это мусульманин, который прилежно молится пять раз в день, соблюдает пост в месяц рамадан, платит закят и – если у него есть такая возможность – совершает хадж к Заповедному Дому Аллаха. Это мусульманин, который не пьет вина и не берет лихвы. Мусульманин-ваххабит – это тот, кто считает, что его религия есть истина и что она велит ему призывать людей к Исламу.

Некоторые западные мыслители обратили внимание на эту подмену. Так, лауреат Альтернативной Нобелевской премии за исследования в области миротворчества Йохан Гальтунг заметил, что освещение западными СМИ событий на Ближнем Востоке носит избирательный и несправедливый характер, а о Саудовской Аравии упоминается, главным образом, в связи с актами насилия: Запад делает это с целью ослабить позицию Саудовской Аравии в отношении ядерного соглашения с Ираном.

Это также делается с целью «доказать», будто терроризм имеет исламскую природу, будто Ислам призывает к насилию и человекоубийству, угнетает женщину, подавляет свободу слова, не допускает равенства возможностей, исключает справедливость и равноправие. Западные СМИ нападают на саудовские образовательные программы, критикуют королевство за отсутствие демократии; когда падают цены на нефть, из всех нефтедобывающих стран упреки за это тоже достаются только Саудовской Аравии. В том же ряду стоят фабрикация «событий», которых в действительности не было: до сих реальность всегда разоблачала лживость и необъективность таких сообщений.

После того, как теракты в Париже (в ноябре 2015 г.) и Брюсселе (в марте 2016 г.) были приписаны бельгийской ячейке ИГИЛ, Саудовская Аравия фигурировала во многих медийных сюжетах, хотя трудно было установить прямую связь между участниками атаки в бельгийской столице и саудовцами.

Участники атаки руководствовались многими мотивами: это и экономическая фрустрация, и расизм, и ощущение отсутствия перспектив в жизни. И хотя они даже не знали о существовании государства под названием Саудовская Аравия, саудовскую доктрину называют «частью этого коктейля».

В таком же духе американские СМИ рисуют образ саудовца как личности, склонной к экстремизму и терроризму. После событий 11 сентября 2001 г. в качестве примера западной публике преподносится фигура Усамы бен Ладена. В рамках этой подстрекательской пропагандистской кампании американская администрация устроила в СМИ раскрутку Бен Ладена. И делалось это не для борьбы с терроризмом, а с целью подчеркнуть, что Бен Ладен – саудовец.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ханан Ар-рифаиий 30 Января 2017г.
Ответить

Ваххабитов и Ибн Абд аль-Ваххаба тоже англичане придумали и сказали пожнете плоды через 300 лет вот и пожинаем. См книгу С. Гюмюша "Признание английского шпиона" Сначала был Хемфер потом Лоуренс Аравийски а также Филби а Так же Леопольд Вайс он же Мухаммад Асад.

Ханан Ар-рифаиий 30 Января 2017г.
Ответить
-1

Пишут ваххабитского толка не существует. А вот Ибн Баз и Ибн Джамиль Зину почему-то называли себя ваххабитами в своих книгах. И как это понимать тогда?

Артемий 30 Января 2017г.
Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=2Bll_d-alGI

Артемий 30 Января 2017г.
Ответить

Башни 11 сентября взорвали сами спецслужбы США , и вошли в Ирак . https://www.youtube.com/watch?v=I9zhjht4aaQ

Артемий 30 Января 2017г.
Ответить

Террористические группы создают ЦРУ, НАТО и приближенные им .

Кылчык 30 Января 2017г.
Ответить

Ну вот, уже теплее... Теперь ясно, откуда ветер дует. Дай Аллах нам очиститься, и объединиться, и победить Твоего врага!

Яндекс.Метрика