Шахада как элемент веры исламской жизни

Шахада

При обсуждении первого столпа (рукн) ислама ученые обычно склонны все внимание обращать на понятие монотеизма или таухида. Без сомнения, таухид является очень важным принци­пом ислама и высшей ценностью в его религиозной струк­туре. Однако в данной статье мы хотели бы обсудить понятие шахада или «свидетельство» как элемент веры исламской жизни.

В известном хадисе, переданном по этому поводу ал-Бухари, говорится:

«Ибн Умар сказал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Ислам строится на пяти вещах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаху, совершении молитвы, выплате закята, паломничестве и соблюдении поста в месяц Рамадан”». (Ал-Бухари, Китаб ал-Иман, I).

Именно на основании этого и многих других подобных хадисов первое утверждение таухида известно как Калимат аш-Шахада (заявление свидетеля), и, таким образом, мусульманин заявляет:

Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и я сви­детельствую, что Мухаммад является Его посланником.

Для того, чтобы полностью понять значение термина «шахада», мы должны обратиться к Корану, источнику и вдохновителю всех исламских знаний, в котором слово «шахада» встречается в различных формах не менее 160 раз. Основное значение этого термина – «видеть собственными глазами» или «присутствовать, когда что-то происходит или случается». Так, например, в Коране мы читаем[1]:

(2: 185) «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»

(24: 2) «А свидетелями их [прелюбодеев] наказания пусть будет группа верующих»

(85: 7) «…будучи свидетелями того, что творят с верующими»

(2: 133) «Или же вы находились рядом, когда смерть явилась к Йакубу?»

Шахада в своих дальнейших активных формах означает подтвердить и засвидетельствовать то, что человек видел. Следовательно, имеется в виду не только личное знание и убеждение, но также сила убеждения в заявлении того, что человек знает. Поэтому мы читаем:

(12: 81) «Мы свидетельствуем только о том, что знаем»

Именно благодаря высшему знанию и всеведению Бога, Его также называют шахидом в Коране (см. 3: 98; 5: 117; 6: 19; I0: 46; 22: 17; 34: 47; 41: 53; 58: 6; 85: 9 и т. д.).

Бог свидетельствует о Своем Единстве:

(3: 18) «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него»

Бог свидетельствует о том, что Он открыл Своему Про­року, потому что Он открыл это с полным знанием:

(4: 166) «Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это по Своему знанию»

Бог свидетельствует, что Он послал Мухаммада как Своего посланника (см. также 4: 72; 48: 28):

(6: 19) «Скажи: “Аллах – Свидетель между мною и вами”»

(48: 28) «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы пре­вознес­ти ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем»

(4: 79) «Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем»

В Судный день, как сказано в Коране, ваши уши, ваши гла­за, ваши руки, ваши ноги и ваша кожа будут свиде­тель­ствовать против вас из-за любых неверных или греховных по­ступков, которые вы совершили преднамеренно и созна­тель­но (см. 41: 20; 6: 130; 36: 65). Тот, кто олицетворяет в себе то, о чем он свидетельствует, и призывает других к этому свиде­тельству, является шахидом и в Коране он также называется шахидом. Таким образом, роль Пророка – роль шахида:

(33: 45) «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем» (см. также 48: 8; 73: 15)

Пророк также является шахидом, в том смысле, что он есть постоянный свидетель, как и верующие, от которых требуется того же:

(22: 78) «Аллах нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях»

(4: 41) «…а тебя [Пророк] приведем свидетелем против этих?»

В своих различных употреблениях в Коране шахада означает:

1. Знание и убежденность.

2. Приверженность.

3. Провозглашение.

Как и в христианстве, в исламе нет недостатка в по­дроб­ных символах веры. Такие подробные выражения кредо были сформулированы теологами для борьбы с ересями. Калимат аш-Шахада, однако, является самым кратким вероучением исла­ма, а также самым простым и самым ранним. Арент Ян Венсинк тщетно пытался доказать, что при жизни пророка Мухаммада этой формулы вероисповедания не существовало в ее нынешнем виде. По его словам, ранние мусульмане исполь­зовали только «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», а вторая часть «محمدا رسول اللَّهُ» была добавлена, когда мусульмане позже начали про­пове­довать христианам и иудеям[2].

Аргументы А. Венсинка основаны прежде всего на пред­положении, что материал хадиса недостоверен. По его мнению, хадисы могут отражать в лучшем случае время, когда они были составлены и записаны, а не период жизни Мухам­мада. Мы не будем обсуждать данное утверждение в этой статье. Чтобы разоблачить ложность такого «ориенталистского об­обще­ния хадисов», многое уже было написано. Доктор Мухам­мад Мустафа ал-Азами дал полное опровержение этих утверждений в своих «Исследованиях ранней литературы хадисов» (Indiana­polis: American Trust Publications, 1978). А. Венсинк, возможно, забыл рассмотреть призыв к молитве (азан), где обе фразы шахады встречаются бок о бок в их полной форме. Насколько мне известно, никто не подвергал сомнению исто­ричность азана, который Билал и многие другие сподвиж­ники Пророка про­износили в качестве призыва на молитву пять раз в день в его мечети в Медине.

Обе фразы шахады полностью передают основные прин­ципы ислама. Однако знаменательно, что они начинаются не с кредо или «я верую», они начинаются с ашхаду или «я свидетельствую», что означает не только то, что я имею веру в Бога и верую в Него, но и то, что я вижу Его присутствие перед собой и вокруг себя, я убежден в уникальности Его су­ще­ствования, и это не является только моим личным убеж­де­нием, но я хочу заявить об этом миру. Точно так же я не толь­ко верю в пророческую миссию Мухаммада, но я знаю его как Пророка, и я заявляю об этой своей убежденности миру.

Шахада является одним из важных религиозных пережи­ваний мусульманина. Оно начинается в тот день, когда он рождается, и эти слова шепчут ему на оба уха отец, дед или какой-нибудь другой благочестивый мусульманин. И оно про­дол­жается благодаря его взрослению в мусульманском сооб­ществе, где он слышит азан пять раз в день. Это переживание ста­новится его величайшим опытом, если у него есть воз­мож­ность отдать свою жизнь за веру в качестве шахида или мученика.


Муззаммил Х. Сиддики

Всемирная мусульманская лига, Нью-Йорк


[1] Все цитаты Корана на арабском и перевод смыслов даются с сайта «Коран онлайн» https://quran-online.ru/

[2] A.J. Wensinck. Muslim Creed. London: Cambridge University Press. 1932. Second impression. P. 17–35.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика