При обсуждении первого столпа (рукн) ислама ученые обычно склонны все внимание обращать на понятие монотеизма или таухида. Без сомнения, таухид является очень важным принципом ислама и высшей ценностью в его религиозной структуре. Однако в данной статье мы хотели бы обсудить понятие шахада или «свидетельство» как элемент веры исламской жизни.
В известном хадисе, переданном по этому поводу ал-Бухари, говорится:
«Ибн Умар сказал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Ислам строится на пяти вещах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаху, совершении молитвы, выплате закята, паломничестве и соблюдении поста в месяц Рамадан”». (Ал-Бухари, Китаб ал-Иман, I).
Именно на основании этого и многих других подобных хадисов первое утверждение таухида известно как Калимат аш-Шахада (заявление свидетеля), и, таким образом, мусульманин заявляет:
Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад является Его посланником.
Для того, чтобы полностью понять значение термина «шахада», мы должны обратиться к Корану, источнику и вдохновителю всех исламских знаний, в котором слово «шахада» встречается в различных формах не менее 160 раз. Основное значение этого термина – «видеть собственными глазами» или «присутствовать, когда что-то происходит или случается». Так, например, в Коране мы читаем[1]:
(2: 185) «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»
(24: 2) «А свидетелями их [прелюбодеев] наказания пусть будет группа верующих»
(85: 7) «…будучи свидетелями того, что творят с верующими»
(2: 133) «Или же вы находились рядом, когда смерть явилась к Йакубу?»
Шахада в своих дальнейших активных формах означает подтвердить и засвидетельствовать то, что человек видел. Следовательно, имеется в виду не только личное знание и убеждение, но также сила убеждения в заявлении того, что человек знает. Поэтому мы читаем:
(12: 81) «Мы свидетельствуем только о том, что знаем»
Именно благодаря высшему знанию и всеведению Бога, Его также называют шахидом в Коране (см. 3: 98; 5: 117; 6: 19; I0: 46; 22: 17; 34: 47; 41: 53; 58: 6; 85: 9 и т. д.).
Бог свидетельствует о Своем Единстве:
(3: 18) «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него»
Бог свидетельствует о том, что Он открыл Своему Пророку, потому что Он открыл это с полным знанием:
(4: 166) «Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это по Своему знанию»
Бог свидетельствует, что Он послал Мухаммада как Своего посланника (см. также 4: 72; 48: 28):
(6: 19) «Скажи: “Аллах – Свидетель между мною и вами”»
(48: 28) «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем»
(4: 79) «Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем»
В Судный день, как сказано в Коране, ваши уши, ваши глаза, ваши руки, ваши ноги и ваша кожа будут свидетельствовать против вас из-за любых неверных или греховных поступков, которые вы совершили преднамеренно и сознательно (см. 41: 20; 6: 130; 36: 65). Тот, кто олицетворяет в себе то, о чем он свидетельствует, и призывает других к этому свидетельству, является шахидом и в Коране он также называется шахидом. Таким образом, роль Пророка – роль шахида:
(33: 45) «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем» (см. также 48: 8; 73: 15)
Пророк также является шахидом, в том смысле, что он есть постоянный свидетель, как и верующие, от которых требуется того же:
(22: 78) «Аллах нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях»
(4: 41) «…а тебя [Пророк] приведем свидетелем против этих?»
В своих различных употреблениях в Коране шахада означает:
1. Знание и убежденность.
2. Приверженность.
3. Провозглашение.
Как и в христианстве, в исламе нет недостатка в подробных символах веры. Такие подробные выражения кредо были сформулированы теологами для борьбы с ересями. Калимат аш-Шахада, однако, является самым кратким вероучением ислама, а также самым простым и самым ранним. Арент Ян Венсинк тщетно пытался доказать, что при жизни пророка Мухаммада этой формулы вероисповедания не существовало в ее нынешнем виде. По его словам, ранние мусульмане использовали только «لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ», а вторая часть «محمدا رسول اللَّهُ» была добавлена, когда мусульмане позже начали проповедовать христианам и иудеям[2].
Аргументы А. Венсинка основаны прежде всего на предположении, что материал хадиса недостоверен. По его мнению, хадисы могут отражать в лучшем случае время, когда они были составлены и записаны, а не период жизни Мухаммада. Мы не будем обсуждать данное утверждение в этой статье. Чтобы разоблачить ложность такого «ориенталистского обобщения хадисов», многое уже было написано. Доктор Мухаммад Мустафа ал-Азами дал полное опровержение этих утверждений в своих «Исследованиях ранней литературы хадисов» (Indianapolis: American Trust Publications, 1978). А. Венсинк, возможно, забыл рассмотреть призыв к молитве (азан), где обе фразы шахады встречаются бок о бок в их полной форме. Насколько мне известно, никто не подвергал сомнению историчность азана, который Билал и многие другие сподвижники Пророка произносили в качестве призыва на молитву пять раз в день в его мечети в Медине.
Обе фразы шахады полностью передают основные принципы ислама. Однако знаменательно, что они начинаются не с кредо или «я верую», они начинаются с ашхаду или «я свидетельствую», что означает не только то, что я имею веру в Бога и верую в Него, но и то, что я вижу Его присутствие перед собой и вокруг себя, я убежден в уникальности Его существования, и это не является только моим личным убеждением, но я хочу заявить об этом миру. Точно так же я не только верю в пророческую миссию Мухаммада, но я знаю его как Пророка, и я заявляю об этой своей убежденности миру.
Шахада является одним из важных религиозных переживаний мусульманина. Оно начинается в тот день, когда он рождается, и эти слова шепчут ему на оба уха отец, дед или какой-нибудь другой благочестивый мусульманин. И оно продолжается благодаря его взрослению в мусульманском сообществе, где он слышит азан пять раз в день. Это переживание становится его величайшим опытом, если у него есть возможность отдать свою жизнь за веру в качестве шахида или мученика.
Муззаммил Х. Сиддики
Всемирная мусульманская лига, Нью-Йорк
[1] Все цитаты Корана на арабском и перевод смыслов даются с сайта «Коран онлайн» https://quran-online.ru/
[2] A.J. Wensinck. Muslim Creed. London: Cambridge University Press. 1932. Second impression. P. 17–35.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: