Шамиль Аляутдинов: Оздоровление российской уммы не за горами

Шамиль Аляутдинов
Имама Мемориальной мечети города Москвы Шамиля Аляутдинова можно по праву назвать человеком дела. А точнее – большого количества дел, которые ему каким-то образом удается делать одновременно. Предстоятель на намазе, проповедник, автор многочисленных книг, учебников и тренингов, ведущий популярной странички в Интернете, врачеватель душ... И это далеко не полный перечень занятий нашего сегодняшнего собеседника.



От традиционного муллы имама Аляутдинова отличает не столько строгий европейский костюм и отсутствие помпезной чалмы, сколько наличие некоего осязаемого и востребованного продукта, который является логическим итогом его деятельности. И этот продукт – не ритуал, не дежурная мантра, которую произносит мулла. И даже не печатный листок, который под видом популярной газеты предъявляют чиновникам для отчетности о потраченных деньгах. Этот продукт – интеллектуальный. Будь то книга, проповедь, лекция, семинар или тренинг, он рождается благодаря повседневным умственным усилиям и кропотливому труду. А показателем востребованности этого продукта служит большая армия потребителей, которая при необходимости всегда готова проголосовать за него рублем.



Пожалуй, один из главных мотивов Аляутдинова-проповедника – популяризация образа верующего, преуспевающего как духовно, так и материально. Олицетворением этого образа в первую очередь является он сам. Именно эта социализаторская роль проповеди и навеяла тему нашей беседы с имамом Мемориальной мечети, которая состоялась по окончании его яркого выступления в Шатре Рамадана.







– Уважаемый Шамиль-хазрат, сегодня много говорится о переменах, которые происходят в российском исламе. Как вы оцениваете нынешнее положение российской уммы, можно ли говорить о росте ее общественной роли?



– Пока что – хаос и беспорядок. Отсутствие совместного и целенаправленного созидательного движения вперед, а также – совместного решения давно созревших и уже перезревших проблем. Формальные речи, формальные лозунги, формальные действия – все лишь в угоду чиновникам, принимающим решения по финансированию. Проблемы межрелигиозного и межэтнического диалога уже давно в тупике. Конечно, проще найти общий язык с государственным служащим местного уровня и устранять неугодных через кляузы в органы правопорядка, чем общаться с многоликой толпой верующих твоей мечети или региона, что требует в первую очередь хорошей богословской образованности и эрудированности.



– Ощущаете ли вы какие-либо изменения на примере вашей собственной деятельности как имама и популяризатора духовных ценностей?



– Изменений не ощущаю. Единственное, по моим наблюдениям, из общения с работниками СМИ вижу, что высшее руководство страны взяло правильное направление по объединению российского народа на совместное созидание и развитие, вне зависимости от национальности и вероисповедования. Грязь и оскорбления уже больше не льются как из рога изобилия в СМИ в адрес отдельных мусульманских народов или регионов, на мусульман или Ислам в целом.



Наконец-то (после 15-ти летнего информационного терроризма в адрес мусульманских народов РФ и искажения мусульманских ценностей) на ключевых уровнях власти осознали (или начали осознавать), что мы, россияне, одна нация на огромных богатых просторах нашей Родины и нам совместно строить свое будущее и совместно защищать свои интересы как внутри страны, так и за ее пределами.



– Если брать терминологию хадиса об умме как о социальном организме, в котором если заболел один орган, то это отразилось общим ухудшением здоровья. Можно ли говорить, что российская умма является таким организмом?



– Если говорить о российской умме и ее централизованных структурах, то почти все ее органы больны. Религиозная идеологическая составляющая вообще в катастрофическом положении: до сих пор в РФ вербуют в горячие точки мира, до сих пор пополняются ряды бандитов, бегающих по горам и убивающих представителей правоохранительных органов, до сих пор есть немало сочувствующих им. Все это – катастрофа! За последние 20 лет мы не справились со смертоносными информационными идеологическими вирусами, занесенными нам извне. Эти вирусы заразили огромное число людей, причем те даже не понимают, сколь нездоровы и деструктивны, сколь их размышления, а тем более действия противоречат Корану и Сунне. К сожалению, на каком-то этапе государственные СМИ помогли распространению этих вирусов, называя подобное нетрадиционным Исламом. Я устал говорить последние 17 лет на эту тему. В итоге моим главным ответом на печальное информационное положение дел явился богословский перевод смыслов Священного Корана и книга “Как увидеть Рай?”



Почти все органы больны и практически нежизнеспособны, не отвечают требованиям сегодняшнего времени. Альтернатива – оздоравливаться через просвещение, а не создавать очередные нежизнеспособные структуры в целях стравливания мусульман друг с другом, как это делал один известный чиновник, в прошлом отвечавший за реализацию государственной политики в сфере ислама. Надеюсь, то время, которое многие называли эпохой исламофобии и смуты, кануло в Лету, и бразды государственно-исламских отношений оказались в руках настоящих государственников и профессионалов. Наиболее ярким выражением новых подходов стала уфимская речь Владимира Путина, посвященная развитию российского ислама. Уверен, что процесс оздоровления российской уммы не за горами.



– Какое на вас лично впечатление произвели уфимские тезисы президента России?



– Пока народ, простые люди, не увидят конкретных действий и результатов от представителей различных уровней власти, тезисы и речи малоэффективны. Они могут на время успокоить, но этого, если мы печемся за будущее нашей Родины, недостаточно. Нужно начинать с малого конкретного и доводить до победного конца. И так шаг за шагом. Тем более при нашем-то человеческом, информационном и финансовом ресурсах. Наше государство – одно из самых богатых в мире, если не самое богатое, и об этом следует не забывать.



Надеюсь (молю Бога), что в ближайшем будущем в Москве по инициативе Патриарха Кирилла, согласовано с муфтием Равилем Гайнутдином, под руководством президента страны Владимира Путина и под личным контролем и патронажем Рамзана Кадырова будет построена мечеть-шедевр на 15 тысяч молящихся – одна из самых красивых и удобных для верующих мечетей мира (аминь).



– Что вы вкладываете в понятие социализации ислама, к которой призвал президент?



– Ислам выходит за рамки проповедей в мечетях. И его ценности работают на благо людей самых разных национальностей и культур.



– Какие факторы, по вашему мнению, препятствуют реализации уфимских тезисов Путина?



– Отсутствие конкретной программы реализации, конкретных шагов. Отсутствие сроков реализации, промежуточных сроков. Отсутствие ответственных за выполнение этого людей и обещанного им наказания за невыполнение. Отсутствие контроля за выполнением.



Препятствуют люди на местах; закостенелость мозгов большинства тех, кому за 40; страх перед совершением хоть каких-то конкретных действий. Пустые чиновничьи переписки, сплетни, наговоры, лозунги на конференциях.



– Что вы можете сказать о консолидации, которую мусульманское сообщество России проявило чуть ли не впервые в новейшей истории страны. Я имею в виду их позицию в отношении Крыма и крымских татар? Ведь не секрет, что еще недавно в нашей умме ощущалась духовная раздробленность, порой проходящая по границам ключевых муфтиятов?



– Президент нашей страны имеет фактический очень сильный авторитет, а потому если он ставит конкретную задачу, дает поручение и его люди контролируют выполнение – усилия объединяются. Я лично участвовал в том процессе и консолидации на деле не увидел. Снятие напряжения и наведение конструктивных мостов было реализовано при непосредственном участии моего руководителя Равиля Гайнутдина.



– Получит ли на ваш взгляд развитие консолидации мусульманского сообщества России в других сферах?



– Не знаю, я не политик. Я сосредоточен на тех моих рабочих делах, которыми занимаюсь изо дня в день, используя имеющиеся у меня ресурсы.



– В заключение скажите несколько слов о ваших ближайших творческих планах.



– Одной из главных целей моей жизни (она как часть миссии прописана в моем сценарии) является донесение мусульманских ценностей (Коран, Сунна, их чудесные и созидательные смыслы) до как можно большего числа людей в понятной для них форме. Чтобы даже неверующие люди либо представители других культур и религий, понимая и практикуя эти ценности, обогатили свою земную жизнь новыми красками и оттенками великолепия и изобилия.



Я шаг за шагом (с Божьей помощью) двигаюсь к тому, чтобы как можно больше людей имело конкретные созидательные инструменты для становления счастливыми в обоих мирах. Аминь.

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика