Сибирь и Степь Мухаммада-Ханафии

Памятник ротмистру Валиханову на улице его имени в Омске

Памятник ротмистру Валиханову на улице его имени в Омске

Теги:



0
08 Сентября 2022г. (11 Сафар)

В сердце города Омск, в его исторической части, есть любимая горожанами пешеходная улица в фонтанах и инсталляциях, выходящая на набережную Иртыша. Носит она имя Чокана Валиханова, чингизида, этнографа, офицера генштаба военного министерства МИД Российской империи, разведчика, открывшего для России неведомый восточный Туркестан.

Пешеходную улицу с 2004 года украшает памятник Чокану Чингисовичу, установленный у Консульства Республики Казахстан. Неподалеку от бронзовой скульптуры находится здание Сибирского кадетского корпуса, куда юный Чокан прибыл в двенадцатилетнем возрасте, не зная языка, на котором ему предстоит учиться и стать лучшим учеником. Лицо султана на памятнике обращено далеко на юг, в бескрайнюю степь, где родился Чокан в 1835 году и где покинул бренный мир в возрасте 29 лет, возвращаясь в Омск.

Мухаммад-Ханафия с Федором Достоевским в Семипалатинске

«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов, – писал о нем академик Николай Веселовский. – Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

Есть два географических пространства в судьбе человека, которые неизменно сопровождают его биографию – это места рождения и упокоения. Родился будущий просветитель в орде-зимовке Кунтимес своего отца, полковника Чингиса Валиханова, старшего ага-султана Кокшетауского внешнего округа Области сибирских киргизов Российской империи (ныне это село Кунтимес в Костанайской области Казахстана). При рождении ему было дано имя Мухаммад-Ханафия в честь родоначальника рода миссионеров «кожа» Мухаммада-Ханафи, который приходился сыном четвертому праведному халифу Али ибн Абу Талибу, был рожден женщиной, на которой повелитель правоверных женился после смерти Фатимы бинт Мухаммад. Потомки Мухаммада-Ханафи в свое время, испытав притеснения со стороны аббасидов, переселились в Среднюю Азию, где развернули широкую проповедническую деятельность, а со временем растворились как род «кожа/ходжа» в казахском, узбекском и таджикском народах.

Так выглядел мазар Чокана в 1867 году во время посещения его фон Кауфманом

Чокан (Шокан) – прозвище, данное мальчику в раннем детстве, прикрепилось на всю жизнь, вошло в документы, хотя оно абсолютно ничего не означает. В казахском языке не такого слова, нет семантического значения данной лексемы. Видимо ребенком будущий просветитель, выговаривая первые слова, часто шокал и чокал, а после свыкся с детским прозвищем и его вариантами произношения: в одном из писем известный писатель Федор Достоевский то ли в шутку толи всерьез писал ему «дорогой мой друг, милый Чекан Чолканович…».

На взгляд автора, более достойно на памятнике в центре Омска смотрелось бы подлинное, данное родными через азан имя – Мухаммад-Ханафия Валиханов. Три года назад в дни путешествия по сакральным местам Казахстана во время посещения места упокоения ротмистра Валиханова в урочище Алтын-Эмель, читая суры Корана и посвящая дуа душе покойного, я произносил настоящее имя, данное ему отцом и любимой бабушкой Айганым.

Оригинал памятной плиты в музее Шанханая со следами зубилы крестьянина-переселенца

Находится могила Мухаммада-Ханафии в 2000 километрах от Омска возле аула Шанханай Алматинской области неподалеку от границы с Китаем, в двух с половинной десятках километрах от военного городка Сарыозек. Планируя поездку, мы подробно изучили карту маршрута, и казалось, что от Сарыозека до Шанханая рукой подать, всего 23 км, но расстояние показалось очень длинным. Так бывает, когда человек торопится. А мы спешили, чтобы успеть до сумерек, давили на газ, благо дороги тут отличные, но горизонты словно сдвигались и расширялись.

Наконец вдали на возвышенности показался гранитный обелиск, установленный на могиле ученого в 1958 году по поручению первого секретаря Компартии КазССР Динмухамеда Кунаева. Отдав дань почтения, мы еще около часу оставались у обелиска. Сакральные места обладают притягательной силой, побуждают к размышлениям. Способствовала думам и облачная погода, установившаяся в Алтын-Эмеле, как называют урочище в предгорьях Джунгарского Алатау, где прошли последние десять месяцев жизни ученого.

На могиле копия памятной плиты от генерал-губернатора фон Кауфмана

В Алтын-Эмеле ротмистр Валиханов оказался летом 1864 года, возвращаясь в Омск из военной экспедиции в Аулие-Ату (ныне Тараз). Возмущенный действиями полковника Михаила Черняева в отношении местного населения при присоединении южного Казахстана и Кокандского ханства, Чокан подал в отставку и покинул экспедицию. Однако добраться до Омска ему было не суждено. В Алтын-Эмеле, где ученый остановился у своего сородича-чингизида Тезека Нуралина, болезнь его обострилась, и он остался в ауле Тезека. Молодого султана удерживало еще одно обстоятельство: он влюбился в племянницу Тезека по имени Айсары. Но недолго было суждено молодым быть вместе в браке в любви и согласии. В апреле 1865 года Мухаммад-Ханафия покинул ближнюю жизнь от чахотки, прожив 29 лет и оставив труды, которые составили пять томов.

Спустя два года после его смерти мазар-усыпальницу султана посетил генерал-губернатор фон Кауфман и дал распоряжение возвести более величественный мавзолей и установить памятник. Мраморную плиту заказали в Екатеринбурге и везли в Алтын-Эмель через Омск и Семипалатинск. Надпись на памятной плите гласит: «Здесь покоится прах штабс-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана I, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881 году».

Как выглядел мавзолей, воздвигнутый по заданию фон Кауфмана, мы можем увидеть по рисунку известного востоковеда и друга Чокана с Сибирского кадетского корпуса Григория Потанина. Памятную плиту через много лет стащил из кладбища некий переселенец-крестьянин и попытался расколоть его зубилом, чтобы сделать жернова. Но мрамор не поддался, и сегодня памятник хранится в музее села Шанханай.

Обелиск, установленный по распоряжению Динмухамеда Кунаева в 1958 году

Памятник Чокану на улице его имени – один из объектов экскурсии «Казахский след в истории Омска», организуемой местной общественной организацией «Казахи Омска». Периодически здесь собираются молодые люди, узнают о событиях минувших дней возле бронзового изваяния, взор которого, кажется, обращен за две тысячи километров в Алтын-Эмель, где прошли последние счастливые дни молодого султана рядом с возлюбленной.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика