Служилые татары в борьбе России за Украину и Белоруссию

В связи с событиями на Украине известный российский религиозный и общественный деятель Андрей Кураев предрек «закат Империи», назвав одной из причин этого: »…снятие табу на приглашение «татар» к кровавому соучастию в христианских внутренних разборках».

Однако, тут Кураева надо поправить. В прошлом никакого «табу на приглашение «татар» не существовало. Для примера можно даже не погружаться во времена Ивана Калиты, «пригласившего» ордынцев поддержать поход на Тверь, а вспомнить события середины 17 века и тогдашнюю борьбу России за Украину и Белоруссию.

В 1648 году на Украине началось восстание под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого против польского владычества. Оно проходило с переменным успехом, и в 1653 году Хмельницкий обратился за помощью к России, которая в ноябре того же года объявила войну Речи Посполитой. Этот конфликт вошел в историю под названием русско-польской войны. Одним из ее центральных событий была Переяславская Рада, по решению которой Украина вошла в состав России.

Для нас же интересен тот факт, что тогда, как и в наши дни, служилые татары, находившиеся на службе Российского государства, были активно задействованы в боевых действиях этой войны в составе русской армии.

Их боевую службу можно проследить по письменным источникам той эпохи, за скупыми строками которых иногда скрываются полные драматизма события. Так, по документам из архива боярина Морозова можно узнать, что «алаторские служилые татаровя… из деревень Шубина, Каргаполя, Семеновской, Октукова, Кадомки, Урозовки, Красноярова, Ключищи, Кузьмина, Ендовищи» принимали участие в осаде Смоленска осенью 1654 года в полку под его командованием и за свои удачные действия были пожалованы коллективным поощрением – правом на бесплатную вырубку леса у села Богородского близ Арзамаса, находившемуся во владениях Морозова.

Стоит отметить, что осада с последующей капитуляцией гарнизона Смоленска, который с 1611 по результатам русско-польской войны 1609-1618 годов оказался в составе Речи Посполитой, относится к начальному периоду войны, когда русским войскам удалось взять целый ряд городов на ее территории.

Мобилизация татар в войска проходила практически повсеместно, о чем свидетельствует «Государева грамота стольнику и воеводе Шереметьеву» от 29 июля 1656 года, в которой содержится указание провести набор среди «казанских, свияжских, кузьмо-демьянских татар» в его полк.

Кадомские, касимовские и шацкие мурзы и татары входили в войсковую группу князя Федора Куракина, действовавшего на северной Украине. В 1659 году служилые татары Нижегородчины и Касимова участвовали в осаде города Конотопа в войске князя Алексея Трубецкого и последовавшей за этим неудачной для русских войск Конотопской битве. В ней погибли отпрыски многих знатных российских дворянских и боярских родов, среди которых согласно книгам Разрядного приказа были 18 кадомских мурз и еще 51 мурза из других мест. После этой битвы по царскому указу в числе прочих участников мурзам было выдано по 15 рублей, а рядовым татарам – по 10 рублей денежных компенсаций.

В 1660 году была проведена новая мобилизация служилых татар в войско князя Долгорукого, которое было направлено на территорию Белоруссии. Всего в нем насчитывалось около 1200 мурз и татар. Они приняли участие в битве на реке Басе, в результате которой русским удалось отстоять город Могилев. Всего согласно «Разрядной книге Московского стола» после этой битвы в войске Долгорукого «Касимова и Кадома мурз и татар» осталось в живых 697 человек. Всем им по царскому «Наказу» были выплачены деньги: мурзам по 30 рублей, рядовым татарам – по 20 рублей.

Эти суммы по тем временам были достаточно большими, однако надо учитывать, что воины поместной конницы должны были в походе содержать себя за свой счет, и даже таких денег в итоге могло не хватить.

Подтверждением этому может быть «Челобитная дворян и детей боярских низовых городов», к которой присоединились «арзамасские, алаторские и свяжские мурзы и татары» все того же войска Долгорукова, в которой они описывают свой боевой путь в кампании 1660 года. По их словам, находясь под Киевом «помирали голодом, в стуже. Своих запасов и конских кормов взять было негде и купить нечем…Под Хмельниками был бой с ляхами и с изменником Ивашкой Выговским… Ходили мы по нужному осеннему заморозному пути… и от такого дальнего и скорого походу обесконели, многие лошади на бою побиты, а иные от нужнаго осеннего пути… и от бескормицы померли, а достальных кляч своих, пришед к Белой Церкви с голоду поморили».

По окончании похода войска ждали роспуска на зимние квартиры, но в их расположение приехал царский стряпчий Кирилл Яковлев, с приказом оставаться на службе и зимовать у Белой Церкви. На зимовке воины истратили последние свои припасы. Весной 1661 года поступил приказ двигаться в Умань.

«Прибредучи в Умань без запасов и конских кормов…ходили из Умани в поход очищать черкасских городов…и дошли до Кублич… Мы по сю пору ожидаем твоего милосердного указу и отпуска и всякую скудость и голод терпим. И многие служилые люди, питаясь травою с голода и от пухоты померли, от безхлебья, …и ныне мы до конца разорились, кляч своих, и ружья и платьишка отбыли …а впредь нам, будучи на службе, пропитатися нечем…помереть голодною смертью,…а только нас из 6 сотен осталось в Умани 270 человек…Милосердный государь,…вели нас со своей службы переменить,…чтобы нам голодной смертью не помереть».

В этих скупых строках отражается вся тяжесть лишений, которые русские войска перетерпели в боях и походах осени-зимы 1660-1661 года. Лишь в ноябре 1661 года после именного царского указа о выдаче воинам войска Долгорукова жалования по 50 рублей на человека, уцелевшие в походе были отпущены «на Москву».

Эта тяжелая для Российского государства война, которая велась с переменным успехом, завершилась в 1667 году Андрусовским перемирием, по которому России переходил Смоленск, а также земли, отошедшие к Речи Посполитой в Смутное время, в том числе Дорогобуж, Белая, Невель, Красный, Велиж, Северская земля с Черниговом и Стародубом. Польша признала за Россией право на Левобережную Украину. Киев переходил Москве, Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши.

Считается, что после этого Речь Посполитая начала клониться к упадку, в результате которого последовали ее разделы, завершившиеся в конце 18 века ликвидацией польского государства. Таким образом, можно констатировать, что служилые татары не только принимали активное участие в «христианских внутренних разборках», но внесли свой весомый вклад в дело вхождения Украины в состав России в середине 17 века.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Простой 04 Апреля 2022г.
Ответить

Тем и отличаются татары, от настоящих Мусульман как Салават Юлаев и других героев этой Уммы

Простой 04 Апреля 2022г.
Ответить

Пусть вам татарам будет стыдно

Яндекс.Метрика