Смысл слова «джихад» и его значение

Слово «джихад» имеет глубочайший смысл в исламе, и если мы обратимся к его лексическому смыслу и значению, то обнаружим, что оно происходит от слова «джахд» (جَهْدٌ), которое означает: «прикладывать все силы», «прикладывать все возможности и всю энергию для достижения чего-либо».

В зависимости от контекста это слово может означать: «такой-то утомил такого-то» или «такой-то приложил все свои усилия для достижения своей цели». Если мы приложим слово «джахд» к словам «аль-джихад» или «аль-муджахада», которые в арабском языке указывают на совершение действия двумя сторонами или на совершение действия в ответ на действие противоположной стороны, то получим следующее значение: есть кто-то, кто прикладывает свои усилия и делает все возможное против тебя, а ты прикладываешь свои усилия и делаешь все возможное против этого.

В арабском языке существует различие между словами, например: «фулян каталя фулян», т.е. «такой-то убил такого-то», и словами: «фулян кааталя фулян» – «такой-то сражался с таким-то», ибо в первом случае говорится о том, что некто обнаружил другого и убил его, а во втором случае о том, что двое сражались друг с другом, каждый из них нападал и отражал атаки до победы одного из них. Аналогично и слово «джаахада» указывает на то, что есть другая сторона, которая нападает на мусульманскую умму, стремится ее уничтожить и создает невыносимые для жизни условия, тогда мусульмане обязаны противостоять этому с помощью ответного, оборонительного джихада. Аллах Всевышний говорит: «О уверовавшие! Будьте терпеливы и запасайтесь терпением», при этом глагол «исбиру» означает, что человек должен терпеть все то, что с ним происходит. Однако глагол «саабиру» означает, что просто терпения недостаточно, а нужно запастись терпением, в смысле того, что «вы встретите врага, который также будет терпеть, как и вы, поэтому вы должны запастись терпением и быть более терпеливы, чем ваш враг».

Таким образом, в психологическом отношении слово «джаахада» означает взаимодействие с внешними факторами, а не просто действие, совершаемое одной стороной. Отсюда следует, что есть второе действующее лицо, с которым и происходит взаимодействие, то есть, человек защищает себя от его действий, особенно если речь идет о внешнем противостоянии. Что же касается значения, связанного с внутренней борьбой, то он заключает в себе борьбу с первым врагом человека – шайтаном – и джихад со своими страстями – нафсом (эго), что психологически также подразумевает участие противоположной стороны, находящейся внутри нас, а именно живого существа, нашего врага, который воздействует на наш нафс.

Аллах, пресвят Он и превелик, в Своей премудрой Книге указал нам сего врага – это шайтан. И, вне всякого сомнения, непрекращающийся джихад с врагом, постоянно подстерегающим человека внутри него самого, жестче и сложнее джихада с внешним врагом, который встречается иногда. Поэтому готовность к борьбе с внутренним врагом требует от нас неослабевающего терпения и упорства, постоянной готовности к его проискам, высокой степени выучки и знаний способов внутренней самозащиты.

Слово «аль-джихад» в смысле обороны означает, что имеются, как минимум, две стороны, независимо от того, является ли эта вторая сторона внешней, например, при отражение агрессии врага, или же внутренней, например, при борьбе с происками сатаны. При этом необходимо отметить, что борьба с внутренним врагом не менее необходима и не менее опасна, чем борьба с врагом внешним, более того – она более трудна и непрерывна. Если от борьбы с внешними врагами зависят лишь временные успехи или трудности, то от борьбы с внутренним врагом – наша вечная участь. Однако, многие, говоря о джихаде, ограничивают это слово лишь значением сражения с внешним врагом, игнорируя основное и глубинное значение этого слова. – Тем самым они искажают ниспосланный нам Аллахом смысл слова «джихад». Одним из основных смысловых аспектов этого благо-родного слова, обозначающего поклонение Аллаху Всевышнему, является такое неотъемлемое качество джихада как постоянство и непрерывность.

Величайшая и сложнейшая задача нашего времени – представить молодому поколению мусульман ясную и полную картину джихада, показать всю глубину этого понятия, чтобы оно не заблуждалось, ограничивая себя приложением этого великого понятия лишь к частным ситуациям внешней жизни в контексте войны. Мы говорим: даже если война и является одним из видов джихада, она является частным и преходящим обстоятельством, более того – это скорее исключение из правила, ибо война происходит только по определенным причинам, которых можно и нужно стараться избежать. При этом война и сражения с врагами должны происходить только по строго определенным правилам в социальном контексте и не должна быть результатом личного решения одного человека.

Война влечёт за собой большие последствия для всех людей, и поэтому обязательно, чтобы решение вести войну было принято только теми правителями, кто имеет на это право и несет за это ответственность перед Господом миров и перед людьми, а не теми, кто просто лично желает вести борьбу со всеми ему неугодными. Что касается внутреннего джихада с шайтаном в целях усиления достоинств своей личности, то последствия этой борьбы в виде победы или поражения ощущает только эта личность. Это объясняется тем, что такой джихад – это приучение себя к подчинению Всевышнему и ослушанию сатане, первого врага человека, и особенностью такого джихада является его непрерывность, постоянство и персональная ответственность. Все решения в личной сфере принимаются самим человеком, а его последствиями могут быть развитие и рост, или же падение крепости внутри человека, при этом каждый человек сам пожинает плоды борьбы со своими страстями. Что же касается джихада с внешним врагом, то он относится к сфере общественно-политической ответственности, а не личной, поэтому необходимо следовать решениям знающих людей, алимов в этой области, а не мнениям, удобным для отдельных личностей.

Вопрос о джихаде отнюдь не ограничивается только двумя рассмотренными выше направлениями джихада, а распространяется на многие сферы. Джихадом являются и такие виды деятельности, как искренний призыв к исламу в различных обществах, вклад в человеческую цивилизацию, открытия в научной или информационной сферах или в любой другой деятельности, так как все это входит в понятие джихада и его истинной сущности.

Усман Ахмад Абдуррахим, доктор шариатских наук

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика