Спецслужбы и «война» с терроризмом

news-Y1p1TlS3Rx
Многие эксперты связывают неэффективность «войны с терроризмом» прежде всего с неэффективностью разведывательных служб США.



Например, исследователь из Калифорнийского университета Эми Зигерт пишет в «Лос-Анджелес таймс», что через шесть лет после самого разрушительного теракта в истории Соединенных Штатов все серьезнейшие недостатки, характерные для американских разведывательных ведомств, сохранились. Разведывательные задачи выполняют 16 различных служб, скорее напоминающих враждующие кланы, чем слаженную команду. /А не наблюдается ли то же самое и в ряде других стран, например, в России?! – В. П./. «В ЦРУ царит хаос. А информационные технологии ФБР остаются на уровне каменного века». В отношении ФБР автор, как представляется, явно перебарщивает, но, возможно, что он прав, когда утверждает, что нынешние «международные террористические организации обладают самой современной информационной технологией».



Сегодня разведслужб расплодилось столько, что координация их деятельности необходима как никогда, и тем не менее органа, осуществляющего жесткий контроль над всем этим сообществом, не существует. В 2004 году американский Конгресс учредил должность директора национальной разведки. Однако вместо объединения разведслужб этот шаг спровоцировал яростную борьбу за «сферы влияния».



Последние годы, пока в аппарате директора ожесточенно спорят, кто будет докладывать президенту, а кто – разрабатывать штатное расписание, Пентагон без лишнего шума расширяет собственную разведывательную деятельность в стране и за рубежом.



Пентагоновские структуры сегодня дублируют другие ведомства по таким направлениям, как проведение тайных антитеррористических операций, сбор разведданных за рубежом и наблюдение за американцами на территории страны без судебных ордеров, санкции президента и реального надзора со стороны директора национальной разведки и Конгресса.

Малоизвестное подразделение Пентагона – Управление по контрразведывательной оперативной деятельности – было создано еще в 2002 году для пресечения терактов против американских военнослужащих, однако с тех пор оно превратилось во внушительную контртеррористическую структуру с широчайшими функциями, имеющую в подчинении 4000 военных следователей, находящихся на действительной службе или в резерве.



«Ситуация с обменом информацией между спецслужбами улучшилась – но скорее на бумаге», – пишет Эми Зигерт. "Витриной" реформы разведывательного аппарата стало вновь созданное ведомство – Национальный контртеррористический центр, где представители различных спецслужб сидят в одних кабинетах и составляют совместные доклады. Центр даже создал секретный интернет-сайт, обеспечивающий государственных чиновников обобщенными разведданными о террористических организациях. Однако аналитики из Центра имеют разный уровень допуска и служат в различных ведомствах, поэтому каждый из них может ознакомиться с имеющейся информацией лишь частично. Обмен разведданными до сих пор не налажен даже в тех случаях, когда инструкции это позволяют. Информация разбросана по трем десяткам несовместимых друг с другом компьютерных сетей. Чтобы получить доступ ко всем этим данным, аналитику нужно шесть компьютеров.



«Картина несколько пугающая, – заметил сенатор-республиканец из штата Огайо Майк Девайн, член специального комитета по разведке, в ходе слушаний в связи с утверждением генерала Майкла Хейдена в должности директора ЦРУ. – Как будто мы просто наспех скрепили скотчем различные системы».

При этом за пределами Национального контртеррористического центра ситуация с обменом информацией выглядит еще хуже. В своем отчете за 2006 г. комиссия по расследованию терактов 11 сентября оценила деятельность на этом направлении как неудовлетворительную.



В 2005 году комиссия при президенте, возглавляемая федеральным судьей Лоуренсом Зильберманом и бывшим сенатором-демократом от штата Вирджиния Чарльзом Роббом, пришла к выводу, что ситуация в области стратегической разведки крайне неблагополучна, и к тому же ухудшается. «По всем направлениям, – отмечается в докладе комиссии, – разведывательное сообщество крайне плохо осведомлено о ядерных программах многих из самых опасных игроков на мировой арене. В некоторых случаях оно осведомлено об этом хуже, чем 5 или 10 лет назад».



Уже совсем недавно Палата представителей Конгресса США обвинила американскую разведку в некомпетентности при сборе информации об иранской ядерной программе.

Специальный доклад парламентской комиссии по делам спецслужб подробно анализирует шпионскую деятельность в Иране. Авторы доклада критикуют «способность ЦРУ и других служб предоставить основополагающие сведения, чтобы произвести необходимую оценку» ядерной программы Тегерана.



Что касается предполагаемого производства в Иране химического или биологического оружия, то и здесь разведданные не отличаются подлинной информативностью, жалуются конгрессмены. По их мнению, разведка не смогла пролить свет ни на возможные связи Тегерана с «Аль-Каидой», ни на иранскую помощь «Хизбалле» в войне против еврейского государства летом прошлого года.

Автор: Василий Перелешин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика