СССР: как сотрудники мечети жаловались на прихожан

У московской мечети в 70-ые годы прошлого столетия

У московской мечети в 70-ые годы прошлого столетия

Теги:



4
26 Октября 2016г. (24 Мухаррам)
Во второй половине 19 века после  отмены крепостного права и начала либеральных реформ мусульманское население Москвы начало увеличиваться бурными темпами.

Если в 1855 году в Москве официально проживал 331 мусульманин, то в 1871 году их было уже 918, а в 1881 году – 1831 человек. К этому следует добавить многочисленных «гостей столицы» из числа купцов, выходцев из Средней Азии, которая  тому времени лишь недавно была присоединена к России и, которые прибывали в Москву периодически по торговым делам.

Издавна в  городе существовала мечеть в районе компактного расселения татар в Замоскворечье – бывшей Татарской слободе.

К указанному времени она уже давно перестала помещать всех желающих.

Как говорилось в обращении старшего ахуна Москвы Хайретдина Агеева, старосты мечети Ибрагима Девишева и ее главного финансового попечителя – татарского купца-миллионера Салиха Ерзина на имя московского губернатора В.А. Долгорукова: «Наше магометанское общество и военные чины онаго числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам…отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года».

По этой причине они просили разрешения у московских властей расширить площадь молитвенного здания.

Следует отметить, что существовавшее до этого здание мечети по своей архитектуре ничем не напоминало мусульманское культовое сооружение. Таково было требование властей, чтобы не вводить «в соблазн в вере» православных христиан.

Но времена изменились и проект, разработанный под руководством архитектора Г. Ивницкого,  предусматривал возведение над зданием купола и минарета.

С тех пор здание мечети приобрело тот вид, который мы привыкли наблюдать.

Однако мусульманское население Москвы продолжало расти. В 1897 году оно насчитывало 4200 человек, а в 1902  –   5900 человек. В столицу продолжали прибывать в поисках работы малоземельные и безземельные крестьяне главным образом с территорий, расположенных в Нижегородской и Симбирской губерниях.

Они выбирали для проживания более дешевые районы города – Мясницкую, Сретенскую и Тверскую части и нанимались на низкооплачиваемую неквалифицированную поденную работу в качестве извозчиков, дворников, разного рода прислуги.

Больше всего мусульман  проживало в Сретенской части. Официально здесь было зарегистрировано  500 татар, но сюда следует добавить и неучтенных членов их семей и родственников, которые приезжая часто селились у них неофициально, без уведомления городских властей.

Таким образом реальная численность татар-мусульман только в Сретенской части могла доходить  до 1,5 – 2000 человек.

Здесь же  в 1894 году был образован Второй мусульманский приход, активисты которого Мирза-Мухаммед Вагапов,  Бедретдин Ахтынов, Салахетдин Абельханов и другие во главе с имамом Бедретдином Алимовым стали добиваться разрешения на строительство второй мечети в Москве.

Причем, чтобы избежать бюрократических проволочек участок под мечеть в Выползовом переулке  был выкуплен купцом Х. Байбековым для своих нужд, а затем передан в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания.

В мае 1904 года по проекту архитектора Н. Жукова началось строительство новой мечети, а в ноябре того же года  в ней было совершено первое богослужение.

Таким образом московские власти в общем и целом шли навстречу пожеланиям мусульман. Ведь чиновники того времени были верующими воцерковленными людьми и понимали, что людей, хоть и не русских, хоть и не христиан, хоть и приезжих нельзя лишать права на удовлетворение своих духовных потребностей. И это при том, что Москва тогда была чисто православным городом, городом «сорока сороков», где церкви располагались буквально на каждом шагу, но при этом  ни существование мусульман, ни возведение их храмов не расценивались царскими чиновниками  как угроза государственной религии. Они также не рассуждали в стиле «пусть мусульмане едут молиться в свои деревни».

Совершенно другое поведение демонстрировали советские чиновники-партийцы, для которых борьба с религией стояла на первом месте в их деятельности.

[caption id="attachment_509453" align="alignleft" width="300"]ait70-e Молитва на морозе у московской мечети[/caption]

В сборнике «Ислам и советское государство (1944-1990)» (составитель Ю. Арапов) приводится любопытный документ от 1958 года.

Это донесение (или донос) руководителя «двадцатки» – религиозного общества московских мусульман Айсина в Совет по делам религиозных культов, где говорится о ситуации, сложившейся в единственной тогда в Москве мечети на Проспекте Мира: «Известно, что мусульмане гор. Москвы, как мужчины, так и женщины, принимающие участие в молитвенном собрании по пятницам, не помещаются в молитвенном зале мечети, и они вынуждены располагаться за пределами мечети и проводить служение на снегу под открытым небом.

Это обстоятельство вызывает недовольство среди молящихся во дворе, которые стремятся укрыться в мечети во время молитвы…

Также имел место случай, когда делегаты зарубежных стран, после беседы с имамом, выходили из зала мечети и через переводчиков начинали беседовать с верующими, которые проводили  молитву во дворе мечети.

На вопрос делегатов, почему производите молитву на улице, мусульмане ответили, что в Москве проживают сотни тысяч мусульман, а мечеть только одна. Поэтому мы не помещаемся в одной мечети и вынуждены молиться на улице…

Исполнительный орган Религиозного общества мусульман города Москвы выражает надежду, что Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР окажет содействие Мутаваллиату (совет из сотрудников мечети) в борьбе с такими явлениями и примет соответствующие меры».

Известно, что мечеть в Выползовом переулке на десятки лет после доноса оставалась единственным мусульманским культовым зданием в Москве.

Сохранившиеся с тех пор фотографии запечатлели советских мусульман при совершении праздничных и пятничных намазов на заснеженной улице, прилегающей к мечети.

Так продолжалось вплоть до 1991 года,  пока не была вновь  открыта Историческая мечеть. Но, как и в прежние времена, мусульманское население Москвы увеличивается из-за непростой экономической ситуации в стране и ближнем зарубежье. Складывается впечатление, что нынешние московские власти предпочитают просто два раза в год «пережить» наплыв мусульман предоставляя временные площадки в праздники.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Динар Заман 26 Октября 2016г.
Ответить

Когда представители РПЦ пожаловались Екатерине II на строительство в Казани мечетей вблизи православных храмов, она ответила следующее: «Господь терпит разные веры, значит, и их храмы могут стоять рядом друг с другом».

Динар Заман 26 Октября 2016г.
Ответить

Ну и где здесь донос? По сегодняшним меркам- обычное доведение до властей в письменной форме наболевших проблем мусульманского населения Москвы.

RavilG 26 Октября 2016г.
Ответить

Как перекликаются эпохи с проблемами мусульман Москвы

hanafit 26 Октября 2016г.
Ответить

Сейчас ничего не поменялось, с той лишь разницей, что сейчас муфтият, пока дают деньги, говорят, что у них все хорошо и даже более того, сами способствуют тому, чтобы мечети не строились, но как денежный транш задерживается, начинается психоз по поводу того, что чиновники "Чинят произвол и мешают жить мусульманам" Недавний пример когда СМР начали травлю чиновника из мэрии, после того как узнали, что он собирается выделить земельный участок конкурирующему муфтияту: "В документе, опубликованном пресс-службой муфтията, выражается обеспокоенность «провокативными высказываниями в социальных сетя...
Читать дальше

Яндекс.Метрика