Станет ли Пакистан полноправным членом ШОС

Исламабад
На открывающемся завтра в Бишкеке саммите Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/ Пакистан будет участвовать в качестве наблюдателя. /Можно напомнить: в эту организацию входят: Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Россия. Индия, Иран, Монголия и Пакистан пока имеют статус наблюдателей/. А ему, несомненно, хотелось бы быть полноправным членом этого важного и влиятельного международного объединения…

Пакистанское руководство часто повторяет, что стремится к укреплению отношений с государствами ШОС. И его стремление вполне понятно и объяснимо. Пакистан мог бы стать своего рода мостом, связующим страны ШОС между собой, а также с государствами Залива. Исламабад готов предоставить центральноазиатским соседям свои автотрассы и железные дороги. В рамках ШОС будет легче осуществить и двусторонние транспортные договоренности, например, недавнее пакистано-китайское соглашение о восстановлении Каракарумского шоссе – это часть древнего Шелкового пути. Даже сейчас, когда дорогу повредило землетрясение, по ней ездят огромные грузовики из Китая и Средней Азии.



Пакистан также весьма заинтересован и в энергетическом сотрудничестве со всеми странами Шанхайской организации. Здесь можно напомнить и о планах по строительству газопровода Иран – Пакистан – Индия протяженностью свыше 2,3 тысяч километров и примерной стоимостью 7, 5 млрд. долларов. Недавно Тегеран, Исламабад и Дели устранили важное препятствие, мешавшее подписанию соглашения по газопроводу – разногласия о ценах на топливо.



Вступление в ШОС сделало бы более эффективным сотрудничество Пакистана со странами Центральной Азии в борьбе с терроризмом и экстремизмом. В его помощи в этом отношении заинтересованы все страны ШОС – террористы из этих стран часто находят убежище на пакистанской территории. Уже сейчас Исламабад активно работает с контактной группой ШОС-Афганистан и Региональной антитеррористической структурой /РАТС/.



Исламабад надеется, что вступление в Шанхайскую организацию помогло бы ему преодолеть политическую изоляцию. Пакистан граничит с Афганистаном, Индией, Ираном и Китаем. И только с Пекином у него существуют нормальные, спокойные и даже дружеские отношения. Отношения с Индией отравляет давняя кашмирская проблема. Определенная напряженность наблюдается и на границе с шиитским Ираном. Что касается Кабула, то его власти нередко обвиняют Исламабад в провале антитеррористических операций.



Пакистанское правительство хотело бы уладить все споры и разногласия с соседями. Став страной – членом ШОС, Пакистан мог бы общаться с ними не только на двустороннем уровне, но и в рамках влиятельной организации. Мог бы участвовать в общих проектах. В этом случае у всех стран региона появились бы, вероятно, общие цели и интересы. Помимо того, активная деятельность в солидной международной организации способна вывести Пакистан и на совершенно иной уровень на мировой политической арене.



Надо сказать, что президент Мушарраф неоднократно обращался к лидерам Шанхайской организации с просьбой о содействии вступлению в нее его стране. Ответы, как правило, были неизменно благожелательными. Однако означает ли это, что Пакистан вот-вот станет полноправным членом ШОС? В порядке ответа на этот вопрос приведем мнение российского эксперта по Пакистану Ольги Юрьевской: «Не все так просто. Проблемы Пакистана с Афганистаном, Индией и Ираном как раз становятся основным препятствием на его пути в ШОС. Ведь при вступлении Пакистана в ШОС эти проблемы станут головной болью всей организации. А если учесть, что повышение статуса всех стран-наблюдателей планируется одновременно, к проблемам Пакистана ШОС должна будет добавить ядерную программу Ирана и его напряженные отношения с США. Вряд ли странам ШОС сейчас это нужно».



Автор: Валерий Герасимов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика