Татарский реформатор начала ХХ века - о ваххабитах

Муса Бигиев

В свете развернувшейся дискуссии о запрете ваххабизма ИА IslamNews продолжает знакомить читателей со взглядами татарских классиков на это течение в исламе. Предлагаем вашему вниманию статью татарского мыслителя и религиозного деятеля, делегата от СССР на Мекканском конгрессе, Мусы Бигиева.

Порой даже ложные сведения бывают очень важными. Газетные выпуски последних недель пестрили страшными новостями о том, что ваххабиты, напав на Медину, разрушили могилу нашего Пророка, пришедшего с законами исламского шариата. Несмотря на то, что эти новости, вызывающие в душе читателя ненависть, были открытой ложью о ваххабитах, отличающихся искренностью веры и совершенством среди мусульман, эти вести все же были напечатаны. Потому что англичане остались полностью беззащитны перед опасностью, исходящей от ваххабитов, а сами же ваххабиты достигли невероятной силы в своем движении. Бывшие тому свидетелями телеграфные агенты распространяли открытые ложные сведения по поводу последних событий, что, в свою очередь, стало очень важным и для нас. По сути, они выложили правдивую, но тщательно скрываемую от нас истину. Мекка – в руках ваххабитов. Ибн ас-Сауд покорил мекканские земли лишь благодаря своей мощи, а вовсе не с помощью англичан.

В этот год султан Ибн ас-Сауд совершил обряды хаджа со своей стотысячной вооруженной армией. Учитывая заповедность земли Медины, а также с мыслью не навредить народу этого города, он, не напав на него, был вынужден обойти его со всех сторон и взять в осаду. Вскоре и Медина окажется в руках ваххабитов. В это время поднимутся все племена Аравийского полуострова. Морские берега, железные дороги перейдут в руки ваххабитов. Движение ваххабитов распространится в сторону Сирии. И подобно «друзам» (название одной из религиозных групп), восставшим против Франции, вся Сирия поднимется против англичан. И проблема Мосула (города в Ираке) со всем своим ужасом останется на повестке дня. Также возможно слияние сил Ибн ас-Сауда и Турции. Угроза, исходящая от Ибн ас-Сауда, дойдет и до земель Ирака и, наконец, Индии и Адена (область в Йемене). Эти события, которые так близки, чтобы быть явью, являются очень важными событиями для пустынной Аравии. Если не сегодня, то они обязательно произойдут в ближайшем будущем.

Прямой смысл всех этих открытых ложных сведений и порождающей ненависть клеветы заключался в том, что это указывало на бессилие англичан перед ваххабитами. По причине беспечности, проявляемой правительствами Ирана, Египта и Индии, а также коварства англичан, незначительные волнения народа воспринимаются лишь как обычное явление, маловажная игра. Несмотря на то, что политика англичан придавала значение подобным играм, в призме Ислама они никак не вредили и не могли навредить Ибн ас-Сауду. Если бы исламский мир не был столь беспечен к этим событиям, телеграфные агенты не смогли бы так открыто распространять подобные ложные сведения.

Выражаю некоторую благодарность телеграфным агентам, выложившим свои ложные сведения, за то, что они приковали внимание всего земного шара к поучительному движению ваххабитов, объявив об их великой силе всему мусульманскому сообществу. Они дали нам возможность говорить об истинных религиозно-политических целях ваххабитов. Несмотря на то, что дух мировой войны и великой революции несколько поторопил движения ваххабитов, расширил их религиозно-политические цели и идеалы, ваххабизм остался старым течением в исламском мире. Это была своего рода самая первая благополучная забота, мощный джихад в пробуждении исламских наций.

Первым, кто заложил основу идею ваххабизма, был великий просветительский деятель, новатор 13 столетия (по хиджре) Мухаммад ибн Абдульваххаб. Он родился примерно в 1700-х годах в Наджде, аравийской пустыне, которая находилась вдали от испорченной мировой культуры. Семья ибн Абдульваххаба была не отличающейся от других обычной семьей, не изнеженной мирскими благами.

Вероубеждения и жизнь мальчика сформировывались в более-менее чистой среде бедуинов. Он был воспитан на пути знаний и нравственности, и, проявив небывалое усердие на пути поиска знаний, достиг высоких степеней иджтихада. Исламский мир того времени, напрочь лишенный великих культурных гигантов, отставал в развитии как в мирском, так и религиозно-духовном плане. Провозглашая азан, зовущий исламские нации к прямому пути, Мухаммад бин Абдульваххаб вступил на путь джихада, взявшись за это дело с крепкой верой с целью распространения знаний. Проявив особое усердие и стремление в этом деле, Мухаммад ибн Абдульваххаб обошёл весь Аравийский полуостров вдоль и поперек. За короткий промежуток времени его старания принесли великие результаты, путь, к которому он призывал, распространился и был принят в Аравии. Позже этот путь привлек и предводителя рода ас-Сауд, бывшего тогда великим учёным всего Наджда Абдуллу ибн Сауда. Помимо духовной силы, он становится обладателем и великой власти. После этих событий Мухаммад ибн Абдульваххаб, прибегнув к власти Абдуллы ибн Сауда, образует в Наджде отдельное государство. Государство, которое было основано стараниями Мухаммада ибн Абдульваххаба в Наджде, являло собой образец правления государством времен праведных халифов. Среди людей распространяется набожность, в школах-медресе, расположенных в оазисах бескрайней пустыни, господствовали знание и просвещение, судебные органы отличались совершенной справедливостью, а правители честностью.

Мухаммад ибн Абдульваххаб умер в 1787 году. То движение, государственность, форма правления, связанные с именем ибн Абдульваххаба, продолжили свое существование и после его кончины. Ваххабизм вернул ислам во времена первого иджтихада, который был характерен периоду правления праведных халифов, тем самым проявив усердие в возвращении самостоятельности представителям ислама в освобождении религии от нововведений и заблудших вероубеждений.

В действительности, ваххабизм был путём и Ибн Таймийи. На замену ибн Абдульваххабу приходит его достойный ученик Абдулла ибн Сауд. В те времена у Османского государства уже не оставалось и следа от былого авторитета, силы и мощи. У государства было лишь официальное название. Заповедные земли Мекки и Медины и весь Аравийский полуостров в целом прибывали в некоем заброшенном состоянии. Будучи сильным и достойным учеником Мухаммада ибн Абдульваххаба, Абдулла ибн ас-Сауд в первые годы 19-ого столетия взял заповедные земли Мекки и Медины под крыло своего правления. Ваххабизм распространился во всех землях Аравийского полуострова, в 1814-ых годах ибн ас-Сауд был готов захватить даже земли Шама и Сирии.

Турецкий султан Махмуд остался в абсолютно бессильном положении, и Мухаммад Али просит помощи у паши. С помощью объединенных сил паши, египетский правитель Мухаммад Али отнимает заповедные земли Медины у ваххабитов. После этого они были вынуждены отступить в степи Наджда. Казалось, что время их политического правления завершено, продлившись лишь некоторое время. Но последние события только прибавили стремлениям и религиозным движениям ваххабитов новой мощи. Вскоре Наджд становится столицей иджтихада (усердия и исследований). После этого идеи проявления иджтихада распространяются на земли Индии, Афганистана. В африканские регионы эти идеи проникают посредством «санусизма». Будучи известным в движениях за свободу и пробуждение, уважаемый Джамалетдин Афгани также был одним из ярких представителей ваххабитов, способнейшим учеником ибн Абдульваххаба. Те движения, которые происходили в Египте за последние 30-40 лет, по сути являются результатом деятельности ваххабитов.

В первые годы 19-го столетия, в годы свободы и самостоятельности, движения ваххабитов претерпевают некоторые спад.

Европейские страны начинают завоевывать страны Ислама. 19 век ознаменован завоеванием исламских стран. Россия завоевывает земли Кавказа и Туркестана, Англия распространяет свою власть по всей Индии и Египту, Франция захватывает Марокко, Алжир и Тунис. Европейские страны оккупируют самые красивые области Турции, которая к тому времени полностью отдалилась от Востока и направила свои благотворительные действия в сторону Европы. Если в мировой культуре 19-е тысячелетие ознаменовалось веком чрезвычайного роста и процветания культуры, науки и просвещения, то исламские нации претерпевали век падения, полного краха и оккупации.

Европейская капиталистическая культура передала нам такие свои пороки, как мода и характерная им одежда, азартные игры и опьяняющие напитки. Но в то же время исламское сообщество не переняло от них свою тактику и положительные стороны развития. Все порочные стороны современной культуры проникали в восточный мир, минуя таможню и осаждая эти земли со всех сторон. Восточный мир, которому было неизвестно о благой стороне и красоте культурных наследий, с презрением отнесся к капиталистическим меркам с характерными им испорченностью, злом и развратом. Поэтому он полностью отказался от подобной культуры, и, безусловно, тому были веские причины. Возможно в словах дипломатов, поднявших свои гордые перья с целью изучения лишь порочных сторон Востока, была и доля истины. Но Востоку характерны и очень важные, ценные позитивные стороны, которыми он никогда не пожертвует. Безусловно, Восток, который видел в европейской цивилизации лишь пороки, с ненавистью откажется от Европы, вражески относясь к его капиталистическим меркам.

Мировая война всесторонне открыто выложила все уродливые стороны великих держав. Экономико-политические соглашения сверхдержав, лживые дьявольские обещания великих государств полностью уничтожили в глазах Востока тот статус и уважение, который он испытывал к великим к тому времени странам. У Востока не осталось чувства почета, уважения, признания статуса ни к одной стране, ни к одному государству. Восток, который испытывал ненависть к Европе и вражески относился к его капиталистическим меркам, характерной ему гордыне и жестким агрессиям, наконец окончательно пробудился. Благом, которое принесла первая мировая война исламскому миру, было его пробуждение. Великое, важное политическое событие 20-го века вновь происходит на Аравийском полуострове.

Ваххабиты, оставив тихие долины, снова вступили на политическую арену, будучи вооруженным, мощным и великим сообществом. В те дни во главе движения ваххабитов был мощный правитель Абдульазиз ибн Абдуррахман аль-Файсал ас-Сауд. Он был внуком того самого Абдуллы ибн ас-Сауда, руководившего ваххабитским движением 100 лет тому назад. Абдульазиз ибн Абдуррахман отличался красноречием и был факихом (знатоком шариата), осведомлённым в современном положении дел.

Ваххабизм того времени отличался от ваххабизма столетней давности. Он стал жертвой европейского политического давления, который испытывал в течение целого столетия, проникнув поучительными и грозными уроками Великой мировой войны. Также для него стали важными и постреволюционные уроки, преподнесенные предводителями большевиков. Революция халифата в Турции полностью расширила круг надежд ваххабитов в особом направлении. Наконец, два мощных движения – ваххабизм и сануситы были вынуждены объединится в бывшей для всего исламского мира Священной Каабе – запретных землях Мекки и Медины. Учитывая политические и религиозные особенности, две мощные силы ислама составляют договор:

  1. Полностью охранять от сил немусульманских стран священные для всех мусульман мира земли Каабы.
  2. Заповедные земли Мекки и Медины (Хиджаз) будут представлять собой отдельную область, наделенную полной самостоятельностью. Весь мир будет охранять словно свои души Хиджаз ислама – Мекку и Медину.
  3. Образуется общий конгресс, в обязанности которого будет входить решение всех задач Хиджаза. Таковыми были религиозно-политические цели ваххабитов того времени.

Движению ваххабитов оказало большую помощь и то, что по земле с молниеносной скоростью распространились революционные движения на экономико-политических волнах капиталистического мира. Повсеместное пролетарское движение в конечном счете служит великим целям исламских наций. Лидеры обоих движений – как ваххабитов, так и сануситов, осознали пользу этой ситуации. Воспользовавшись благоприятным моментом, они объединили свои силы с целью дальнейшего совместного движения. Ваххабиты не упустят своего шанса, дойдя до конца и ведя всю Аравию по пути избавления. Это будет одним из великих благ, которое принесет нам великая революция. В этом моя вера, мое пожелание. Муса Бигиев Журнал «Гасри мөселманлык». – 1925., № 7., – 157-160 стр.

Автор: Муса Бигиев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ханан Ар-рифаиий 06 Мая 2018г.
Ответить

так Бигиева считают сторонном ваххабизма насколько я наслышана.

ashir01 05 Мая 2018г.
Ответить

У Аллаха есть рабы, они не пророки и не шахиды, но пророки и шахиды будут им завидовать за их место, дарованное им от Всевышнего Аллаха. Сподвижники спросили: О Посланник Аллаха,кто они и какие их дела? Пожалуй, мы их любим. Он сказал: Они те, которые полюбили друг друга ради Аллаха, нет между ними родственной связи, и нет между ними денег, которые их связывают. Клянусь Аллахом,поистине, в их лицах свет, и они на высоких и светлых ступенях. Они не боятся, когда боятся люди, и не печалятся, когда печалятся люди. ______________ Этот хадис передал Абу Дауд 3527. Шейх аль-Албани назвал ха...
Читать дальше

ashir01 03 Мая 2018г.
Ответить

الشيخ موسى جار الله القازاني التتري رحمه الله 1878ـ 1949م موسى جار الله التركستاني القازاني التتاري الرُّوستوفدوني الرُّوسي، شيخ الإسلام الأخير في روسيا أيام القياصرة وبداية عهد الثورة الرُّوسية، أحد أعلام القرن الرابع عشر الهجري الكبار في العالم الإسلامي. ولد في مدينة روستوف أون دون Rostov-on-Don، ودرس بها، وتفقه في العربية، وتبحر في علوم الإسلام. ثم كان إمام الجامع الكبير بمدينة بتروغراد. وحجَّ وجاور بمكة ثلاث سنوات، ثم عاد إلى بلاده، فأنشأ مطبعة في بتروغراد؛ خدم بها اللغات العربية والفارسية والتترية والروسية خدمة مفيدة، فقد كان يُحسن اللغات المذكورة، وكان إذا تكلم العربية يتحد...
Читать дальше

Путник 03 Мая 2018г.
Ответить

Твой комент не менее уродлив ... Легче сидя за компом поносить тех, кто хоть что-то делает

03 Мая 2018г.
Ответить

Спасибки за возможность ознакомиться с деятельностью Бигиева, но качество перевода, конечно же, ОТКРОВЕННО УРОДСКОЕ !

Яндекс.Метрика