Татары в исламе

Татары на земле Древнего Булгара

Татары на земле Древнего Булгара

Теги:


2
23 Ноября (17 Раби ас-сани)

Предки современных татар – волжские булгары официально объявившие о принятии ислама в 922 году. В русских летописях рассказывается о том, что когда киевский князь Владимир выбирал религию для Руси, булгары направили к нему свое посольство с предложением принять их веру.

Волжская Булгария была мусульманской страной, что подтверждается данными археологических раскопок. В ней строились мечети, медресе, был распространен арабский язык, и алфавит булгарского языка был разработан на основе арабской графики.

До сих пор сохраняются остатки ханской мечети на месте бывшей столицы этого государства в небольшом городке Болгар на территории современного Татарстана.

Во времена монгольского вторжения на земли Поволжья большая часть населения Волжской Булгарии погибла в войне с завоевателями, однако это не означало, что исламский период в истории на ее территории остался в прошлом.

Парадоксально, но в эпоху монгольского господства ислам стал проникать в среду кочевников-тюрков, которые до монгольских завоеваний были в основном язычниками-тенгрианцами и постепенно распространился среди них.

Тюрки-кипчаки, от которых произошли многие современные тюркские народы, были самыми многочисленными в улусе Джучи, сына Чингиз-хана, который позже стал называться Золотой Ордой и, расселяясь по всем его областям, активно смешивались с местными племенами.

В ходе этого процесса тюркский язык получил в Золотой Орде самое широкое распространение и всех, кто говорил на нем на Руси стали назвать татарами. В дальнейшем, с укреплением в Золотой Орде ислама понятие «татарин» стало прочно ассоциироваться с исповеданием мусульманской религии.

Позже, когда в связи с ослаблением и последующим распадом Золотой Орды татарская знать стала переходить на службу к Великим князьям Московским, за ними закрепилось название «служилых татар», означавшее не столько национальность, сколько сословно-конфессиональную принадлежность. Именно под таким названием воины-мусульмане, говорившие на тюркском языке, фигурируют в «Разрядных книгах» Московского государства.

Стоит отметить, что если служилый татарин принимал православие, то его называли уже новокрещеном и он помещался в одноименный разряд «Разрядных книг».

После ликвидации разряда служилых татар в начале 18 века их потомков стали называть просто татарами.

Долгое время, вплоть до завоевания Кавказа татары были основным народом, исповедовавшим ислам в России. В подавляющем большинстве они крепко держались веры своих предков, так что неоднократные попытки обратить их в православие терпели неудачу, не смотря на то, что татары-мусульмане по законам Российской империи официально обладали меньшими правами по сравнению с православными.

Даже после утери своей государственности татары-мусульмане старались сохранять свои письменные источники по религии и истории. В настоящее время эти рукописи составляют значительную часть духовного наследия татарского народа и ждут своих исследователей.

Во время правления императрицы Екатерины II ислам стал «терпимой» религией и татары получили возможность для дальнейшего духовного развития.

Татары-мусульмане, воспользовавшись технической новинкой того времени – книгопечатанием возродили создание письменных источников.

Пользуясь разрешением российских властей, они возобновили строительство мечетей в местах своего проживания.

Татары дали исламскому миру немало богословов. Среди мусульман далеко за пределами Татарстана и России известны имена таких крупных теологов как Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин, Муса Бигиев и многие другие.

Под влиянием русского и европейского образования среди тюркского населения Поволжья с середины 19 века большую популярность приобрели идеи модернизации, с учетом трансформации тогдашнего российского общества и национального самоопределения, получивших краткое название «джадидизм».

С конца 19 века образовавшаяся в ходе российских государственных реформ тюркоязычная интеллигенция стала призывать соплеменников взять себе этноним «татары», тогда как большинство тюрков Поволжья предпочитало называть себя мусульманами.

Это название стало использоваться официально в 20-х годах прошлого века в рамках проводимой коммунистами национальной политики, для обозначения этносов, говоривших на «поволжском тюрки», который с тех пор стал именоваться татарским языком.

В годы господства идеологии атеизма татары в значительной степени утратили связь с религией. В настоящее время идет сложный процесс духовного возрождения и восстановления исторических связей с прошлым этого народа.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Святослав 24 Ноября
Ответить

Тюрки-кипчаки до ислама были христианами. А именно несторианцами. Это была самая крупная христианская церковь в мире. От них остались каменные бабы в степи как символ богородицы. Однако эта церковь была объявлена в Констанитополе еретической. Основное расхождение было в том что Иисуса Христа они считали человеком до крещения его в Иордане Иоанном. А после в него вошла божественная благодать. Что близко с исламским толкованием пророка Иссы. От этой церкви остались осколки это Малокане, в основном казаки, т.е. потомки Половцев-кипчаков. И Ассирийская церковь востока. Кстати половцы-кипчаки говор...
Читать дальше

БуМин 24 Ноября
Ответить

Ислам - Истина. И только Ислам - Истинная религия для всех народов до скончания веков. Не променяйте Истину на заблуждение и многобожие. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!» Иоан. 17:3, СП: «[Иисус молился своему Отцу: ] Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого ис...
Читать дальше

Яндекс.Метрика