Тайна северных мавзолеев Золотой орды у мертвого моря

Толщина стен мавзолея на Кызылоба 2,4 метра

Толщина стен мавзолея на Кызылоба 2,4 метра

Теги:


0
10 Ноября 2021г. (04 Раби ас-сани)

Казалось, что все уже изучено по истории Золотой орды, известны останки ее столиц и добавить к сказанному нечего, однако новые находки дают основание полагать, что науке знакома лишь макушка айсберга под названием Улус Джучи.

Руины неизвестных ранее семи мусульманских мавзолеев эпохи расцвета Золотой орды, остатки обжиговых печей, оросительных каналов были найдены два года назад там, где меньше всего ожидалось – на стыке Северо-Казахстанской и Павлодарской областей, примерно в полста километрах от границы с Омской областью, в бассейне реки Селеты, которая берет начало в центральном Казахстане и вливается двумя рукавами в огромное соленое мертвое озеро Селеты-Тенгиз на севере республики.

Меньше всего ожидалось наткнуться тут на золотоордынские мазары, потому что степная кочевая империя расширялась на запад, а не на северо-восток Дешти-Кипчака. Сенсационная находка переворачивает представление об истории кочевых племен: кочевники имели свои кирпичные заводы, возделывали поля, строили города. Площадь первого исследованного мазара – 36 квадратов. Толщина стен 2,4 метра. Высота достигала 15-20 метров. Тут без производственной линии по обжигу кирпичей никак не обойтись.

Ученые заявили об открытии неизвестного ранее науке культурно-политического и сакрального центра Золотой орды, и кстати, ему был посвящен один из докладов, прозвучавших на прошлой неделе в городе Нур-Султан на научно-практической конференции «Семь граней Великой Степи: Сибирский улус и Тайбуга в истории Казахстана».

На серебряных монетах, обнаруженных при раскопках, указана дата по хиджре, соответствующая 1337 году, когда Узбек-хан совершил поход в Польшу. Монеты чеканены в столице Орды городе Сарай, в двух тысячах километрах от урочища Кызылоба, где они найдены. В числе находок также золотые застежки, золотая серьга с бирюзовыми камнями, серебряное зеркало, шелк.

Пока археологи исследовали только один из семи мавзолеев. Раскопки на местности приостановлены в связи с распространением коронавируса, хотя, думается, именно здесь на открытом степном воздухе меньше всего шансов подхватить ковид. Анализ погребений (их оказалось четыре в одном мазаре) и артефактов позволил сделать лаборатории «Margulan Centre» Павлодарского пединститута под руководством известного в республике археолога Тимура Смагулова вывод: строительство мавзолея относится к 30-м годам 14 века, в усыпальнице захоронены джучиды. Исследователи убеждены, что где-то поблизости должны находиться остатки поселения, где жили джучиды и местные мастера.

Урочище Кызылоба находится в пяти километрах от аула Береке Уалихановского района Северо-Казахстанской области. В советское время этот аул назывался Декабрь, видимо в честь декабристов. Местные жители нередко подбирали на близлежащих курганах красные жженные кирпичи и использовали в хозяйстве, не задумываясь об их происхождении. Что не подобрали, осталось под толщей земли. Еще раньше, во второй половине 19 века на этих землях на южном побережье Селеты-Тенгиз находились зимовки и летовки аулов Кулатай-Кипчакской волости Омского уезда Акмолинской области.

Сегодня площадь соленого озера – 750 квадратных километров, чуть меньше Мертвого моря на Ближнем Востоке. В 1898 году, когда озеро исследовала экспедиция Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, оно было больше Мертвого моря, площадь составляла 1000 кв./км. За один век озеро сократилось на четверть. Есть все основания полагать, что семь веков назад в период возведения мавзолеев джучидам, волны Селеты-Тенгиз бились у самого подножья курганов Кызылоба. Почему нет, если Аральское море почти исчезло за несколько десятилетий?!

Монеты Узбек-хана, чеканенные за 2 тысячи км от мазаров

Члены экспедиции Русского географического общества установили, что воды Селеты-Тенгиз «приблизительно подходят по составу к морской», а также помимо прочего обнаружили под слоями глины зубы Lamna (сельдевых акул). Подробности исследования они изложили в отчете, увидевшем свет в Москве в 1901 году под названием «Соленые озера Селеты-Денгиз, Теке и Кызыл-как Омского уезда».

Есть большая вероятность того, что все эти три соленые озера в прошлом составляли одно большое море, где резвились сельдевые акулы, и сюда приезжали члены правящей семьи джучидов, чтобы подправить здоровье, залечить раны, подышать морским воздухом, поваляться в лечебной грязи. Не войнами едиными жили члены ханской фамилии – многочисленные братья, сестры, племянники и их друзья. Здесь на степных просторах и тучных пастбищах у соленого моря в глубоком тылу Золотой орды они могли, не опасаясь, вдоволь развлечься на охоте, подкрепить здоровье кумысом и полынно-морским воздухом, а также могли приехать сюда навсегда в «пенсионном» возрасте и завещать похоронить себя на высоких курганах. Именно курортный городок Золотой орды мог располагаться в северо-восточном Дешти-Кипчаке семь веков назад.

Сегодня Селеты-Тенгиз – безжизненное, мертвое озеро ввиду огромной концентрацией соли. В близлежащих аулах официальное название не прижилось, и все от мала до велика продолжают называют его – Тенiз, что значит море. В одном из этих аулов пришел в бренный мир в эпоху развитого социализма Ваш покорный слуга.

После экспедиции Русского географического общества от 1898 года исследования в Селеты-Тенгиз не проводились, ни в советское время, ни за годы суверенитета Казахстана. Горько-соленое озеро с большой долей вероятности имеет лечебно-оздоровительный курортный потенциал, благодаря высокой концентрации соли, грязевым ямам по берегам, остается лишь создать инфраструктуру и раскрутить его подобно Мертвому морю на Ближнем Востоке.

Пока археологи исследовали один из семи мавзолеев

И начало возрождению курортного городка Золотой орды видимо положено: по сообщениям казахстанских СМИ, после проведения исследовательских работ планируется воссоздать мавзолеи джучидов на Кызылоба, открыть здесь музей, привлечь туристов. К слову, в Атырауской области на западе Казахстана полны ходом идет реконструкция Сарайчика, где располагалась столица Золотой орды в первую половину правления Узбек-хана. Масштабные работы, приуроченные к 750-летнему юбилею Золотой орды, идут и в других регионах страны. В Туркестанской области реставрируется Отрар – степной Брест, самая стойкая кипчакская крепость на границе империи Хорезмшахов.

Не все казахстанцы, судя по комментариям, поддерживают курс на популяризацию Золотой орды, считая, что Улус Джучи был не тюркским, а монгольским государством. Мнения разделились, однако это уже другой рассказ.

У стен мазара откопали сосуды чигири для подъема воды

Использованы фото Margulan Centre (Павлодар) и Козыбаев Университета (Петропавловск)

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика