Череда трагедий в Мекке как сигнал умме

Нынешний хадж стал самым трагическим за последние годы

Нынешний хадж стал самым трагическим за последние годы

Теги:




1
28 Сентября 2015г. (14 Зу-ль-хиджа)

Тяжелые мысли, навеянные страшной  трагедией в дни хаджа


Что-то все мы, видимо, делаем не то...Как-то то не так ведем себя, что ли... Или мыслим некачественно... Да и действия наши, возможно, не совсем те, которые, видимо, должны иметь место. В чем-то уговариваем себя, оправдываем, находим причины объяснить собственный некорректный (мягко говоря) шаг. И постепенно привыкаем жить так, а не иначе.


Конечно, читатель вправе возмутиться – а с чего это вдруг автор обобщает всех и вся? Справедливое замечание, ибо «ни одна душа не понесет чужого бремени» (»Ангелы»: 18), и каждый отвечает перед Всевышним только за себя. Но все же... Полностью ли мы справедливы? Не закрываем иногда глаза на некоторые прегрешения, ссылаясь на вынужденность и «последний раз»? Но, опять-таки, все мы ответственны перед Богом, и речь совершенно не о том, что «я не хуже». Просто, по всей видимости, что-то в нашей жизни неудовлетворительно. Почему опять – «нашей»?


Ну а как не обобщить, ежели умма объединяет не одного, не сто и даже не несколько тысяч человек? Это – общество, в которое входим все мы. Общество поклоняющихся. Искренне верящих в Бога и Богу.  Общество пытающих соблюдать многие постулаты, бороться с прегрешениями. Значит, даже если каждый из нас несет ответственность исключительно перед Аллахом (и это – один из величайших фонов Ислама), нахождение в единой умме сплетает всех нас друг с другом единой цепью, т. к. «верующие – братья» (»Комнаты»: 10). Сплетает...Но спаивает ли? Едины ли мы? Доверяем друг другу? Взаимно не осуждаем и не обсуждаем? Да и не мы ли вдруг ритуалам (форме) стали уделять значительно больше времени, нежели слежению за своими духовными качествами (духу)?


В умме часами, сутками, годами обсуждается одежда соседа; посещение родственником свадеб (просмотра музыкальной телеперадачи, танца во время помолвки ребенка); поздравление с Новым годом сослуживца и т. д. и т. п. Мы будто упустили уникальную конкретизацию Господа, что, избрав нас, Всевышний не создал «никакого затруднения в религии», а наше дело – лишь усердствовать «на пути Аллаха надлежащим образом» (»Хадж»: 78). Но мы упорно продолжаем искать бревнышко в глазах собрата, не желая очистить собственные взгляды, мысли и деяния. Мало того, мы будто (или не будто?) забыли призыв Творца «крепко»(!) держаться «за вервь Аллаха» всем «вместе», не разделяясь. При этом упустили (не сознательно ли?), фиксацию Создателя о сплочении наших сердец и становлении братьями по Его милости.


А ведь этот важнейший фактор Господь обосновал таким образом, что наше единение – результат спасения Всемилостивым нас от «Огненной пропасти». Наиболее же значимое здесь – раскрытие Аллахом, что, возможно, вследствии разъяснения Им для нас Его знамений, мы последуем «прямым путем» (»Семейство Имрана»: 103). Говоря иными словами, единение (единство) мусульманского мира – это один из главенствующих нюансов по нашему продвижению по (к) прямому пути. Но откуда? Где? В каком углу то самое братство? Братство. Кого? С кем? Какая спаянность, если призыв снести голову с живого человека, к тому же собрата, всего лишь мыслящего чуть-чуть по-другому, стал чем-то обыденным. Не мы ли в буквальном смысле лишаем жизни «своих» и «чужих»?


И не задумываемся, что тем самым простые смертные, волею судьбы облаченные некоей властью или военной формой одежды, вдруг наделили себя беспрекословным правом вершить жизнью творений Господа. К сожалению, страшнейшая трагедия во время хаджа будто обнажила все эти наши внутренние противоречия. Причем даже не сама смерть, ибо начало жизни человека и ее конец, в руках Аллаха, а фон ее. Давка. И живой человек чувствует, как он оказывается бессильным спастись. Каковы его последние мысли? О чем он думает в этот момент? Но масштабы трагедии-то не ограничиваются лишь физическим уходом из жизни жертвы.


Каковы теперь перспективы его семьи? Речь тут не материальном нюансе, т. к., скорее всего, он будет решен организаторами, и на высшем уровне. Разрушен-то семейный очаг... Да, мы еще не знаем подробностей происшедшего с точки зрения возраста погибших, их семейного статуса, да и в аспекте полов неизвестно, что и как...Но факт остается фактом – свыше 700 созданий Господа одномоментно лишились жизни. А разве остальные паломники освобождены до конца пребывания на земле от внутренних мук и переживаний вследствии трагедии? Дело тут совершенно не в омрачении состояния от хаджа, а в воспоминаниях. Кто-то потерял друга, родственника, с кем еще за 2 минуты до смерти шел рука об руку. Другой до последнего вздоха будет мучаться, что наступил на живого человека.


Третьи просто-напросто (просто ли?) потеряли отца, брата, сына, мужа. Легко ли жить со всем этим? Да, уже фигурируют различные версии трагедии. С одной стороны, говорится о недисциплинированности ряда паломников по соблюдению строгих инструкций.


Со второй, – утверждается об организации хаджа и обеспечении безопасности мероприятий не на должном уровне. Параллельно СМИ начинают выдвигать и иные причины происшедшего. В частности, сообщается, что смешение потоков паломников в Мине в момент совершения ритуала побивания камнями шайтана произошло из-за появления там вице-наследника саудовского престола, принца Мухаммеда бен Сальмана – сына короля, занимающего пост министра обороны – в сопровождении 200 гвардейцев и 150 полицейских(1). Признаем, однако, что в целом организация хаджа практически всегда осуществляется на высоком уровне(2). Но также можно заметить, что беспроблемное осуществление любого мероприятия зависит от человеческого фактора. Т. е. малейший сбой в одном из звеньев может привести к определенным проблемам.


Безусловно, для такого рода случаев обязательно существуют варианты Б, В и так далее. Но тот же человеческий фактор характерен ведь и для лиц, находящихся в центре акции, не так ли?


А ведь таковых во время нынешнего хаджа, судя по открытой информации в печати, было не менее 2 млн человек. Как бы то ни было, мертвых не вернешь. Вопрос, однако, в том, что любая причина – это, скорее, внешний ракурс трагедии. Да, не исключен и некий субъективный фактор, но, все же, данная черная страница – как бы сигнал всем нам. Призыв одуматься. Опомниться. Как мы живем? Чем дышим? Что вообще происходит с нами и вокруг? Насколько духовная стезя сопровождает нашу жизнь? Не становимся ли мы некими бесчувственными существами, не видящими и не слышащими даже того, что происходит за стенкой или через перегородку? Трагедия...Страшное слово.


А ведь внутри себя мы прекрасно понимаем, что она произошла в один из светлейших для мусульманина дней. Многие годами накапливают средства для исполнения одного из важнейших столпов Ислама. А для кого-то это было мечтой всей жизни. Третий взял с собой престарелых родителей, супругу или детей. Сигнал. Страшный звон. Даже и не колокольный, а как бы «свыше».


Сигнал-призыв. К умме. И к каждому из нас. Ведь смерть настигла людей не в результате природных катаклизмов и даже не вследствии военных действий. Мы все будто убедились, как хрупка жизнь каждого из нас. И мы должны беречь не только самих себя, но и окружающих. Иначе вместо братства в реальной жизни мы окажемся братски преданными земле в результате тех или иных трагедий, которых можно было бы избежать.   1.СМИ: появление саудовского принца в долине Мина смешало потоки паломников http://tass.ru/proisshestviya/2291007 2.Хадж – как же это много! Широко! Светло! И дающее надежду... http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?2533

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Сибиряк 28 Сентября 2015г.
Ответить

Сразу было ясно, что то здесь не то.

Яндекс.Метрика