Третий мусульманский Форум – в Третьем Риме

news-U76WjdK42L
Исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус рассказал о задачах и особенностях открывающегося в Москве Всероссийскийского мусульманского форума.





– Как понять несколько неожиданное название Конференции "Мусульмане России – с Богом за Родину в мир хай-тек!" и выбор места его проведения – гостиницу "Космос"?



– Смыслы здесь – как руда на поверхности. Если не обозначить себя именно как "мусульмане России" – не было бы чёткой мысли, что реализовать себя верующий может лишь в конкретной обстановке. Нельзя быть "мусульманином вообще". Гибкость ислама такова, что и в Индонезии, и в Марокко, и у нас перед мусульманином стоит задача, как у архитектора, "сделать привязку проекта на местности". Коран даёт стратегический план и на все времена, а вот творческая задача каждого – посадить этот "чертёж" на реальную почву.



"С Богом!" – говорят по-русски, отправляясь в путь, или принимаясь за новое дело. По-арабски это "Бисмилла!" – без такого посвящения своих делу Всевышнему не начинает никаких дел нормальный мусульманин.



"За Родину!" звучит так, что кому-то напоминает некое продолжение: или "…за Сталина!" или "…за царя!" Пусть напоминает – важно именно живое патриотическое чувство. Есть хадис Пророка Мухамада (САВ), который прямо указывает: "Любовь к Отечеству – часть твоей веры". Один из самых ярких образов Великой Отечественной войны – это подвиг Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру неприятельского ДОТа. Но мало кто помнит, что его имя и фамилия – русификация его башкирского мусульманского имени. Сколько бы сейчас ни пытались измазать грязью священное понятие "шахид" (мученик за веру, герой, жертвующий жизнью во имя идеала), именно на шахидах и держится наша свобода, независимость государства.



Наконец, английское слово "хай-тек" просто напоминает о том, что ислам потому и стал мировой религией-культурой-цивилизацией, что арабы-бедуины не замкнулись гордо в своём бедуинстве – но осваивали все новейшие достижения науки и культуры своего времени. А потом, увы, их потомки через несколько столетий впали в долгий и дремучий сон под пальмами. И когда на Восток пришли европейцы-колонизаторы, они застали столь сладостную дрёму, что надолго отождествили ислам с этой дрёмой.



Но вообще-то ислам – это и есть высокая технология в религии. Это вовсе не "самая молодая мировая религия", как придумали религиоведы-европоцентристы. Это начатая ещё с Адама, с пророков Израиля цепочка Божественных Вестей – и на последней стадии ускоренной, модернизированной Пророком Мухаммадом (САВ). Так что словечко "хай-тек" на Московском Форуме – это призыв не реформировать ислам, но выявить его эвристику, волю к освоению новых знаний, прорыв в новое качество.



– Но у большинства россиян впечатление об исламе – именно как о "сне под пальмами", а для России точнее – под ракитовым кустом!



– Увы, с этим не поспоришь. Застой начался очень-очень давно. Потом он усугубился на территории России гонениями на мусульман – разгромом Казани Иваном Грозным, кавказскими войнами имперского Петербурга. То, что ислам в России уцелел, – просто чудо! Всё нежизнеспособное умирает, когда его уничтожают или 450 лет (как татаро-поволжскую традицию), или 200 лет (как кавказскую). Так что 70 лет советского атеизма – лишь последний разрушительный рывок, но и он захлебнулся.



Нашей свободе совести в России всего лишь 15 лет – подростковый срок! Массу современных недугов уммы России можно понять лишь в такой глубокой исторической перспективе. А могло ли быть иначе?



– Первая проблема – разъединённость уммы, борьба "муфтиятов". И нижегородский Первый Форум 2005 года поставил, но так и не решил этот вопрос.



– Да, это важнейшая задача Форумов – разжечь заново тягу к единству. Повторю: недаром обращение к Смуте XVII века, к опыту народного ополчения, к Дню народного единства. В январе этого года решением Совета муфтиев России (СМР) в Саратове создан Совет улемов России – но его надо наполнить живым содержанием, и эта работа будет продолжена на Форуме-2007.



– А почему среди заявленных на Форуме секций вдруг оказалась… "Археология"?



– Совсем не странно. Ведь мы только с развитием демократии можем непредвзято глядеть в прошлое, но никак это не получается – столь сильны приевшиеся стереотипы. Сначала "история как политика, обращённая в прошлое", работала на петербургско-имперский идеологический заказ. Потом славянофилы пытались вырулить в свою сторону. Что уж говорить про марксистов, которые даже у первобытных людей обнаружили "коммунизм"! Представьте себе: археологи что-то копают или не копают, замечают или не замечают в найденном – в зависимости от установок, впившихся в подсознание.



И даже теперь многие не могут преодолеть предвзятой векторности – кто-то "москвоцентрист", а кто-то "казаноцентрист". Так вот, задача археологической секции Форума – помочь археологам исследовать пласты ранней истории исламских народов на территории России непредвзято – а это, поверьте, очень трудно. Надеюсь, что результаты работы именно этой секции могут стать сенсационными – ибо именно по идеологическим причинам многое в нашей истории вычёркивалось как "неудобное"!



– Другие секции будут посвящены политологии, историко-культурологическим проблемам, богословию, а круглый стол – социальной позиции современных мусульман и освещения этого в СМИ. В чём изюминка этих проектов?



– Там будет много специалистов, как мусульман, так и исламоведов. Главное – именно на этом Форуме созревает – интеллектуально и духовно – современная исламская хай-тек-среда.





– А зачем этому Форуму с его сложнейшими теоретическими задачами придана культурная программа?

– Это принципиально важно. Ведущий Форума Умар-хазрат Идрисов неоднократно подчёркивает роль культуры в быстром взаимопонимании людей. То, что нас разделяет в вере и идеологии, культура мгновенно подымает иной уровень, над этими разделениями … и мы, оказывается, прекрасно понимаем друг друга! В этом чудо культуры.



В культурную программу включены выставки-продажи лучших исламских издательств "Умма", "Ансар" и "Медина", выставка современной каллиграфии Ближнего Востока с поэтичным названием "Танец пера и чернил" в Музее Востока, показ художественного фильма индийского режиссёра "Нить", а также концерты легендарной группы "Ялла" (Узбекистан) в Театре эстрады и суфийского музыканта Омара Фарука Текбелека (Турция) в киноконцертном зале "Мир". Москвичам впервые дарят такую возможность – не уезжая далеко от дома, сказать: "Открой личико, Гюльчатай!" и насладиться многообразием и щедростью исламской культуры.



Беседовал Валерий (Исмаил) Емельянов,

"Портал-Credo.Ru"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика