Уильям Лори: «Исламское искусство – это материальное выражение духовности»

Эксперт аукциона "Кристи" Уильям Лори.

Эксперт аукциона "Кристи" Уильям Лори.

Теги:




0
29 Июня 2007г. (13 Джумада ас-сани)
Крупнейший специалист в области современного арабского и иранского искусства – Уильям Лори, вырос в далёкой от искусства среде. Однако это не помешало ему стать ведущим экспертом аукциона "Кристи" в области исламского искусства. Лори утверждает, что ещё в детстве он был очарован культурами других стран, и именно это послужило причиной для более глубокого изучения истории, традиций, языка и искусства стран Ближнего Востока.



Сегодня Уильям постоянно живёт и работает в Дубаи. Ещё до того, как был изобретён интернет, Запад и Восток общались гораздо теснее, чем мы можем сейчас себе это представить. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на жителей стран Южной Европы – итальянцы, испанцы и португальцы внешне очень похожи на обитателей стран Магриба. Огромное влияние североафриканской кухни испытала на себе средиземноморская кухня. Если внимательно присмотреться к старым европейским городам, то мы непременно найдём в них следы арабской, индийской или персидской культур. Взять хотя бы Венецию – город, который считается одним из символов Европы, при ближайшем рассмотрении оказывается очень похож на средневековый арабский город.



Нитью, которая соединяет такие непохожие, на первый взгляд, страны, стала, конечно, великая исламская культура, которая проникла в Европу в 8-ом веке и господствовала там вплоть до 15-ого столетия. Огромная и значимая часть Испании – Андалусия – являлась научным и культурным перекрёстком Европейского континента. Именно туда стекались лучшие умы и таланты того времени: учёные, врачи, политики, философы, литераторы и художники. Все они сосуществовали в мире и гармонии друг с другом.



Работа Уильяма Лори, который работает в Отделе исламского искусства аукциона "Кристи", посвящена возвращению в современный мир хрупких и почти забытых средневековых связей и отношений между двумя великими цивилизациями.



"Меня всегда интересовало Средиземноморье, потому что это уникальное место, где встречаются и переплетаются христианский Запад и мусульманский Восток, – поделился эксперт своими мыслями с корреспондентом Gulf News. – Мусульманская Испания была настоящим оазисом культуры в Европе, в то время как остальные европейские страны изнывали под гнётом невежественных средневековых правителей".



Уильям также рассказал о том, что его интерес к исламскому искусству был вызван, прежде всего, желанием понять менталитет представителей исламской цивилизации. "Я не хотел ограничиваться лишь изучением музейных экспонатов. Я хотел приобщиться к великой культуре, которая оказала огромное влияние на становление культуры Запада, в частности, европейской культуры, – говорит он. – Искусство – это мост между цивилизациями Востока и Запада, и именно с его помощью мусульмане и христиане могут найти общий язык".



Лори вырос в семье далёкой от искусства и восточной культуры. Его родственники – чистокровные британцы, мечтавшие, чтоб их сын пошёл по их стопам и стал доктором, военным или адвокатом, были весьма удивлены, когда узнали, что он мечтает о путешествиях, старинных вещах и общении с азиатами.



Интерес к арабской культуре проснулся в Уильяме во время учёбы в престижном колледже Итона. Там же произошло первое знакомство с представителями разных народов. Чуть позже, вместе с родителями он совершил путешествие в Каир и уже навсегда «заболел» арабской культурой.



"Каир поразил меня. Это удивительный город, который дышит стариной. В то же время, он очень современен. Каирцы идут в ногу со временем, но и не забывают о своих истоках: религии и традициях. В Каир невозможно не влюбиться. Много лет спустя, я вернулся в Каир, чтобы изучить арабский язык, – рассказывает он. – Многие считают, что исламское искусство – то же самое, что и арабское искусство, однако это не так. Исламский мир гораздо шире, чем кажется неискушённому европейскому обывателю. Он простирается от Испании до юго-восточной Азии, от Казахстана до Танзании. А если говорить об исламской культуре, то она не имеет границ. Наивно полагать, что культура живёт в какой-то определённой части света. Она, как и любая нематериальная субстанция, всепроникающа. Поэтому, внимательно изучая европейскую культуру, мы с удивлением обнаруживаем, что на определённом этапе истории она подверглась значительному влиянию ислама".



Лори убеждён, что для того, чтобы стать хорошим искусствоведом, надо сначала стать хорошим историком. История исламского искусства неразрывно связана с историей исламского мира. Он также считает, что искусство играет очень большую роль в жизни мусульманского общества и является материальным выражением его духовности. Искусство мусульманских стран важно для всех, кто хочет понять образ жизни и мысли мусульман, их эстетические идеалы, культуру и мировоззрение.



Перевод ИА «IN»

Автор: Шалака Парадкар

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика