Внешнеполитический курс Турции

news-zO8QX1XBlC
Несмотря на то, что в последние годы в Турции отмечается некоторый крен в сторону исламизации внутреннеполитической жизни, внешнеполитический курс этой страны практически не претерпел сколько-нибудь заметных изменений. Турецкое высшее военное руководство продолжает оказывать существенное влияние на процесс принятия политиками решений по всем важнейшим проблемам.

Содержание и направленность внешнеполитического курса по-прежнему определяется членством страны в НАТО, развитием ее всесторонних связей с США, стремлением турецкого военно-политического руководства обеспечить усиление роли и влияния страны на южном фланге Североатлантического союза, в регионах Ближнего и Среднего Востока, на Балканах, а также в тюркоязычных государствах Закавказья и Центральной Азии.



Активное участие Турции в деятельности НАТО рассматривается военно-политическим руководством страны в качестве основы обеспечения безопасности и возможности реализации, при поддержке союзников, целей своей внешней и военной политики.



Развитие всестороннего сотрудничества с Соединенными Штатами рассматривается турецким руководством как гарантия обеспечения внешней и внутренней безопасности страны. В свою очередь США, учитывая возросшее стратегическое значение Турции благодаря ее близости к границам СНГ и странам Ближнего Востока, рассчитывают на дальнейшее развитие военного сотрудничества с Анкарой.



В соответствии с действующими соглашениями в военной области, подписанными на двусторонней основе еще во времена биполярного мира, Соединенные Штаты обладают юридическими правами на использование свыше 30 военных баз и объектов на турецкой территории, их расширение и модернизацию, а также переброску в Турцию в угрожаемый период и в военное время дополнительных контингентов сухопутных войск, морской пехоты и значительного количества боевых самолетов тактической и стратегической авиации. Разработанные на основе соглашений «совместные планы тылового обеспечения» определяют порядок приема американских войск усиления на турецких авиационных базах и аэродромах, в военно-морских базах и портах, обеспечения их выдвижения в районы предназначения, снабжения и охраны на марше, а также предусматривают создание запасов оружия, военной техники и средств материально-технического обеспечения на 60 суток ведения боевых действий.



В качестве основной передовой оперативной базы ВВС США в Турции определена военно-воздушная база Инджирлик.



Основными военно-морскими базами и портами, которые используют военно-морские силы США, являются: Гельджюк, Измир, Бандырма, Мармара-Эреглиси, Чанаккале, Мерсин и Инскендерун.



Рассматривая Турцию как наиболее надежного союзника в регионе Ближнего и Среднего Востока, Соединенные Штаты продолжают оказывать ей значительную военную и военно-экономическую помощь, вносят большой вклад в осуществление программ реорганизации и модернизации ее вооруженных сил.



Кроме того, большое внимание уделяется реализации проекта транспортировки каспийской нефти по маршруту Баку – Джейхан. Руководство Соединенных Штатов оказывает Анкаре значительную поддержку в решении данного вопроса.



Важным направлением внешней и военной политики Турции остаются отношения с Грецией, которые характеризуются наличием острых противоречий. В их основе лежат неурегулированность вопроса о статусе греческих островов, взаимные притязания сторон на континентальный шельф, акваторию Эгейского моря и воздушное пространство над ним, кипрская проблема. С объявлением Турции кандидатом в члены Европейского союза Греция (официально) не рассматривается турецкими военными в качестве противника. В течение последних лет руководства двух стран предпринимают активные усилия по сближению позиций сторон в деле разрешения спорных вопросов. Так, периодически отменяются запланированные учения ВВС и ВМС Турции в Эгейском море и у острова Кипр. Это делается, по словам официальных представителей МИДа Турецкой Республики, «в целях смягчения отношений между Анкарой и Афинами».



Стремясь играть лидирующую роль на Ближнем и Среднем Востоке, Турция активно проводит линию на развитие всесторонних отношений со странами региона, в первую очередь с Израилем, Египтом и Иорданией. Наиболее успешно продолжают развиваться военные, военно-технические и военно-экономические отношения с Израилем. Многие израильские компании, специализирующиеся на проведении модернизации устаревшей военной техники и вооружения западных и советских образцов, связаны долгосрочными контрактами с министерством национальной обороны и генеральным штабом Турции.



В политике турецкого руководства в отношении стран СНГ отчетливо проявляются экономические, политические и военные интересы Анкары в отношении государств Закавказья и Центральной Азии, вызванные стремлением Турции к образованию тюркского союза, углубления двусторонних отношений с ними по всем направлениям, в том числе и в подготовке военных кадров и строительстве национальных вооруженных сил. При этом Турция рассчитывает на плодотворное развитие сотрудничества с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменией. В отношении Казахстана и Таджикистана военно-политическое руководство Турции намерено проводить так называемую «активную политику вовлечения в семью тюркских народов», в основе которой на современном этапе лежит принцип тесных экономических связей с последующим перерастанием во взаимодействие в решении политических и военных вопросов.



В последние годы наметилось определенное нарастание турецко-российских экономических связей. Особенно это проявляется в области обеспечения стабильности поставок энергоносителей. Успешно реализуется масштабный проект поставок российского газа в Турцию под названием «Голубой поток».



По инициативе Турции несколько лет назад было подписано соглашение о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия с целью укрепления мира и стабильности в регионе путем расширения сотрудничества между военно-морскими силами стран-участниц, к которым относятся Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция и Украина. Когда Турция стала одним из членов этой группы, ее военные корабли получили возможность беспрепятственно заходить по особому уведомлению во все порты и военно-морские базы стран причерноморского региона.



В целом внешнеполитический курс Турции за последние годы не претерпел существенных изменений и по-прежнему направлен на укрепление и дальнейшее развитие всесторонних связей с Западом, усиление влияния в НАТО, превращение страны в регионального лидера. Углубление многосторонних отношений с государствами Закавказья и Центральной Азии является одним из наиболее приоритетных направлений внешней политики страны.



Основу же военной политики руководства Турции составляет его стремление к превращению страны в экономически развитую державу, которая смогла бы играть доминирующую роль при решении военно-политических проблем в Южно-Европейском регионе, особенно в юго-восточной части, и оказывать решающее воздействие на ход событий в нем.



Особенности военно-политической и стратегической обстановки в Европе и в мире, а также внутриполитического развития Турции в период до 2010 года предопределяют сохранение ориентации ее политики национальной безопасности на наращивание военно-экономической мощи страны за счет более рационального использования внутренних ресурсов и укрепления сотрудничества с ведущими странами.



По мнению некоторых российских аналитиков, военно-политическое руководство Турции по-прежнему рассматривает Россию как потенциального противника и ставит в качестве одной из основных целей своей долгосрочной политики ослабление влияния Российской Федерации на Кавказе, в Средней Азии и на Балканах.



_________________________

По материалам аналитических записок Института изучения Ближнего Востока

Автор: ВП

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика