Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Война и мир в исламе

Деревья на вражеской территории   запрещено вырубать или предавать огню

Деревья на вражеской территории запрещено вырубать или предавать огню

Теги:

0
16 Апреля

Правила войны в исламе предельно ясны и детально определены самим пророком Мухаммадом. Она должна иметь оборонительный характер или иметь целью избавление от угнетения, где бы оно ни происходило; военные действия следует вести исключительно за правое дело. О заключении союза, призванного остановить агрессию, в Коране говорится так: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину Аллах любит беспристрастных» (49:9).

Союз с немусульманами во имя правого дела не возбраняется. Примером тому соглашение Мухаммада с иудеями Медины о ее совместной защите от неверующих. Другой пример — ссылка Пророка на договор, заключенный задолго до возникновения ислама между племенами Мекки с целью совместных действий по поддержке угнетенных. Пророк пояснил это объединение так: «Это был союз до ислама, но если бы меня, исповедующего ислам, пригласили присоединиться нему, я бы сделал это». Подробные предписания Пророка своим войскам были строги в требовании сражаться только с противоборствующей стороной, но не с женщинами, детьми или стариками. Религиозные люди, не исповедующие ислам, в монастырях или храмах также не должны понести ущерб. Деревья на вражеской территории   запрещено вырубать или предавать огню в интересах военной кампании; животных нельзя убивать, кроме как для употребления в пищу. При знакомстве с этими указаниями становится очевидно, что использование исламской военной этики невозможно в условиях современного вооруженного конфликта. Возможно, Первая мировая война была последней, где в боевых действиях участвовали только военнослужащие. Начиная с гражданской войны в Испании в 1930-х годах, правила начали меняться, что наглядно видно по Второй мировой, Корейской войнам и войне во Вьетнаме. Две атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, говорят сами за себя, так же как и ковровые бомбардировки во время вьетнамской войны и так называемые «зоны свободного огня», где уничтожались не только люди, животные и растения, но даже почва. 

Некоторые люди наверняка сочтут, что вышеперечисленные принципы исламской военной этики носят исключительно теоретический характер и не могут иметь места в нашу современную эпоху, как и многие другие исламские заповеди. Их логика очевидна. Мусульмане (и не только они), однако, смотрят на эту проблему с другой точки зрения. Современная война настолько разрушительна, что вообще не должна рассматриваться как вариант в решении конфликтов. Война просто отжила свое и должна уйти в прошлое, как рабство! А потому объявление Нового мирового порядка по случаю сокрушительного военного удара — плохое предзнаменование!  Последовавшие за этим решения вызывают подозрение в том, что «новое» в нем будет не более чем старым порядком, за исключением того, что процесс возглавит уже кто-то один вместо двух противников.   

Безусловно, человечество, достигшее доселе невиданного уровня развития цивилизации, накануне третьего тысячелетия возвещая и празднуя Новый мировой порядок, способно предложить иной способ обеспечения мира, нежели война.

Почему независимые суды не могут урегулировать разногласия между нациями? В конце концов, война не делает различий между правым и виноватым, а только показывает, кто сильнее и обладает большей разрушительной силой. Конечно, не составит большого труда создать международные судебные органы, способные честно и беспристрастно решать конфликты (отстранив Организацию Объединенных Наций и ее Совет Безопасности). Успех такой идеи обусловлен исключительно одним изменением: цивилизованные страны должны принять решение стать… цивилизованными! Тут потребуется справедливость, и никто никогда не скажет, что он против нее, но это именно так! Справедливость — это ценность, но, к сожалению, политики не обращают внимания на ценности, и это реальная угроза, с которой мы сталкиваемся сегодня. 

Признают ли сильные справедливость, определяемую законом, или продолжат верить, что могущество решает все? Откажется ли военно-промышленный комплекс от войн, провоцируемых для оправдания своего существования? Наконец, может ли справедливость быть положена в основу распределения пирога мировых ресурсов и определения стоимости их восполнения? Конечно нет, это будет восприниматься как кощунство с точки зрения тех, кто захватил бразды правления при текущем порядке, если только ситуация не изменится и перемены не придут сверху. Только скорее они придут снизу, от «корней травы» — широких народных масс.

Автор: Хассан Хатхут

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий