Хождение в Османскую империю. Путевые заметки православного священника

Сейчас, когда в ходу самые нелепые обвинения в адрес мусульман, когда исламу приписывают агрессивность и нетерпимость к иноверцам еще важнее становятся свидетельства людей, которые, не являясь последователями этой религии, провели какое-то время среди последователей ислама и «изнутри» наблюдали их жизнь и религию.

В связи с этим представляют особый интерес путевые заметки православного священника Иоанна Лукьянова «Хождение в святую землю».

В них он без прикрас поведал о том, что ему удалось увидеть, путешествуя по мусульманским странам.

Стоит отметить, что возможность подобных паломничеств особо оговаривалась при заключении мирных договоров России с Османской империей, которая в те годы контролировала Святую землю – Палестину, где и поныне располагаются главные святыни христианства.

В декабре 1701 года московский священник Иоанн Лукьянов вместе со спутниками – монахами Лукой, Григорием и Адрианом, получив в Посольском приказе проезжую грамоту, отправился на богомолье в Иерусалим.

14 марта они прибыли в город Галац, расположенный в нижнем течении Дуная (сейчас – Румыния) и сели на турецкий корабль.

Турецкий таможенник-юмрюкчей сначала потребовал от них 20 талеров, но после того как Лукьянов показал ему проезжую грамоту, в которой было сказано: «И как он в государство солтанова величества, где случится ему ехать...всякого воинского и гражданского чину урядником, на сухом и водном пути, его, богомольца нашего, и с людьми, и с рухлядью пропускать везде безо всякого задержания…по мирным утвержденным обоих наших государств договором», то был пропущен на корабль совершенно бесплатно.

22 марта российские паломники прибыли в Стамбул.

Величественный вид столицы Османской империи поразил русских путешественников. «Како Бог такую красоту да предал в руки басурманом?!», – восклицают русские паломники, которым открылась необыкновенная красота Царьграда-Стамбула.

В Стамбуле они обратились к Константинопольскому патриарху и к местному православному духовенству с просьбой приютить их до поры до времени пока они передохнут и смогут продолжить свое паломничество, однако те ответили отказом.

Лукьянов с сарказмом пишет о греческом духовенстве, подтверждая, что в Османской империи сохраняется религиозная свобода, которая, как известно, гарантирована Кораном: «А, приехав к Москве, мошенники плачют пред государем, пред властьми и пред бояры: "От турка насилием отягчены!...А мы сами видели, что им насилия ни в чем нет, и в вере ни в чем. Все лгут на турка».

С трудом российским паломникам удалось найти две кельи в одном из стамбульских монастырей.

Находясь в столице Османской империи христианские паломники смогли посетить и «церкви Софии Премудрости Божия» – мечеть Айя-София. Впрочем, это посещение вызвало у них лишь чувство горечи: «Мы же ходихом, и смотрехом, и дивихомся такой красоте, а сами рекохом: "Владыко-человеколюбче! Како такую прекрасную матерь нашу отдал на поругание босурманом?" – да руками розна».

Особый интерес представляет описание Стамбула-Константинополя. Лукьянов поражен красотой города: «В Цареграде зело строенья узорично, улица улицы дивняя. А по улицам, по дворам везде растут древа плодовитыя и виноград зело узорично. Посмотришь – райское селение!».

Местные порядки также понравились московскому священнику: «Воровства в Цареграде и мошенничества отнюдь не слыхать: там за малое воровство повесят».

Отдельно он отмечает отсутствие у турок пагубных привычек: « Да и пьяных турки не любят, а сами вина не пьют, только воду, да кагве – черную воду гретую, да сладкий щербет».

Не скрылось он наблюдательного Лукьянова и тщательное соблюдение турками санитарных норм и гигиены в городе: «Везде у них отходы по улицам и у мечетов: испразнивши, да умыв руки, да и пошел. Зело у них тем довольно! У них нет такова обычая, чтоб просто заворотясь к стене да мочится. Зело у них зазорно!».

Отмечает Лукьянов и справедливость османской судебной системы и то, что судьи судят по справедливости, не взирая на конфессиональную принадлежность: «…Суды у них правыя: отнюдь и лутчева турка, с христианином судима, не помилуют».

Тут же подробности о наказании за взятки судей: «А кой у них судья покривит или что мзды возьмет, так кожу и здерут, да соломою набьют, да в судейской палате и повесят – так новой судия и смотрит».

Приводит Лукьянов в своих путевых заметках и размер хараджа, налога, который уплачивают немусульманские подданные султана: «В Цареграде и по всей Турецкой державе со всех христиан: з грек, и со армян, и с жидов – кои в его области живут, то горачь на всякой год берут по 5 талерей с человека».

Учитывая, что размер въездной пошлины в Османскую империю для купцов составлял 20 талеров с человека, налог в 5 талеров не кажется слишком уж высоким.

В своих путевых заметках Лукьянов касается судьбы христиан, попавших по разным причинам в рабство к туркам и его свидетельства разбивают миф о «тяжелом ярме турецкого рабства» : «Турки милостивея грек... Невольник у турка в седмъ лет отживется, а умер турчин – так хошь и в год свободится...»

Своих же единоверцев-греков он не жалует. Мало того, что они не гнушаются владеть рабами, но «грек, хошь сам издохнет, а на волю не пустит. Таковы греки милостивы! A где случится невольнику уйтить от турка да греку в руки попадет, а он опять его продаст турчину или на каторгу. Греки московских людей зело не любят».

О семейной жизни греков Лукьянов пишет с нескрываемой иронией. Так, по его свидетельству, хотя в православии нет разводов, греческие женщины добиваются их весьма оригинальным способом: «…А жена скажет: "А коли не похощешь меня развести, я шед да турка до буду туркенею"…Греком ни жен, ни детей поучить, побить нельзя. За какую вину будет бить, а он и стал в окно кричать: "Хощю турком быть!" – а турки пришед, да и возьмут, и потурчат».

Впрочем, описание быта и нравов османской столицы не отвлекли Лукьянова от главной цели его путешествия.

В июле он со своими спутниками посетил султанский двор в Эдирне и получил там охранную грамоту на время своего путешествия.

26 июля русские паломники отплыли из Стамбула.

Лишь 14 сентября 1702 года Лукьянов прибывает в город Яффа в Палестине. Здесь местный паша, узнав о цели его прибытия, сообщил, что в Иерусалим проехать пока невозможно, так как на дорогах орудуют банды бедуинов, которые грабят паломников. К тому же местное население в очередной раз взбунтовалось против турок и необходимо подавить мятеж.

Он посоветовал им подождать, пока не прибудут паломники из различных христианских стран, чтобы потом организовать из них караван, обеспечить его охрану и сопроводить его в Иерусалим.

Лишь в октябре, после прибытия кораблей с христианами в количестве около 1500 человек, их, по распоряжению турецкого паши перевезли в город Рамла, где у каждой христианской конфессии было свое подворье и именно в них паломники останавливались.

«В Ромли одна церковь христианская веры, а другая ормянская, третья францужская, сиречь папежская. А мы жили с греками на Иерусалимском подворьи у церкви святаго великомученика Георгия».

Лишь 28 ноября караван двинулся в путь. «Ноября в 28 дни в шестом часу мы… поидохом из Ромли ко святому граду Иерусалиму всем корованом, было человек тысящи полтары разных вер».

Российские паломники смогли посетить все главные святыни христианства – «Храм Гроба Господня» в Иерусалиме, «Церковь Рождества» в Вифлееме. Паломники свободно встречались со своими единоверцами-греками и арабами-христианами, которые всячески заботились о них.

Лишь 18 января Лукьянов со своими спутниками выехал из Иерусалима « на Русь».

Везде, где местные начальники пытались заставить Лукьянова и его товарищей платить дорожные пошлины, он демонстрировал султанский указ о беспрепятственном проезде и продолжал свое путешествие.
Летом 1703 года паломники вернулись в родную Москву живыми и невредимыми.

Путевые заметки Лукьянова, опубликованные в 1874 в «Сборнике материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей» и отдельной книгой издательством «Наука» в 2008 году являются ценным фактологическим материалом, который развенчивает мифы и стереотипы, внедрявшиеся в имперскую и советскую историографию Османской империи.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Азат Шамсутдинов 29 Декабря 2015г.
Ответить

)))

Кылчык 29 Декабря 2015г.
Ответить

Отличный исторический материал! Побольше такого давать читать русским шовинистам, а то как заведут свою вечную пластинку: "Турецкие зверства, турецкое рабство, Моксва третий Рим!" А своё тысячелетнее 95%-ное наследственное абсолютно бесправное, вплоть до убийства или истязательства крепостничество им нравится, получается? Или они все происходят из этих 5% "элиты"? Пропаганда и страсти превращают людей в безмозглый скот...

Яндекс.Метрика