Зачем на русско-японскую войну мобилизовали 300 мулл

Среди ярких личностей, которыми отмечена мусульманская фракция в дореволюционной Государственной Думе, выделяется Галиаскар Срытланов. Сын дворянина, предводителя дворянства Белебеевского уезда Шайх-Айдара Сыртланова он с самого начала своей жизни сделал блестящую карьеру.


Сыртланов окончил Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге и престижное Александровское военное училище в Москве. После этого был определен на службу в лейб-гвардии Литовский полк.




[caption id="attachment_507948" align="alignleft" width="217"]739x1024 Галиаскар Сыртланов – звезда, которая рано погасла[/caption]

В 1900 году он поступает в Александровскую военно-юридическую академию – высшее военно-учебное заведение, готовившее офицеров –юристов.


В 1903 году Сыртланов закончил ее по первому разряду с занесением имени на почетную доску лучших выпускников. После этого он продолжил службу в Главном военно-судном управлении военного министерства, сначала помощником, а затем –адвокатом в петербургском военном суде. В 1906 году он получил назначение в Киев помощником военного прокурора, но в это время в Петербурге начинался судебный процесс над адмиралами Рожественским и Небогатовым, которых обвиняли в позорном поражении русского флота при Цусиме.


Процесс обещал быть интересным с многих сторон. На нем в числе прочих тем должны были затрагиваться взаимоотношения в среде высшего света, самых элитарных слоев российского общества. Всем было известно, что царь несколько раз менял свое решение о посылке эскадры на Дальний Восток и широкие слои российской общественности хотели знать как проходил процесс принятия решений по этому вопросу, кто в нем участвовал и как складывались отношения в среде высших сановников империи.


Ради участи в этом процессе Сыртланов отказывается от нового назначения с повышением и выходит в отставку, участвуя после этого в нем в качестве гражданского адвоката.


Процесс закончился оправданием адмирала Рожественского, Небогатов был осужден к смертной казни, но вскоре помилован Николаем II, видимо, понимавшим всю свою меру ответственности за организацию столь бездарно проваленной морской операции.


Галиаскар Сыртланов был горячим поборником защиты прав мусульман. Как юрист он понимал всю уязвимость положения своих единоверцев, которые были слабо знакомы с законодательной и юридической практикой российских властей.


3 июня 1907 года была распущена Государственная дума второго созыва и обнародован новый избирательный закон, который вынес изменения в «Положение о выборах в Государственную думу», сохранив все ограничения избирательных прав, установленные прежним законом от 11 декабря 1905 года, и резко сократив представительство в Думе представителей национальных окраин империи.


Коренные народы, населявшие Туркестанский край и Степные области было вовсе лишены избирательных прав под предлогом того, что они не достигли «достаточного развития гражданственности». В целом избирательным правом по этому закону могли воспользоваться лишь 15% населения Российской империи.


Кроме этого были разделены избирательные курии (особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам) с перераспределение прав в пользу крупных помещиков и промышленников, и сокращено количество мест в Думе с 524 до 442.


Тем не менее, Галиаскар Сыртланов решил стать депутатом III Думы и сумел это сделать, получив один мандат из восьми, выделенных по избирательному закону для Уфимской губернии.


Для этого ему пришлось пойти на небольшую хитрость – его отец, бывший крупным землевладельцем, продал ему 350 десятин земли и таким образом Алиаскар Сыртланов смог преодолеть так называемый «имущественный ценз».


В Думе он присоединился к мусульманской фракции и был избран членом ряда думских комиссий (финансовой, по переселенческому делу, о неприкосновенности личности) и товарищем (заместителем) секретаря комиссии по государственной обороне.


В его лице мусульманская фракция приобрела прекрасного оратора, чьи выступления были всегда юридически грамотными и политически выверенными. В своих выступлениях он критиковал политику правительства по «мусульманскому вопросу», особый акцент, сделав на изменении избирательного законодательства, в результате которого представительство 25-миллионной российской исламской Уммы в российском парламенте сократилось до 10 человек. (В Думах предыдущих двух созывов число депутатов-мусульман составляло 25 человек).


И все-таки наличие мусульманской фракции было серьезным успехом на политической арене, так как российские мусульмане могли впервые заявить о своих политических ожиданиях и требованиях и хоть как-то бороться с их дискриминацией.


Галиаскар Сыртланов, без сомнения, внес свой вклад в легальную борьбу российских мусульман за свои права.


Так, выступая 3 мая 1910 года с думской трибуны по поводу принятия законопроекта «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах» он настаивал, что при их установлении должны учитываться и интересы мусульман, а не только дни христианских праздников. Мусульманские депутаты в ходе обсуждения законопроекта пытались внести в него поправки, либо особо оговорив права мусульманских торговцев торговать в дни христианских религиозных праздников, либо убрав из текста ограничительные условия. Однако Дума отклонила все поправки, предложенные мусульманской фракцией, и тогда ее члены решились покинуть зал заседаний.


Заявление от имени фракции огласил Галиаскар  Сыртланов, заявив, что «большинство Государственной думы нарушает религиозные, национальные и бытовые особенности 20-миллионного мусульманского населения империи».


Сыртланов также добивался внесения поправок в «Устав о воинской повинности», с целью освобождения от призыва представителей официального исламского духовенства в действующую армию. По закону такое право было предоставлено православному духовенству. До этого правительство четырежды: в 1889, 1893, 1894 и 1898 отказывало Оренбургскому магометанскому духовному собранию в ходатайстве об освобождении официальных мусульманских священнослужителей от призыва.


Так, в русско-японскую войну в армию было мобилизовано 300 мулл.


Тем не менее, в 1912 году удалось добиться предоставления правительством освобождения приходского мусульманского духовенства от призыва.


Стоит отметить, что Галиаскар Сыртланов в совершенстве владел несколькими иностранными языками, увлекался переводами, в частности им был осуществлен полный перевод на русский язык известной работы французского ориенталиста Леона Кахена "Первоначальная история тюрок и монгол".


Жизнь Алиоскара Сыртланова оборвалась при неясных обстоятельствах: 7 августа 1912 года он был застрелен братом жены, Даутом Шейх-Али.


Согласно официальной версии это произошло случайно при неосторожном обращении с оружием. Имелась и версия о неприязненных отношениях между ними.


В любом случае смерть молодого депутата, опытного юриста со стажем, участвовавшего в более чем 40 уголовных и политических процессах, самыми громкими из которых были защита депутата Думы 2-го созыва К.Хасанова и фигурантов дела о закрытии медресе Иж-Буби, оставляет после себя ряд вопросов.


Смерть Г. Сыртланова вне всякого сомнения ограничивала возможности легальной политической деятельности мусульман.


До 1917 года, который подвел окончательную черту под попытками реформировать государственную систему Российской империи, оставалось чуть больше пяти лет…

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

meruert 07 Октября 2016г.
Ответить

Да смилуется над ним Всевышний Аллаһ

Яндекс.Метрика