Мысли премьера Армении 1918-1919 годов Ованеса Качазнуни и современность

В Шуше водружен флаг Азербайджана

В Шуше водружен флаг Азербайджана

Теги:


1
27 Ноября 2020г. (11 Раби ас-сани)

44-дневная война азербайджанского народа, приведшая к освобождению оккупированных армянскими вооруженными силами территорий страны, в немалой степени изменила конфигурацию внутри и вокруг Южного Кавказа.

Сегодня огромное количество экспертов различных мастей высказывают свое видение происшедшего и продолжающегося, анализируя и возможные ходы всех заинтересованных сторон на перспективу.

Однако, как бы это кому и не казалось неправдоподобным, но приблизить нас к пониманию отдельных нюансов дня сегодняшнего вполне могут имевшие место события в регионе 100 лет назад. А именно, по какой причине развитие ситуации шло в том или ином ключе и что может быть ожидаемо в ближайшее время.

В частности, некоторые моменты могут быть почерпнуты из откровений, прозвучавших из уст Ованеса Качазнуни (Каджазнуни) в книге, опубликованной в 1927 году. Ов. Качазнуни – известный деятель армянского национального движения начала XX века, член партии «Дашнакцутюн», премьер-министр Республики Армении (1918-1919). Путем анализа пройденного дашнаками (в том числе и им самим) пути, в котором он сам играл немаловажную роль, Ов. Качазнуни делится с читателем своими сокровенными мыслями, многие из которых даже спустя век оказываются вполне востребованными.

Попробуем проследить за некоторыми из них, которые, первоначально охватывают этап Первой Мировой войны, что понятно, т.к. именно в этот период произошли события, преподносимые армянской стороной как «геноцид армян».

Прежде всего, Ов. Качазнуни признает, что к осени 1914 г. «армянские добровольческие отряды сформировались и выступили против турок». По его словам, это было «естественным и неизбежным результатом той психологии, которой пропитывался армянский народ почти четверть века, целое поколение. Данная «психология должна была найти свое воплощение», т. к. «мы безоговорочно ориентировались на Россию».

Один из отцов-основателей Армении Ованес Качазнуни

Ов. Качазнуни раскрывает причины вышеописанного в следующем ключе: «Не имея основания, мы были увлечены победой, мы были уверены, что царское правительство за нашу преданность, наши старания и помощь дарует нам автономию Армении, которая будет состоять из освобожденных армянских вилайетов в Турции и Закавказской Армении. Мысль наша была окутана туманом». При этом «свои собственные желания мы навязывали другим, бессодержательным словам безответственных лиц мы придавали большое значение, под влиянием самогипноза мы перестали понимать действительность и предались мечтам. Переоценивали силу армянского народа, его политическое и военное значение».

Однако, как известно, предательство османских армян по отношению к своему государству, не возымело положительного для них результата, в связи с чем они, «разгневанные и устрашенные», начали искать «виновников и тотчас же нашли в лице русского правительства с его коварною политикой». «Со свойственной политически незрелым и неуравновешенным людям, непоследовательностью, – признает Ов. Качазнуни, – мы из одной крайности бросились в другую». Насколько «вчера наша вера в русское правительство была слепой и необоснованной, настолько слепым и необоснованным явилось наше сегодняшнее обвинение». Говорили, что «русские обманули и предали нас». Однако «мы, политическая партия (то есть «Дашнакцутюн» – прим. Авт.), забывали, что наш вопрос для русских не представлял интереса и поэтому они при случае легко, без колебаний, перешагнут через наш труп».

Но, выводит Ов. Качазнуни, «горько жаловаться на злую судьбу и находить вне нас причину нашего несчастья – это одна из характерных черт нашей национальной психологии, которой не избегла и партия Дашнакцутюн. В убеждении, что русские подло поступили с нами, как будто заключалось особое утешение (в дальнейшем должна была наступить очередь французов, американцев, англичан, грузин, большевиков – словом, всего мира)». Как будто «геройство было в том, что мы оказались наивными и недальновидными, и вследствие этого очутились в таком положении, что каждый желающий мог нас подводить, изменять нам, резать и предоставить другим резать».

Далее Ов. Качазнуни затрагивает тему армяно-турецкой войны 1920 г. «Непростительный факт, что мы ничего не сделали, чтоб избегнуть войны, наоборот, сами дали повод к войне», – пишет от. «Непростительность в том, – продолжает Ов. Качазнуни, – что не были осведомлены о военных силах Турции и не знали своей собственной армии». Потому не удивительно, что «война закончилась полным нашим поражением». Войска «постоянно отступали, бросали оружие», параллельно чему «правительство допустило одну роковую ошибку: с целью увеличить численность войск, призывало все новых и новых, брало под оружие пожилых, усталых, обремененных семейными и экономическими заботами, спешно вооружало их и посылало на фронт». Но ведь «эти люди были готовыми дезертирами, которые усиливали деморализацию в рядах солдат», а «турки были уже в Александрополе». Так что «не в предательстве большевиков и не в силе турок заключалась причина нашего поражения», а «в нашем собственном бессилии».

Пытаясь разобраться в подводных течениях столь печального для армян итога, Ов. Качазнуни фиксирует, что «управлять – значит предвидеть», но «мы были никудышнымии правителями, не имея вовсе способности предвидеть. Мы не имели руководящего начала и постоянной последовательной системы. Мы действовали под влиянием случайных обстоятельств, ударялись об стенки, полуслепо ощупывая почву под ногами». Унисонно чему «не знали и часто переоценивали размеры наших возможностей, не понимали препятствий, презирали противные силы. Были решительными там, где требовалась величайшая осторожность».

Посему «сегодня мы имеем маленькую республику, самостоятельную по имени, а фактически автономную окраинную область возобновляющейся Российской империи». В реалии «Армения – это автономная губерния, под наблюдением и командованием Москвы».

Вместе с тем, «нет Турецкой Армении – ни как государства, ни как home, ни как международного дипломатического вопроса – вопрос закрыт и похоронен в Лозанне» (имеются в виду результаты Лозаннской конференции 1923 г. – прим. Авт.).

Ну и еще один небольшой штрих, привлекающий внимание в откровениях Ов. Качазнуни. «Когда мы шумели в Турции, – констатирует он, – думали, что этим шумом привлечем внимание великих держав к армянскому вопросу и заставим их быть посредниками в нашу пользу. Теперь мы знаем цену такому посредничеству».

Две «действительные силы имеются сегодня и мы должны с ними считаться: эти силы – Россия и Турция». Армения «входит в русскую орбиту и более чем достаточно обеспечена от нашествия Турции. Исчезнет гегемония российская, ее неиминуемо заменит турко-татарская. Наше несчастье заключается в географическом положении страны, связывающем нам руки и ноги». Поэтому, резюмирует Ов. Качазнуни, хотя Армения – «не самостоятельное государство, а только автономная область Российской Федерации, быть может сегодня для Армении это наилучшее положение. Если когда-нибудь возникнет необходимость сговориться с турками, Дашнакцутюн может только мешать, но не помогать».

Нужны ли дополнительные комментарии к сказанному Ов. Качазнуни в преломление ко дню сегодняшнему?

Примечание. Высказывания Ов. Качазнуни приводятся по: Ов. Качазнуни. Дашнакцутюн больше нечего делать. Тифлис, 1927

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Mahmud Xalıqov 27 Ноября 2020г.
Ответить

История повторяется. А сколько раз можно наступать на одни и те же грабли?

Яндекс.Метрика