44-дневная война азербайджанского народа, приведшая к освобождению оккупированных армянскими вооруженными силами территорий страны, в немалой степени изменила конфигурацию внутри и вокруг Южного Кавказа.
Сегодня огромное количество экспертов различных мастей высказывают свое видение происшедшего и продолжающегося, анализируя и возможные ходы всех заинтересованных сторон на перспективу.
Однако, как бы это кому и не казалось неправдоподобным, но приблизить нас к пониманию отдельных нюансов дня сегодняшнего вполне могут имевшие место события в регионе 100 лет назад. А именно, по какой причине развитие ситуации шло в том или ином ключе и что может быть ожидаемо в ближайшее время.
В частности, некоторые моменты могут быть почерпнуты из откровений, прозвучавших из уст Ованеса Качазнуни (Каджазнуни) в книге, опубликованной в 1927 году. Ов. Качазнуни – известный деятель армянского национального движения начала XX века, член партии «Дашнакцутюн», премьер-министр Республики Армении (1918-1919). Путем анализа пройденного дашнаками (в том числе и им самим) пути, в котором он сам играл немаловажную роль, Ов. Качазнуни делится с читателем своими сокровенными мыслями, многие из которых даже спустя век оказываются вполне востребованными.
Попробуем проследить за некоторыми из них, которые, первоначально охватывают этап Первой Мировой войны, что понятно, т.к. именно в этот период произошли события, преподносимые армянской стороной как «геноцид армян».
Прежде всего, Ов. Качазнуни признает, что к осени 1914 г. «армянские добровольческие отряды сформировались и выступили против турок». По его словам, это было «естественным и неизбежным результатом той психологии, которой пропитывался армянский народ почти четверть века, целое поколение. Данная «психология должна была найти свое воплощение», т. к. «мы безоговорочно ориентировались на Россию».
Ов. Качазнуни раскрывает причины вышеописанного в следующем ключе: «Не имея основания, мы были увлечены победой, мы были уверены, что царское правительство за нашу преданность, наши старания и помощь дарует нам автономию Армении, которая будет состоять из освобожденных армянских вилайетов в Турции и Закавказской Армении. Мысль наша была окутана туманом». При этом «свои собственные желания мы навязывали другим, бессодержательным словам безответственных лиц мы придавали большое значение, под влиянием самогипноза мы перестали понимать действительность и предались мечтам. Переоценивали силу армянского народа, его политическое и военное значение».
Однако, как известно, предательство османских армян по отношению к своему государству, не возымело положительного для них результата, в связи с чем они, «разгневанные и устрашенные», начали искать «виновников и тотчас же нашли в лице русского правительства с его коварною политикой». «Со свойственной политически незрелым и неуравновешенным людям, непоследовательностью, – признает Ов. Качазнуни, – мы из одной крайности бросились в другую». Насколько «вчера наша вера в русское правительство была слепой и необоснованной, настолько слепым и необоснованным явилось наше сегодняшнее обвинение». Говорили, что «русские обманули и предали нас». Однако «мы, политическая партия (то есть «Дашнакцутюн» – прим. Авт.), забывали, что наш вопрос для русских не представлял интереса и поэтому они при случае легко, без колебаний, перешагнут через наш труп».
Но, выводит Ов. Качазнуни, «горько жаловаться на злую судьбу и находить вне нас причину нашего несчастья – это одна из характерных черт нашей национальной психологии, которой не избегла и партия Дашнакцутюн. В убеждении, что русские подло поступили с нами, как будто заключалось особое утешение (в дальнейшем должна была наступить очередь французов, американцев, англичан, грузин, большевиков – словом, всего мира)». Как будто «геройство было в том, что мы оказались наивными и недальновидными, и вследствие этого очутились в таком положении, что каждый желающий мог нас подводить, изменять нам, резать и предоставить другим резать».
Далее Ов. Качазнуни затрагивает тему армяно-турецкой войны 1920 г. «Непростительный факт, что мы ничего не сделали, чтоб избегнуть войны, наоборот, сами дали повод к войне», – пишет от. «Непростительность в том, – продолжает Ов. Качазнуни, – что не были осведомлены о военных силах Турции и не знали своей собственной армии». Потому не удивительно, что «война закончилась полным нашим поражением». Войска «постоянно отступали, бросали оружие», параллельно чему «правительство допустило одну роковую ошибку: с целью увеличить численность войск, призывало все новых и новых, брало под оружие пожилых, усталых, обремененных семейными и экономическими заботами, спешно вооружало их и посылало на фронт». Но ведь «эти люди были готовыми дезертирами, которые усиливали деморализацию в рядах солдат», а «турки были уже в Александрополе». Так что «не в предательстве большевиков и не в силе турок заключалась причина нашего поражения», а «в нашем собственном бессилии».
Пытаясь разобраться в подводных течениях столь печального для армян итога, Ов. Качазнуни фиксирует, что «управлять – значит предвидеть», но «мы были никудышнымии правителями, не имея вовсе способности предвидеть. Мы не имели руководящего начала и постоянной последовательной системы. Мы действовали под влиянием случайных обстоятельств, ударялись об стенки, полуслепо ощупывая почву под ногами». Унисонно чему «не знали и часто переоценивали размеры наших возможностей, не понимали препятствий, презирали противные силы. Были решительными там, где требовалась величайшая осторожность».
Посему «сегодня мы имеем маленькую республику, самостоятельную по имени, а фактически автономную окраинную область возобновляющейся Российской империи». В реалии «Армения – это автономная губерния, под наблюдением и командованием Москвы».
Вместе с тем, «нет Турецкой Армении – ни как государства, ни как home, ни как международного дипломатического вопроса – вопрос закрыт и похоронен в Лозанне» (имеются в виду результаты Лозаннской конференции 1923 г. – прим. Авт.).
Ну и еще один небольшой штрих, привлекающий внимание в откровениях Ов. Качазнуни. «Когда мы шумели в Турции, – констатирует он, – думали, что этим шумом привлечем внимание великих держав к армянскому вопросу и заставим их быть посредниками в нашу пользу. Теперь мы знаем цену такому посредничеству».
Две «действительные силы имеются сегодня и мы должны с ними считаться: эти силы – Россия и Турция». Армения «входит в русскую орбиту и более чем достаточно обеспечена от нашествия Турции. Исчезнет гегемония российская, ее неиминуемо заменит турко-татарская. Наше несчастье заключается в географическом положении страны, связывающем нам руки и ноги». Поэтому, резюмирует Ов. Качазнуни, хотя Армения – «не самостоятельное государство, а только автономная область Российской Федерации, быть может сегодня для Армении это наилучшее положение. Если когда-нибудь возникнет необходимость сговориться с турками, Дашнакцутюн может только мешать, но не помогать».
Нужны ли дополнительные комментарии к сказанному Ов. Качазнуни в преломление ко дню сегодняшнему?
Примечание. Высказывания Ов. Качазнуни приводятся по: Ов. Качазнуни. Дашнакцутюн больше нечего делать. Тифлис, 1927
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
История повторяется. А сколько раз можно наступать на одни и те же грабли?