Ингуши решают социальные проблемы посредством закята

Мусульмане Ингушетии

Централизованная система закята заработала в Ингушетии – пока что в масштабах одного отдельно взятого села. Этой осенью, в разгар жатвы, в сельском поселении Кантышево, которое прославилось на весь Кавказ своими общественными инициативами, прошли встречи имамов и старейшин с арендаторами сельскохозяйственных угодий, по итогам которых было принято решение сделать сбор и распределение закята общим делом. По мнению местных активистов, это укрепляло бы узы братства и взаимопомощи в общине, состоящей из кадарийского и накшбандийского направлений ислама, а также способствовало более эффективному решению проблемы малоимущих.

Закят – это ежегодный обязательный налог в исламе, который должен выплачивать каждый мусульманин, располагающий определенным уровнем дохода. Закят является одним из пяти столпов ислама, наряду с верой в Аллаха, совершением намаза, постом в месяц Рамадан и паломничеством в Мекку. Целью закята является достижение социальной справедливости в обществе и ликвидация бедности, что особенно актуально сегодня, когда Россия и другие страны переживают не самые легкие времена из-за пандемии коронавируса. В истории было множество прецедентов, когда исполнение предписанного закята преображало жизнь общества. Так, в период правления Умара бин Абдульазиза наместники халифа столкнулись с ситуацией, когда в мусульманском государстве, включавшим в себя Аравию, Египет, Северную Африку, земли нынешнего Пакистана, Афганистана, Средней Азии, Иран, Ирак, Закавказье и Испанию, не осталось бедных. Это произошло потому, что каждый состоятельный человек исправно платил закят.

Естественно, что жители Кантышево, которое, как любое вайнахское село, сильно своими традициями и обычаями, тесно переплетенными с исламской религией, хорошо осведомлены о закяте. В селе, где проживает 24 тысячи человек, действует две джума-мечети, которые наполняются верующими по пятницам. «Наша проблема заключается не в отсутствии плательщиков – в селе есть большие поля бывших совхозов, которые местные фермеры арендуют у государства, – а в том, что при выплате закята люди, как правило, отдают предпочтение своим близким или тем, кто не скрывает бедности. Семьи, которые не афишируют своего затрудненного материального положения, – а таких немало – как правило остаются без должной поддержки. Мы пригласили этих арендаторов и провели с ними разъяснительную работу в духе того, что и по Конституции, и по закону Всевышнего, вся земля принадлежит народу, который отдал ее в ваше пользование. Давайте сделаем так, чтобы вопрос закята решался более организовано», – пояснил ИА IslamNews один из вдохновителей проекта, который из скромности пожелал остаться инкогнито.

В итоге было решено направлять средства от арендаторов земель и бизнесменов в специальный Фонд сельского закята. Одновременно в мечетях был составлен реестр всех малоимущих семей села, каковых набралось более трех сотен. Благодаря организационным мероприятиям в фонд на добровольной основе стали поступать большие, по меркам Ингушетии, суммы. Фермеры, обрабатывающие обширные земли на своей технике, и выращивающие пшеницу, кукурузу и другие культуры, стали платить закят в размере 10-й части с урожая. На эти деньги было построено 12 добротных домов для тех, у кого не было своего жилья, куплена одежда, продукты, другие товары повседневного потребления. Также была оказана помощь тем, кто строил свое жилье. Во время мусульманских праздников из средств фонда в соответствии со списком распределяются продуктовые наборы. Часть малоимущих изъявила желание получать помощь зерном, чтобы выращивать домашний скот.

Можно сказать, что подобная организация закята позволила оказать существенную помощь нуждающимся и заметно снизить социальное напряжение в обществе. «Бедные, вместо того, что проклинать богатых, теперь молятся за них, просят им баракята – благословения Всевышнего», – рассказал собеседник агентства.

Когда о деятельности фонда мусульман Кантышево стало известно за пределами села, к местной общине стали обращаться малоимущие жители других поселений, в том числе из соседнего Далаково, а это, на минуточку, родовое село известного в Ингушетии религиозного деятеля и функционера Абдусалама Долгиева, который отвечал за образовательные и другие направления в ликвидированном муфтияте, а у себя в селе, как многие знают, является чуть ли не самым крупным землевладельцем. Его обширные сельскохозяйственные угодья могли бы стать хорошей материальной базой для борьбы с бедностью через механизм закята.

Как видно, решение многих социальных проблем лежит на поверхности – нужна лишь соответствующая инициатива неравнодушных людей. А кто сомневается в своих силах, пусть съездит на стажировку в Кантышево, где, по всей видимости, скоро совсем не останется бездомных и малоимущих людей.

Автор: Малик Гантемиров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика