Отношение Ибн Рушда к религиям и мазхабам

Памятник Ибн Рушду в Испании

Памятник Ибн Рушду в Испании

Теги:

1
26 Февраля 2020г. (02 Раджаб)

Ибн Рушд, будучи великим ученым ислама и набожной личностью, уважал приверженцев всех религий и мазхабов (правовая школа). Он говорил: «Религия — это самый легкий способ воспитания людей и лучшее средство для поддержания в мире культуры и порядка».

Его предки придерживались мазхаба имама Малика[1] (да помилует его Аллах), сам же он официально был маликитским судьей в Кордове (Испания) и, как следствие, прославился принадлежностью к этой правовой школе. Но, несмотря на все это, он, скорее всего, поступал в соответствии с правом на иджтихад[2] и не совершал таклид[3] за другими. По сути, большая часть ученых салафов действовала подобным образом, не ограничиваясь одним из мазхабов. Упоминание же их имен в связи с какой-либо школой происходит из-за того, что последователи включали их, даже на незначительных основаниях, в ряды определенных мазхабов. Вероятно, именно поэтому один и тот же ученый нередко приписывается к совершенно разным школам. Если бы это было возможно, то среди многих уважаемых лиц, вероятно, нашлись бы те, кто, восстав из могилы, воскликнул: «Не относи меня к этому мазхабу, я недоволен этим!»

Вера Ибн Рушда опиралась на Коран и сунну, и он согласовывал ее с философией. По его мнению, наука и религия не только не находятся во вражде друг с другом, но между ними даже имеется прочный союз: отсутствие противоречия между двумя истинными доказательствами (философским и религиозным) естественно. Но если вдруг проявляется какое-либо внешнее противоречие, то необходимо привести их оба к общему знаменателю посредством аллегорического истолкования (таʼвил) (*)[4]. Например, по поводу согласования проблемы возникновения мира (худус алам) с шариатом, Ибн Рушд заявляет следующее: «Шариат, говоря о сотворении мира, в первую очередь подразумевает, что мир не возник сам по себе, случайно и неожиданно, — он есть творение Аллаха. Порядок же его возникновения совершенно не схож с появлением тех вещей, которые мы наблюдаем, — невозможно даже привести какой-либо пример, чтобы уподобить его этому. Вместе с тем с точки зрения шариата знание способа сотворения мира, вероятно, не является чем-то обязательным. Должно быть, именно поэтому шариат не применяет слово „возникновение“. Следовательно, использование таких слов, как „возникновение“ и „вечность“ (кидам) по отношению к вселенной — это не только нововведение, но и порождение большой смуты и сомнений. Из шариата со всей ясностью следует лишь сотворенность вселенной или, иными словами, новизна ее формы. Однако, если же небытие (адам) абсолютно (махд), то Благородный Коран также отвергает его сотворенность и открыто объявляет, что все сущее (мавджуд) было создано из другого сущего» (*)[5].

-------------------------------

[1] Абу Абдаллах Малик бин Анас аль-Асбахи (93–179/711–795) — факих и мухаддис, эпоним маликитского мазхаба. Автор свода хадисов под названием «аль-Муваттаʼ».

[2] Иджтихад («усердствование») — деятельность богослова в вынесении правовых предписаний (фетв) и решении различных религиозных проблем, опираясь на аяты Корана, хадисы, кыяс и иджма.

[3] Таклид («следование») — следование за религиозным авторитетом (как правило муджтахидом) в каком-либо вопросе.

[4]  (*) Фалсафа аль-кади Ибн Рушд. С. 7.

[5] (*) Здесь имеются в виду 7 аят 11 суры и 10 аят 41 суры. («Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих [или для тех, кто спрашивает,] за четыре полных дня» (Коран, 11:7), «Он — Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: „Вы будете воскрешены после смерти“, — то неверующие скажут: „Это — не что иное, как очевидное колдовство!“» (Коран, 41:10). — Прим. перев.).

 

Ризаетдин Фахретдин. Из книги «Ибн Рушд».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Stasnuc iconoclast 02 Декабря
Ответить

Как обычно факты перековерканы на свой лад 1. Он был деистом так как следовал концепции Аристотеля (бог как первопричина и только) 2. Он непризнавал жизнь после смерти 3. Ибн Рушд считал что Вселенная вечна и не имеет начала во времени 4. Примат разума над верой. Если писание противоречит филосовским выводам то следует изменять писание, а не филосовские выводы и т. д. Следовательно ибн рушд не является религиозным человеком (в данном случае мусульманином), это светский философ вынужденный в силу определенных причин подстраиваться под религиозное общество в котором он жил.

Реклама

Яндекс.Метрика