На месте ставки (орды) Джучи хана в окрестностях Улытау в центральном Казахстане открылся Историко-культурный комплекс. Работы были начаты год назад к юбилею Золотой орды. На прошлой неделе комплекс «Жошы хан» посетил президент Токаев. Касым-Жомарт Кемелевич ознакомился с проделанной работой, экспонатами времен расцвета Улуса Джучи и предложил провести здесь в следующем году крупную международную конференцию, посвященную Золотой орде, с участием известных ученых.
Джучи – предок казахских, татарских, узбекских ханов и многих русских дворян, первенец «потрясателя вселенной». Покоится хан в Улытауском районе Карагандинской области, в 50 километрах от Джезказгана. Добраться к мавзолею Джучи непросто, поскольку в степи много дорог, которые петляют из стороны в сторону. Следует в деталях расспросить местных жителей, прежде чем пускаться в путь, иначе можно не доехать до мавзолея, даже если он уже был виден на горизонте. Два года назад мы часами плутали по степи прежде, чем дорога привела к мавзолею.
Горы Улытау (в переводе «великая гора») на самом деле не очень великие, если толковать буквально. В пределах Дешти-Кипчака много гор гораздо выше их, но возвышенности Улытау считаются великими потому, что связаны с именами Джучи, Алаша-хана, Едиге, мавзолеями гунского периода. Здесь встречаются античные петроглифы, металлургические печи времен саков и скифов.
Улытау стали великими не с подачи современных акынов Джезказгана и Караганды, и не благодаря советским археологам. Еще в 16 веке Хафиз аль-Бухари в своем «Абдулла-намэ» при описании похода правителя Мавераннахра Абдулла-хана в 1582 г. в степь сообщал: «Владыка семи поясов земли [‘Абдаллах-хан] вместе с остальным войском ночью дошел до середины (мийан) Улуг-Тага, который является самой лучшей местностью в Дашти Кипчаке».
Хафиз Бухари оставил в своем сочинении упоминание о мавзолее Джучи: «В субботу 6-го [числа этого] месяца [хан] остановился около (навахи) Сарай перед мазаром Джучи-хана».
Тот факт, что Абдулла-хан в походе на Улытау против своих ушедших к казахам единокровных братьев-шейбанидов остановился у мавзолея Джучи, указывает на то, что владыка Мавераннахра знал, где находится усыпальница предка, что она не сравнена с землей, подобно могиле Чингисхана, не сокрыта от людских глаз. У мазара Джучи Абдулла-хан оставался несколько дней «с сердцем, свободным от печали», подняв «счастливое знамя до зенита желто-зеленого неба», после чего отправился к сердцу «Улу-Тага» в поисках соперников.
Охраняемый государством мазар Джучи находится на окраине действующего кладбища, и не так давно кто-то возвел впритык к границам исторического памятника не менее величественный мазар покойному родственнику, в связи с чем любители истории в Казахстане забили тревогу, требуя запретить похороны в непосредственной близости к усыпальнице хана. Народ, приезжая на кладбище, посещает мавзолей и читает аяты Корана, посвящая их хану, который вроде бы как не был мусульманином.
Почему Джучи похоронен в «мусульманском» мавзолее, если он умер язычником?
Известный востоковед Василия Бартольд предполагал, что «впоследствии мусульманские ханы строили мавзолеи мусульманского типа над могилами своих языческих предков». Но так ли было в случае с Джучи?
До похода в Среднюю Азию ставка Джучи находилась на Иртыше. В Улытау молодой хан перекочевал и основал здесь новую орду после завоевания Хорезма, когда великий каган Чингисхан разделил владения между сыновьями, передав богатые города по Сырдарье и Амударье среднему сыну Чагатаю, а старшего Джучи отправив в «ссылку» в степи Дешти-Кипчака.
Одной из жен Джучи была дочь побежденного Хорезмшаха Мухаммада, мусульманка Хан-Султан-хатун, мать Берке, первого мусульманского хана Золотой орды. Хан-Султан сыграла не последнюю роль в религиозном выборе сына. Она также могла повлиять и на своего супруга, который всю жизнь тяготился «клеймом меркитского плена» и по свидетельству историков был более покладистым в сравнении с единоутробными братьями. Как известно, Джучи родился после возвращения его матери Борте из меркитского плена, и это стало причиной оспаривания отцовства Чингисхана. Сам «потрясатель вселенной» поступил благородно, признав отцовство, но подозрения о возможной незаконнорождённости преследовали Джучи с детства.
Разгадать многовековую тайну, наверное, сегодня способны генетики, изучив ДНК потомков Чагатая и Джучи, сравнив, восходят ли они к общему предку Чингисхану. Но надо ли это ныне живущим, когда твое происхождение ничего не дает, ни к чему не обязывает?
Насмешки и обвинения братьев, косые взгляды, все это не прошло бесследно для Джучи. В такой ситуации любой человек будет чувствовать себя не в своей тарелке даже в кругу родных.
Поэтому нельзя сказать, что старший сын был недоволен отправкой его в бескрайние степи подальше от родственников. Мудрая дочь Хорезмшаха, обучавшая детей Корану, могла повлиять на мировоззрение супруга. Бытует мнение, что в конце жизни Джучи принял ислам и эти предания вовсе не кажутся сказками, поскольку один из младших сыновей хана носил имя Мухаммед (сын Хан-Султан, младший брат Берке). Поэтому дуа, которые посвящают люди душе Джучи, возможно вовсе не бесполезны, Аллаху алим!
Конечно, сегодня человек не очень склонен доверять народным преданиям, ему подавай официальный письменный источник о принятии ханом ислама. Не будь сочинения Хафиза Бухари с упоминанием в Улытау мазара Джучи сегодня нашлось бы немало скептиков и относительно мавзолея. В данном случае легенда оказалась подкреплена литературным источником, благодаря походу Абдуллы-хана, который фиксировался на бумаге. Однако в степи предания всегда передавались устно, через сказания, дастаны, песни, кюи. Например, близкая к истине версия гибели Джучи-хана во время охоты на куланов также пришла к нам устно и через кюй.
Народная молва гласит, что во время охоты пронзенный стрелой хромой вожак косяка диких куланов, внезапно развернулся и бросился на всадника, сорвал хана с коня, ударил копытом по голове и отгрыз ему правую руку. Советские археологи, исследовавшие мазар в 40-е годы, обнаружили в нем два скелета, мужской и женский. Мужской был без правой кисти с надрубленным от удара черепом.
О гибели Джучи на охоте рассказывает старинный кюй на домбре «Аксак кулан», авторство которого приписывается современнику хана Кетбуге-жырау. Просто так, от нечего делать, акын не стал бы и не смог бы сочинить кюй о смерти ханского сына от хромого кулана. Подобные произведения рождаются от сердца, когда происходит нечто, переворачивающее душу.
Мавзолей Джучи с обретением суверенитета Казахстана не раз реставрировался, и видимо будет совершенствоваться далее. Возможно, поменяется купол, который выглядит так, как будто его обклеили квадратной ванной плиткой голубого цвета. Такое решение было нормальным при реставрации 90-х годов, но сегодня, когда за плечами огромный опыт реставрационных работ в присырдарьинских городках-крепостях, реставраторам Казахстана не составит труда сделать купол аналогичный вершине мавзолея Яссави в Туркестане.
Вероятно, будет найдено новое решение и непосредственно по старым строениям, развалины которых находятся в 20-30 шагах за мавзолеем. По всей видимости это и есть Сарай, упоминаемый в сочинении Хафиза аль-Бухари, дворец, где несколько дней отдыхал Абдулла-хан. Это и есть орда Джучи. Изначально «орда» – это резиденция, ставка, дворец хана, а не государство. При Джучи ханская орда находилась на Улытау. Его сын и преемник Бату-хан (Саин) перенес орду сначала в Тургайские степи, затем на Едиль/Волгу, по мере расширения границ кочевой империи, на территорию современной Астраханской области, где основал новую столицу Сарай-Бату.
После развала Золотой орды между потомками Джучи вспыхнула борьба за «трон Саина». Последним его обладателем был хан Большой орды Ахмат, известный в учебниках истории «стоянием на Угре», убитый тюменским ханом Ибрагимом. Потом уже борьба за орду Саина стала неактуальной в виду появления у наследников собственных ставок-орд от Крыма до Искера, от Казани до Бухары, каждый из них стал великим ханом.
Возрожденная к юбилею Золотой орды ставка Джучи включила Историко-культурный комплекс с музеем, памятником хану, выставочным залом, гостиницей, столовой. Вход в мавзолей украсили новые резные двери восточного образца. Отреставрирован передний портал усыпальницы, вдоль дорог появились указатели, по которым теперь найти мазар будет не сложно.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Очень хочется верить, что это сакральное место народов степи станет точкой приложения Силы в деле становления Новой Третьей Орды - семьи народов Большой Евразии!
Ответить
нужны 100% доказательства, что там лежит Джучи, а то получается, что мы сами признали, а мир не. Кстати какой возраст человека, говорят ему было 70 лет, в то время сам Джучи умер в пределах 44 лет, да и может ли рядом с ханом лежать женщина