По следам семи предков в Сибирь

Братья Темирбек и Галимжан возле мечети Шатаново

Братья Темирбек и Галимжан возле мечети Шатаново

Теги:



2
12 Января (08 Джумада ас-сани)

Гульсара Хансафарова, юрист из Акмолинской области Казахстана, поставив себе задачу глубже изучить свои корни, неожиданно узнала, что происходит из династии потомственных сибирскотатарских имамов Тобольской губернии.

История поиска ею земли предков достойна отдельного фильма. Гульсара родилась в Кустанайской области. Росла обычной казахской девочкой. Иногда, играя дома с куклами, сидя за уроками, краешком уха слышала разговоры взрослых про Сибирь. Еще ей часто снились таежные леса, какой-то совершенно другой пейзаж, несвойственный для Кустанайской лесостепи. Может это генетическая память, а возможно в снах отражались ее представления о Сибири?! Еще она знала, что прадедушка мулла Хасан учился в медресе Троицка и Башкирии, лечил людей. В годы репрессии ушел в Сибирь. Запомнились названия населенных пунктов «Ярково», «Юрты Шатаново».

Гульсара (в центре) с новыми родственниками

Интерес к родословной в ней проснулся с годами, что неудивительно для Казахстана, где практически все знают к какому роду-племени и жузу относятся. Но старших родственников, которые могли бы рассказать, почему она родилась в Кустанайской области, а не в Тюменской, уже не было. Однажды в Астане, где она работала юристом, Гульсара обнаружила во дворе бесхозный пакет, в котором лежали молитвенный коврик и книга «Откочевники», повествующая о переселении казахов в Сибирь в 30-е годы, в период голода и коллективизации. Находку она восприняла как знак Свыше.

Прочитав книгу от корки до корки, Гульсара решилась: все, хватит, надо искать родственников в Сибири, не сидеть и не гадать. Стала писать запросы в архивы. По совету знакомых даже съездила с сыном Ризой в мавзолей имама, поэта и мыслителя Машхур Жусупа под Экибастузом, и там, почтив шейха, обратилась к Всевышнему с дуа-просьбой указать ей путь к жетi ата (семи коленам предков).

Каждый раз, приезжая в Шатаново, первым делом Гульсара и братья наносят визит вежливости к мулле Абдул-Хакиму

Много лет назад ее дядя Наурызбай дважды выезжал в Тюменскую область в поисках Юрт Шатаново, но не нашел. Как потом выяснилось, в тот период аул находился в административном подчинении Омской области и по-иному назывался.

Благодаря интернет, Гульсара установила, что в Тюменской области есть деревня Шатаново и она входит в состав Ярковского района. Это были предковидные годы. Протяни ещё, и граница бы закрылась.

- Поехали мы в Тюменскую область в конце мая, – рассказала она. – Я с сыном и двумя братьями. Как выехали, начался сильный дождь. Возле Кургана заблудились. Ехали долго, почти без остановок, чтобы до темноты добраться до районного центра. Приехав в Ярково, стали расспрашивать, как найти деревню Шатанова. Парень у заправки показал нам дорогу.

В Шатанова мы приехали к 11 часам ночи. Было уже поздно, деревня спала, и мы не стали никого беспокоить, переночевали в машине. Утром нашли дом пожилого муллы Абдул-Халима, рассказали свою историю, стали перечислять имена: Бибикамал, Аскар. Мулла с супругой Гульжиян апа говорят, что нет, не слышали. Мы уже расстроились: проделали такой долгий путь, и безрезультатно... «Может имя Наурызбай вам что-то говорит», – спросил брат, и тут они и вспомнили, показали, куда идти и кого искать.

Сказать, что родственники удивились, увидев нежданно негаданно троюродных братьев и сестру из братского казахского народа, значит не сказать ничего. Они были буквально потрясены, как и сами гости из Казахстана, которые думали, что их прадед мулла Хасан бежал в Сибирь, как и тысячи казахов в 20-30-е годы, а оказалось, что он и предки потомственные муллы из сибирских татар.

В Тюменской области Гульсара узнала, что у нее огромное количество родственников, и связи с некоторыми давно утеряны. Посудите сами, сколько может быть троюродных братьев и сестер, если у ее прадеда Хасана Хансафарова (1874 г.р.) были родные братья: Насретдин 1857 г.р., Багретдин 1862 г.р., Сатык 1876 г.р., Хамза 1879 г.р., Махмут 1880 г.р., Шамшетдин 1881 г.р.

И все они жили в начале 20 века в Юртах Шатаново, не догадываясь, какие тяжелые испытания грядут впереди, как их разбросает революционная буря по стране.

Тети из Шатаново в гостях в Казахстане

Муллу Хасана после учебы в Троице отправили служить имамом на территории современной Костанайской области. После ухода из жизни первой супруги, он женился на казашке Балкие. От нее родились дочь Бибикамал (1916 г.), сын Аскар (дед Гульсары) в 1920 г. и сын Тулеген (1925 г.)

В 1928 году, когда в Казакской АССР началась коллективизация и развернулась «классовая» борьба, пошли аресты, мулла Хасан решил не ждать, когда за ним придут, и уйти с женой и старшими детьми в родной аул Шатаново. Предстояла трудная, полная лишений дорога, которую младший сын не выдержал бы. Ребенка оставили на попечении уже замужней дочери муллы Хасана, родившейся от первой жены. Когда семья уже жила в Шатаново, в 1930 году родился сын Наурызбай.

Мулла Хасан умер в 1937 году в Шатаново. Затем были тяжелые военные годы. После войны Балкия вернулась в Казахстан с детьми и внуками, родившимися в Сибири. Следом в Кустанай вернулся ее сын Аскар, отбыв службу на Дальнем Востоке. Вместе стали искать Тулегена, сбежавшего от тети, и нашли его в Карагандинском детском доме по шраму, полученному в раннем детстве при падении с высоты.

В Шатаново гостям из Казахстана показали место упокоения муллы Хасана. Прочитав аяты Корана по душе прадеда, взяв горсть земли по обычаю, отдохнув у родственников, Гульсара и братья отправились в обратную дорогу, чтобы вернуться через месяц и провести хатым-аш.

- Мне очень понравились жители деревни, они верующие, очень заботливые, соблюдают традиции, на свои средства построили мечеть, где по-домашнему очень уютно, – говорит Гульсара.

Тем временем стали приходить ответы на запросы юриста Хансафаровой, направленные в различные архивы. Через переписку она нашла родственников даже на Дальнем Востоке: до города Владивосток закинула судьба потомков муллы Хасана.

Параллельно Гульсара ханум занималась восстановлением документов мечети Юрт Шатановских. Узнала, что соборная мечеть была построена предками в 1883 году. Архивы выдали ценные сведения по другим родственникам Хансафаровым, служившим в этой мечети имам-хатыпами, имам-зямигами (помощниками), муалимами.

Благодаря содействию тобольского историка Гульсифы Бакиевой, она смогла восстановить родословную до седьмого и даже до восьмого колена: Гульсара дочь Салима б. Аскара, б. Хасана, б. Кансафара, б. Сеита, б. Енбая, б. Навруза, б. Аллаяра. В Ревизских сказках за 1782 год седьмой предок указан выборным, т.е. ответственным за сбор податей в общине Юрт Шатаново.

Широко раскинулись ветви родового древа и возможно, что произросли они не только в России и Казахстане, потому что в роду были не только муллы, но и купцы, и возможно их потомки могут оказаться в Турции и Китае, предполагает Гульсара-ханум.

В руках Темирбека часть посоха, с которым предки побывали на хадже

С родственниками в Шатаново она и братья установили крепкие связи, ездили в гости друг к другу, пока не закрылись границы. Многих троюродных братьев и сестер в регионах России Гульсара нашла, благодаря своей настойчивости. Сейчас она ищет потомков Насреддина, Фахретдина, Хамзы, Сатыка, Шамшетдина и их сестры Кульцибы.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Равкат 13 Января
Ответить

Здравствуйте ! Возможно деревня называлась не ШАТАНОВО а Шайтаново. русифицировалась название, я так же из такой фамилии и у меня дед Абдулла абы был Самарским муллой и у меня дед собрал семью и иммигрировал в среднюю Азию примерно в 1925-28 годах от НКВД уехал, если желаете пишите и меня интересует родословная так что мой адрес [email protected] мы можем многое прояснить.

Кабдулвахитов Калиль Балкенович 13 Января
Ответить

Деревня называлась Юрты Шайтановские, потом стали Юртами Шатановскими. Гульсара с Вами свяжется

Яндекс.Метрика