Кого муфтий Фахретдин называл преступниками в отношении ислама

Ризаетдин Фахретдин

 

 

Публицист, мыслитель и религиозный деятель, муфтий Ризаетдин Фахретдин описал важную особенность великих мусульманских ученых-богословов, ставших основоположниками наук об исламе. Они не «навешивали ярлыки», не допускали «вмешательств в деяния сердца и абсолютно никаких вторжений [в отношения] между Аллахом и человеком», а ценили исключительно знания и мудрость. 

Подобные качества настоящих ученых позволяли, например, имаму Аль-Бухари считать своими учителями и хариджита, и шиита. Об этом Фахретдин пишет в своей книге «Имам Газали» из биографической серии «Знаменитые мужи». 

– [В те времена] богоугодные деяния и привычки, присущие кому-либо, не записывались и не рассказывались в виде общедоступного жизнеописания (если только не в качестве отступления от темы), и не случалось вмешательств в деяния сердца и абсолютно никаких вторжений [в отношения] между Аллахом и человеком. То, что подобный порядок был повсеместно распространен среди салафов в качестве общепринятого обычая, подтверждается их произведениями. Основываясь именно на этой мудрости, шейх хадисоведов Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари слушал благородные хадисы, преклонив колени перед муджтахидом хариджитов Имраном бин Хиттаном и шиитским ученым Абу Исхаком Шии. Он передал эти хадисы в «Джами‘ ас-сахих», которая известна как «одна из самых достоверных книг после Благородного Корана», – говорит автор. 

Выдержка из оригинала

 

 

 

– Позднее произошла смена терминов, у многих вещей изменилась суть, – сетует муфтий, указывая на обмельчание авторов, проявляющуюся в их текстах чрезмерность и черно-белое мышление. 

– Задумав кого-либо похвалить, – говорит Фахретдин, – они не довольствовались его возвышением до положения посланника Аллаха, а возводили в степень божественности (упаси Аллах) с использованием слов «управитель судеб», «оживляющий и умерщвляющий, и способный на всякую вещь». А на людей, которых пожелали опорочить, они открыто стали навешивать ярлыки «неверующий» и «еретик», причем вынужденно – за неимением других, более сильных, выражений. 

– Подобного рода непоследовательность, крайность и чрезмерность, откровенно говоря, оказывается преступлением против ислама, – подчеркивает в своей книге муфтий.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика