«Дагват, гыйбадат и «социалка». Пара штрихов к вопросу о верующих в секулярном обществе

Илдар Баязитов

Председатель Совета Общенационального благотворительного фонда «Ярдам-Помощь», член Общественной Палаты Республики Татарстан, член Общественного совета при ФСИН России Илдар Баязитов рассуждает о перспективах развития социального потенциала российских мусульман в условиях светского, мультикультурного общества.

Начало века в какой-то мере приучило мусульман быть «на острие атаки». Международный терроризм как феномен конца ХХ начала ХХI века часто поднимал мусульманское сообщество на передовицы новостных лент, и надо сказать придавал определенный импульс к развитию уммы: с тех пор государство уделяет значительное внимание вопросу религиозной сферы. Проводятся конференции, семинары, организуются всевозможные межконфессиональные комиссии и советы. Одним словом, духовные институты активнее включаются в общественную жизнь.

Полагаю, что сегодня, когда мировое внимание приковано к другим, воистину эпохальным событиям, перед нами, мусульманами, остаются все те же задачи осмысления нашей роли как верующих в общей системе светского, секулярного общества.

В самой мусульманской среде можно услышать разное. Бытуют мнения о том, что ислам – это:

- только лишь поклонение;

- только лишь изучение религии;

- только лишь призыв к исламу других людей;

- и многое другое из разряда «только лишь».

Крайне некорректно суживать «функционал» мусульманской уммы до некоего одного направления. Вот даже на своем примере – я всерьез считаю, что мы как мусульмане, непременно должны быть социально полезны. Но это же не значит, что духовные управления мусульман необходимо полностью переформатировать в благотворительные фонды конфессионального значения! Тут скорее другое – из милостей Всевышнего то, что есть широкие возможности найти свою нишу в этом мире, автоматически трансформируя ее в элемент богослужения.

Это понимание пришло ко мне постепенно, по мере развития нашего благотворительного фонда, который как раз – таки «вырос» и продолжает являться неотъемлемой частью «махалли» – прихода, мечети, иными словами.

На заре нашей благотворительной деятельности, мы занимались простейшей раздачей продуктов питания и предметов бытовой химии, нуждающимся из числа местных жителей. Примечательно, что через определенное время бабушки, чуть ли не с боем врывались в мечеть утверждая, что мы крадем у них продукты, которые якобы нам в мечеть для них выделяет соцзащита. Подобные формы благодарности иногда имеют место быть, но суть не в этом. Суть заключается в том, что люди, верующие, а иногда даже и не особо верующие имеют потребность поучаствовать в чем-то благом. И предоставить им эту площадку крайне важно.

Уже позднее, когда сформировались и стали системными курсы реабилитации незрячих в нашей мечети в казанском поселке Левченко многие люди, потерявшие зрение познакомились с религией Аллаха и стали совершать намаз – это ответ всем тем, кто рьяно выступает за «дагват» (призыв к исламу).

К слову говоря на данный момент на месте той мечети в поселке Левченко возводится новый комплекс, который содержит в себе как мечеть, так и многофункциональный образовательный центр – пансионат для детей. Существующий опыт пансионата для мальчиков в селе Борбаш Балтасинского района Татарстана показал высокую востребованность – вопросы воспитания детей в исламе в принципе очень актуальны, так что любые формы и решения в этой области как никогда своевременны. Создать атмосферу, где ребенок поймет и самостоятельно примет религию Аллаха, сформирует свой духовный стрежень на всю жизнь – если мы это сможем сделать, нам этого будет достаточно. Полагаю, это подходит под тезис об «изучении религии».

Реальность такова, что всюду, «куда не кинь» открываются и открываются все новые сферы помощи и благотворительности. Причем они достаточно тесно соприкасаются с темой межконфессиональных, а порой и вовсе государственно-конфессиональных отношений. Начиная с 2016 года наш фонд активно занят духовным окормлением осужденных в местах лишения свободы на территории Республики Татарстан. Это огромный пласт работ, связанный не только и не столько с самой, казалось бы, очевидной проповеднической работой, сколько с выстраиванием конструктивного диалога между многими участниками этой сложной темы: от осужденных и сотрудников ФСИН, до членов семей заключенных. Здесь не всегда удается напрямую кому-то объяснять религию Аллаха, или призывать кого-то, но я убежден, что данная деятельность – это поклонение Аллаху. Решение, иногда откровенно проблемных вопросов, есть один из смысловых переводов термина «агмалюс салиха», что означает как «совершение благого», так и «исправление», «выправление».

В свете упомянутых ранее эпохальных событий сегодня также расширяется направление работы с детьми – инвалидами оставшихся без родителей: наш благотворительный фонд «Ярдам-Помощь», например, ведет переговоры по установлению опеки над 6 детьми – сиротами инвалидами из ЛНР.

Подходит к активной фазе реализации проект Дома пожизненного содержания инвалидов. Суть его заключается в предоставлении достойных условий жизни для инвалидов, которые находились на попечении своих престарелых родителей. Это очень тяжелая история. За каждой из них скрывается огромное человеческое, родительское горе. Мы убеждены, что этот проект является колоссальным источником бараката для всех, кто будет с ним соприкасаться, пусть даже косвенно.

Наш фонд активно готовится к запуску знакового проекта – многофункционального спортивного комплекса как для инвалидов, так и для здоровых людей. Спорткомплекс позволит преодолеть барьеры непонимания между людьми с инвалидностью и без, а также существенно повысит эффективность курсов для приезжающих в фонд реабилитантов.

Таким образом, сегодня у мусульман в России есть все возможности для реализации подлинного социально-ориентированного потенциала религии ислам. Это не всегда могут быть «кричащие» исламские проекты – они вполне могут быть вне конфессиональных рамок. Но важно одно – они несут в себе конструктив, они решают проблемы людей.

Конечно ислам – это не только «социалка». Это и образование/просвещение, и «дагват» и конечно же духовное развитие. Но и без «социалки» как без инструмента мы многое потеряем. Я считаю, что социальный потенциал ислама в России раскрыт не в полной мере. Мусульмане могут и должны выступать партнерами государства и общества в преодолении различных социальных болезней и пагубных зависимостей. В этом направлении есть куда расти, есть чем занять молодежь по-настоящему нужными делами не оставив им тем самым времени для глупостей. Без терроризма.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ильгиз 01 Апреля 2022г.
Ответить

у многих думов есть благотворительные отделы. конечно не все как ярдам . в целом да, "есть куда расти"

Простой 01 Апреля 2022г.
Ответить

Ложь, грязная ложь, которой хотят замылить правду на реальное отношени к Исламу и Мусульманам

Яндекс.Метрика