Представительство ДУМ Азиатской части России в регионах Нижнего Поволжья получило официальную регистрацию в органах юстиции. Соответствующий документ девятого апреля в Москве получил его руководитель Ильдар Даиров. Поздравив религиозного деятеля с открывающимися новыми возможностями, мы задали ему несколько вопросов.
- Уважаемый Ильдар-хазрат! Расскажите о себе – где вы родились и выросли, когда начали соблюдать пост в Рамадан и где получали религиозные знания? Почему избрали формой деятельности Представительство централизованной структуры, а не, скажем, обычную мусульманскую религиозную организацию?
- Бисмиллях ир-Рахман ир-Рахим! Родился я и вырос в Астрахани. Самые первые посты в месяц Рамадан соблюдал в раннем детстве вместе со своими бабушками, когда жил у них. Просил разбудить меня на сухур и они будили. Осознанно стал поститься уже в школьные годы, в Кулаковке (это пригород Астрахани), когда посещал уроки муалим-сани. Был человек, который организовал уроки по изучению арабского языка и Корана у себя дома, и мы детьми ходили к нему на занятия. Так начиналось мое вхождение в религию.
После школы поступил в Астраханский технический колледж, но со временем понял, что это не мое призвание и поехал учиться в Казань в медресе 1000-летия принятия ислама при Закабанной мечети. Вернувшись в Астрахань, работал сначала муадзином, а потом, спустя четыре месяца, имамом одной из городских мечетей. В те годы, середине 90-х, шел процесс возвращения мусульманам мечетей, конфискованных в 30-е годы. В 1997-м я пошел в армию. После службы вернулся на работу в мечеть. Так практически большую часть своей взрослой жизни я проработал имамом в Астраханском муфтияте.
Несколько лет назад, после смены руководства в муфтияте, был вынужден покинуть структуру духовного управления. Работать в религиозной сфере я уже не мог, согласно закону Яровой. Я стал больше ездить, бывать в Саратове, Москве, других городах, знакомиться с религиозными деятелями. Во время посещения офиса ДУМАЧР в Москве и личного знакомства с муфтием Нафигуллой Ашировым (до этого было заочное общение в интернет) с подачи моих друзей-коллег возникла идея создать Представительство ДУМАЧР в нашем регионе. Нафигулла-хазрат сказал: поможем, чем сможем.
Так я получил письмо-распоряжение о назначении меня полномочным представителем ДУМАЧР в регионах Нижнего Поволжья, и вот уже четыре года мы ведем свою деятельность как Представительство, из них уже несколько дней как отдельное юридическое лицо.
За четыре года мы проводили самые разные мероприятия – спортивные, благотворительные, научные. Сам я стараюсь участвовать в межрегиональных мусульманских мероприятиях по всей стране, представлять регионы Нижнего Поволжья. Мы записываем просветительские видео и аудиолекции. Я веду свой канал в Ютубе. Полгода назад с целью систематизации благотворительной деятельности мы запустили социальный проект «Будь милосердным!» и каждую неделю в четверг обеспечиваем нуждающиеся семьи продуктовыми наборами и предметами первой необходимости. Кстати, с началом Рамадана комплекты увеличились, благодаря нашим землякам, которые стараются в священный месяц заслужить довольство Всевышнего Аллаха.
- Теперь, когда Представительство стало самостоятельным юридическим лицом, какой Вы видите первоначальную задачу?
- Прежде всего это открытие молитвенного помещения и регистрация местных религиозных организаций.
- Астрахань – стольный град бывшего Астраханского ханства. Сохранились ли какие-то мусульманские памятники истории периода Золотой орды, Астраханского ханства, и, если не ошибаюсь, там была еще Букеевская орда?
- Городище Сарай-Бату, где была столица Золотой орды, находится в Харабалинском районе Астраханской области. Сегодня это археологический памятник, каких-либо реставрационных работ там не проводится. Неподалеку от городища есть декорации Сарай-Бату, возведенные для съемок фильма «Орда». Сейчас они используются для привлечения туристов. Часть Букеевской орды входила в Астраханскую губернию, часть ее была на территории современного Казахстана. Сохранились мавзолеи Букеевской знати, но они после реставрации не выглядят как старинные объекты.
- В интернет много споров относительно золотордынского наследия. Представители разных тюрко-кипчакских народов спорят между собой, кто из них более достоин быть главным наследником Улуса Джучи. Как с этим в Астраханской области, где проживают ногайцы, татары и казахи?
- Да, споров эмоциональных, к сожалению, очень много. Порой дело доходит до оскорбления целых народов. Я стараюсь обходить такие жаркие битвы, но иногда они очень упорно лезут в глаза, что не получается не замечать их. Споры, дискуссий допустимы в научных кругах, взвешенные, аргументированные, с уважением к другой точке зрения. Есть историки, пусть они и исследуют спорные вопросы. Астраханское ханство населяли люди, у которых свой ответ перед Всевышним, у ныне живущих их потомков – свой ответ.
- Какие советы Вы могли бы дать постящимся мусульманам, работающим в Рамадан. На самом деле бывает тяжело после рабочего дня ехать в мечеть на таравих, вставать на сухур в три утра, ложиться затем на два-три часа, чтобы с утра опять ехать на работу.
- Я бы советовал в будущем брать отпуск на время месяца Рамадан. В нашем распоряжении целый год, так давайте выделим из него один месяц для всецелого, полноценного гибадата (поклонения). Да, тяжело в дни поста работать, особенно физически, но тем не менее надо проявить сабр-терпение, на то он и месяц Рамадан, чтобы мы почувствовали тот груз, который несут люди голодные в разных странах мира, зарабатывающие свой хлеб тяжелым трудом. Еще не поздно взять выходные на последние десять дней Рамадана – время особого служения Всевышнему.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: