В умме Ингушетии продолжается кадровый кризис

Недостроеная Соборная мечеть в Магасе

Недостроеная Соборная мечеть в Магасе

Теги:




1
14 Апреля 2022г. (12 Рамадан)

Мусульманское сообщество Ингушетии продолжает пребывать в досадной неопределенности: кто же на самом деле выполняет в республике функции управления религиозной жизнью? А задуматься действительно есть о чем: в отличие от тех же Чечни и Дагестана религиозная сфера в Ингушетии оказалась не затронутой прогрессом, хотя властями республики создавались благоприятные условия для развития ислама. Взять хотя бы строительство огромной Соборной мечети в Магасе, которое было начато в 2010 году. Закончить крупнейший инфраструктурный исламский проект планировалось в 2013-м, однако был заморожен «из-за отсутствия средств».

Ситуация в религиозной сфере усугубилась после того, как глава «Духовного центра мусульман Ингушетии» Иса Хамхоев проявил себя на ниве протестного пиара и в итоге отправил свой муфтият в юридический нокаут. В сентябре 2019 года Верховный суд Республики Ингушетия принял решение ликвидировать ДЦМИ на основании иска регионального управления Минюста. Однако вместо того, чтобы уйти, освободив дорогу молодым образованным кадрам, Хамхоев пустился в интриги с назначением нелигитимных муфтиев.

На фоне юридического вакуума на роль духовного центра стали претендовать сторонние силы. Одной из которых стал бывший руководитель управления по делам религии Ингушетии Ахмед Сагов. Зарегистрировав сразу две организации – представительство ЦДУМ в Ингушетии и Духовно-просветительский центр мусульман Ингушетии «Барт» – он стал активно «осваивать» религиозную повестку: налаживал контакты со старейшинами, посредничал в примирении тейпов, боролся с непотребными свадебными кортежами, делал громкие заявления по различными информационным поводам.

Информационная активность экс-чиновника Сагова создавала иллюзию бурлящей религиозной жизни. В определенных кругах его даже начали ассоциировать с силой, которая в отсутствии официального муфтията якобы представляет мусульман Ингушетии. Однако, как оказалось, это абсолютно не соответствует действительности – ни с юридически, ни, к сожалению, морально. Выступать от имени народа частные структуры Сагова не могли изначально – тот же центр «Барт» по документам не является централизованной религиозной организацией, объединяющей под своим началом республиканские мечети. Но главное даже не формальная, а практическая сторона. В республике так и остались нерешенными ключевые вопросы, доставшиеся в наследство от Исы Хамхоева – дефицит богословских кадров, слабое развитие исламского образования, отсутствие элементарной регистрации религиозных общин, которая лишает их должной поддержки со стороны государства, как в соседних регионах.

Появление псевдорелигиозных центров Ингушетии, таких как представительство ЦДУМ и «Барт», стремящихся к узурпации религиозной повестки, а на деле оказавшихся не способными заниматься развитием ислама, лишь усугубило ситуацию неразберихи и хаоса, созданную интригами лжемуфтия Хамхоева. Сегодня видится только одно эффективное решение этой проблемы – появление централизованной религиозной организации во главе с легитимным, образованным и ответственным лидером.

Автор: Малик Гантемиров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

светлана красникова 16 Апреля 2022г.
Ответить

Да поможет Аллах нам всем найти правильный путь.

Яндекс.Метрика