Почему исламская цивилизация погрузилась в многовековой застой

Юрий Анатольевич Михайлов

Юрий Анатольевич Михайлов

Теги:


0
29 Июня (29 Зу-ль-када)

Как это огромное живое пространство (исламская цивилизация), давшее миру медицину, образовательную систему, элементарные понятия о гигиене – как оно погрузилось в многовековой застой.

На поднятую тему существуют самые разные точки зрения. Она словно незаживающая, постоянно саднящая рана, то и дело напоминающая о себе. Мусульмане сознают себя авангардом, передовым отрядом человечества. Такое понимание – ядро их ментальности, питаемое в том числе и историческим прошлым (Коран учит относиться к человеческой истории как к назиданию от Бога). Но в реальной жизни ситуация очевидным образом иная, и перспективы к ее изменению явным образом сейчас не просматриваются. Все ждут какого-то прорыва. (Но это больше похоже на полуторатысячелетнее ожидание прихода Махди, своего рода мессии, призванного «обновить веру» и возглавить человечество на пути к счастью.) Наиболее харизматичными в этом плане были те интеллектуалы, которых принято называть исламскими фундаменталистами. Налицо негативно-уничижительный и даже зловещий оттенок в этом определении. Их желание одним махом переломить ситуацию, «стереть до основания... а затем...» во многом напоминает революционную романтику большевиков, изнанка которой – неисчислимые жертвы на пути в мир земного благоденствия.

Поражение «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ), пришедших по итогам выборов к власти в Египте и не сумевших предложить реалистичную программу реформ (что неудивительно!), а потому бесславно выброшенных с политического олимпа, – яркий пример из недавнего прошлого.

Всем известное террористическое формирование, самоназвавшееся Исламским государством (запрещено в РФ), – это некий эрзац ислама, ислам наизнанку, именно тот псевдоислам, какой неизбежно возникает в случае выхолащивания великой религии от интеллектуальной жизни, от актуализации ее социального учения сообразно требованиям современности.

Мы не имеем сегодня разработанной концепции современного исламского государства. Поэтому всякие попытки его строительства неизбежно выливаются в реализацию неких фантасмагорий, предельно далеких от реальной жизни и, как правило, радикальных.

Я полагаю, что застойные явления в исламской мысли возобладали в момент, когда политические режимы в мусульманских государствах озаботились наследственной передачей власти. В стране, живущей по законам ислама, власть в обязательном порядке должна обладать религиозной легитимностью. Но наследственность как основание для передачи трона явным образом противоречит основаниям религии пророка Мухаммада. Ислам требует, чтобы каждый человек занимал в обществе то место, которому он в наивысшей степени соответствует. В Священном Писании мусульман говорится, что при рождении каждый человек вдыхает от Бога частицу Его Духа. По сути, речь идет о той индивидуальности и, в частности, способностях, которые в дальнейшем определяют личность человека. Жизненная миссия человека – реализовать таланты, данные ему Всевышним, а это невозможно, если не занять в жизни правильное место, то есть то место, где человек сможет в наибольшей степени раскрыться, что позволит приумножить благо в этом мире. Ведь именно этого Всевышний и ожидает от того, для кого Он является главным жизнеустрояющим ориентиром.

Как только вы ставите в религиозном ключе вопрос о легитимности монарха, вы неизбежно оказываетесь в его глазах смертельным врагом. Поэтому власть озаботилась проблемой нейтрализации не только конкретных ее критиков, но и исключения самой возможности вынесения критических заключений с религиозных позиций, лишения права самостоятельного богословско-правового суждения. Ясно, что обладать указанным правом должен лишь компетентный человек. Оставалось выдвинуть такие критерии для оценки компетентности, которым практически никто не мог бы соответствовать (к примеру, знать на память сто тысяч хадисов со всеми их иснадами). Парадоксальным образом даже некоторые признанные корифеи прошлого оказались, следуя этим критериям, «непроходными». «Врата иджтихада» были наглухо закрыты, и всем было предложено следовать путем таклида, иными словами прекратить вольнодумство и беспрекословно руководствоваться ранее вынесенными – порой в очень давние времена и совсем в другой общественно-политической ситуации – решениями, не пытаясь подвергать их сомнению либо приспосабливать к меняющейся жизни. Постепенно интеллектуальная мысль была задушена. Власть деградировала. Застойные явления распространились на многие сферы жизни. Общество погрузилось в стагнацию. Исламская цивилизация, некогда локомотив мирового развития, начала безнадежно отставать от Запада.

Юрий Анатольевич Михайлов, главный редактор издательства «Ладомир»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика