Айнур Тимерханов: не могу согласиться с тезисом, что религиозное образование «страдает» от непрестижности

Айнур Тимерханов

ИА IslamNews продолжает беседу с исполняющим обязанности ректора Болгарской исламской академии Айнуром Тимерхановым.

– Айнур Ахатович, в первой части нашей беседы Вы заострили внимание на том, что БИА является вершиной системы исламского образования в России. Какова ситуация с профессорско-преподавательским составом Академии? Насколько остро стоит вопрос квалифицированных кадров?

– С начала учебного года к нам присоединился новый преподаватель из Индии, крупный специалист в области корановедения Анвар Ахмад. Он является членом Диссертационного совета при Академии, неоднократно выступал с докладами на наших международных научных мероприятиях. Уважаемый доктор будет вести ряд дисциплин и осуществлять научное руководство магистерскими и докторскими диссертациями.

Вообще на постоянной основе в Академии работает 5 иностранных преподавателей из Египта, Сирии, Индии, Йемена; до 15 отечественных преподавателей и специалистов привлекаются на работу в штат и на основе совмещения. Число иностранных преподавателей небольшое, но все они являются признанными специалистами в мусульманском мире, имеют степени докторов мусульманского богословия, и такого количества достаточно для решения задач Академии.

Среди наших профессоров могу особо отметить доктора исламских наук и арабской филологии, шейха Исмаила Болбола. Это бывший муфтий Палестины; декан факультета исламских наук палестинского отделения Университета Аль-Азхар (Палестина); автор ряда научных трудов по грамматике арабского языка, курса лекций по «Корановедению» и «Тафсиру». В Академии доктор Исмаил ведёт занятия по предметам: «Корановедение», «Хадисоведение», «Арабский язык в профессиональной деятельности». 
В прошлом году мы усилии языковую подготовку наших студентов. В этом заслуга доктора арабской филологии Ахмада Шейха Мустафы, выпускника Дамасского университета. Он работал на кафедре арабского языка Высшего института языков Дамасского университета, имеет также солидный опыт преподавания арабского языка в иноязычной аудитории, в частности, в американском университете в ОАЭ. Доктор Ахмад хорошо разбирается и в исламских науках, во внеучебное время ведет факультативные занятия по Корану.

Кроме штатных преподавателей, мы активно привлекаем к научно-образовательному процессу также и визит-профессоров.

– Что представляет собой «визит-профессора»?

– Это один из успешных проектов Академии. За последние два года к чтению разовых и цикла лекций, модулей в рамках самостоятельных дисциплин привлечено более 10 признанных отечественных и зарубежных ученых-богословов, академических ученых и специалистов из ведущих образовательных и научно-исследовательских центров, среди них есть и дипломаты. В текущем году мы ожидаем приезда молодого, но очень компетентного ученого-богослова из Университета Аль-Азхар (Египет) Хамдаллы Сафти, профессора Дамасского университета (Сирия) Бадига Ляхама. Ведем переговоры еще с рядом ведущих исламских ученых из разных стран. Пока не буду раскрывать все карты. Второй год подряд для работы в Летней школе абитуриентов к нам приезжает визит-профессор Академии, шейх Абдурразак Ас-Саади, который стоял у истоков создания нашего учебного заведения. Это узнаваемая и весьма уважаемая фигура в исламском научно-богословском мире, бывший советник по религиозным вопросам президента Ирака Саддама Хусейна.

День знаний-2022

Вместе с тем важно подчеркнуть: в перспективе мы должны обеспечить полный суверенитет исламского религиозного образования – основной штат преподавателей должны составлять отечественные специалисты. При этом, безусловно, зарубежные ученые-богословы будут востребованы как визит-профессора в рамках более углубленного изучения отдельных преподаваемых дисциплин, совместной реализации научных, просветительских проектов. 

– В последнее время растет запрос на получение исламского образования женщинами. Есть ли возможность удовлетворить такого рода спрос в ближайшем будущем? Планируется ли открыть женское отделение?

– Действительно, с каждым годом мы отмечаем рост интереса к обучению в Академии со стороны женского пола. Это и закономерно, так как на нижестоящих ступенях исламского образования в России такая возможность реализовано на практике. Скажу прямо: пока Академия не располагает возможностями для обеспечения раздельного обучения женщин на уровне магистратуры. Но мы предусмотрели такую возможность в докторантуре в форме соискательства. Для прикрепления человек должен представить в высокой степени готовности диссертацию и быть в состоянии сдать вступительные экзамены, а далее – на основе индивидуального освоения программы докторантуры сдать до защиты диссертации квалификационные экзамены. Это сложно, но возможно.

– Вы отметили, что уже есть немало выпускников Академии. В каких сферах профессиональной деятельности они находят себя? В частности доктора исламских наук?

Генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Мухаммад бин Абдуль-Карим аль-Иса во время посещения Академии (2019 г.)

– Показатель трудоустройства наших выпускников составляет 93% в магистратуре и 100% в докторантуре. Как уже отмечалось, мы подготовили за весь период работы Академии 64 магистра и 15 докторов исламских наук. Все они уже восполнили определенную часть потребности духовных управлений, исламских учебных заведений, других религиозных организаций в специалистах с фундаментальным богословским образованием.

Здесь надо отметить ряд важных нюансов: каждый абитуриент представляет при поступлении рекомендательное письмо от централизованного духовного управления, исламского вуза или государственной структуры. После успешного зачисления мы подписываем трехсторонний договор между Академией, студентом и работодателем, выдавшем рекомендательное письмо, что и является гарантом стопроцентного трудоустройства выпускника после окончания учебы. 

Что касается докторантов, то это, как правило, уже люди состоявшиеся на профессиональной стезе – религиозные деятели, часто на уровне муфтиев, заместителей крупных региональных муфтиятов и даже целых государств, преподаватели, проректоры высших исламских учебных заведений. Они обучаются в нашей докторантуре и защищаются, не прерывая своей основной профессиональной деятельности. Поэтому с ними, как правило, не возникает вопроса трудоустройства. С 2021 года у нас функционирует самостоятельное подразделение –  отдел по работе с абитуриентами и трудоустройству выпускников, который как раз и отвечает за это направление.

Встреча с председатель наблюдательного совета «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Сергеем Степашиным

Если говорить об идеальном образе выпускника Академии, то это прежде всего ученый-богослов, религиозный деятель с блестящим знанием исламских наук, религиозной практики, разбирающийся в современной светской политической, социально-экономической, культурной повестке страны и мира, владеющий иностранными языками, прежде всего арабским, на фоне высокого уровня владения русским – государственным языком РФ. Это гражданин, разделяющий систему общекультурных ценностей современного российского общества, это человек, ощущающий себя сопричастным к общей истории своего народа и своей страны, к её достижениям и успехам в общемировом масштабе, испытывающий гордость за прошлое, настоящее и будущее своего народа и своей Отчизны.

– В начале этого года Вы говорили о том, что теперь обучающиеся в Болгарской исламской академии смогут получать сразу два диплома. Как это отразится на их образовательном уровне и дальнейшей деятельности?

– Да, в 2021 году Академия успешно прошла лицензионный контроль образовательной деятельности со стороны Рособрнадзора, а в начале текущего года получила аккредитацию магистерской программы «Теология» по профилю «Государственно-конфессиональные отношения в контексте исламской теологии». Эта программа, как и в светских государственных вузах, реализуется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и предполагает по ее завершении выдачи диплома государственного образца. Те студенты, которым удается поступить на эту программу и обучиться параллельно, имеют возможность получения двух дипломов – религиозного, установленного, и светского, государственного, образца. Такой подход повышает конкурентоспособность и востребованность наших выпускников как в религиозной, так и светской сферах профессиональной деятельности. В дальнейшем в параллельной подготовке наших студентов по светским направлениям будет сделан больший акцент на взаимодействии с федеральными вузами.

На встрече Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова с мусульманскими религиозными деятелями в рамках «Болгар жыены»

На сегодняшний день осуществлено три набора на конкурсной основе на эту программу из числа наших же студентов – всего обучается 32 человека на трех курсах. К концу года ожидается первый выпуск исламских теологов.

– К сожалению, нередко можно встретиться с предвзятым отношением к религиозному образованию, которое, порой, расценивают как нечто ненужное или факультативное. Как, по вашему мнению, сегодня поднять престиж исламского образования?

– С учетом того, что сегодня конкурс в нашу магистратуру составляет 4 человека, а в докторантуру – 6, я не могу согласиться с тезисом, что религиозное образование «страдает» от непрестижности. Люди же не идут в ведущие федеральные вузы на бюджетные места по теологии. Они выбирают Академию, будучи уверенными, что здесь они получат фундаментальное исламское богословское образование, подчеркну, не теологическое, причем совершенно на безвозмездной основе, которое по качеству нисколько не уступает зарубежному образованию в арабских странах. При этом все также понимают, что на выходе они получат диплом установленного образца. Тут можно было бы подумать над механизмами параллельного официального признания такого богословского образования, например, в рамках научной отрасли теологии, со стороны государства. Иначе получается парадокс: важность развития системы религиозного образования в масштабах страны никем не ставится под сомнение, однако продукт этой системы государством не признается.

Конечно, критически важно обеспечить для выпускников религиозных вузов социальные лифты: человек должен быть уверен в том, что он, как религиозный деятель, как эксперт, ученый, будет востребован обществом, государством.

Международная летняя школа «Болгарский диалог культур»

– На одном из круглых столов в БИА прозвучала идея о создании комиссии по анализу религиозных книг. Понято, что это связано с проблемой запрета мусульманской литературы. Почему, на ваш взгляд, она носит более массовый характер по сравнению с другими традиционным конфессиями РФ, почему запрещаются даже классические произведения исламских авторов?

– Такие предложения звучат постоянно, да и сами мы давно говорим о необходимости создания единого всероссийского мусульманского экспертного органа. Последние запретительные судебные решения лишний раз указывают на высокую актуальность создания такой структуры. Очевидно одно: не хватает квалифицированных специалистов с глубокими знаниями ислама, исламских наук, хороших экспертов в области государственно-конфессиональных отношений.

Существующие подходы к подготовке теологов – на что государство, кстати, с этого года ощутимо увеличило количество бюджетных мест – когда основополагающие источники ислама изучаются чуть ли не в порядке ознакомления, не позволяют говорить о том, что это будут действительно специалисты высокого уровня в области ислама и исламских наук. На мой взгляд, подход, когда человек получает прежде всего фундаментальное исламское религиозное образование и в дополнение к нему – светское образование в области социально-гуманитарных наук, включая теологию, как это происходит в Академии, может оказаться более эффективным в плане решения проблемы нехватки квалифицированных экспертов в области ислама. Я склонен рассматривать инициативу создания комиссии по анализу религиозной дитературы шире – в контексте деятельности некоего всероссийского богословского совещательного органа мусульман. Мы не раз заявляли о том, что Академия готова выступить нейтральной площадкой для создания такого органа – Совета улемов России, обеспечив организационно-техническое сопровождение его работы. И в этом направлении уже проведена большая подготовительная работа – обсуждение основных подходов к организации такого органа с представителями всех крупных муфтиятов страны. Остается на основе объединения желаний и усилий заинтересованных акторов подкрепить эту идею конкретными шагами.

Во время визита заместителя начальника Управления внутренней политики Администрации Президента РФ Анатолия Вылегжанина

– Кем должен быть представлен данный орган?

– Безусловно – авторитетными мусульманскими учеными-богословами, в т.ч. представителями всех крупнейших централизованных духовных управлений России. На разных уровнях многие вопросы (взаимоотношения мусульман и государства в условиях светского государства, например, в аспектах службы в армии; официальной регистрации брака, многоженства и др.) рассматриваются в советах улемов при крупных ДУМах и муфтиятах страны, которые наработали солидный опыт в этом области. Вне всякого сомнения, это большое благо для мусульман и всего общества. Их стабильная деятельность есть залог единения и укрепления мусульманского сообщества,  а, следовательно, и всего российского общества.

Вместе с тем существует круг сложных вопросов современной жизни, эффективное решение которых требует объединения усилий на более широкой представительной основе и высоком профессиональном уровне. Именно в этом и видится основная задача функционирования такого всероссийского органа.

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика