12 дней ада: как развивается палестино-израильский конфликт

Мать с убитым Израилем ребенком

16 октября по инициативе России прошло заседание Совета Безопасности ООН, на котором был представлен на голосование российский проект резолюции по палестино-израильскому конфликту, содержащий призывы к перемирию в регионе, освобождению заложников, осуждающий насилие против гражданских лиц и все акты терроризма. Гуманитарная резолюция не была принята из-за позиции США и их союзников, проголосовавших против. Видимо, США делают ставку исключительно на свои дипломатические усилия.

Два дня спустя, 18 октября, американский президент Джо Байден посетил Израиль, чтобы услышать о нуждах страны в сфере обороны. Планировавшаяся на тот же день встреча Байдена с лидерами Иордании, Египта и Палестины была отменена из-за удара израильской ракетой по госпиталю в секторе Газа, в результате которого погибли сотни палестинцев, в том числе детей. Новый виток палестино-израильского противостояния, начавшийся 7 октября, стал самым масштабным за последние годы, и перспектив его быстрого урегулирования практически нет.

Каковы причины новой вспышки палестино-израильского конфликта? К каким кратко- и среднесрочным последствиям способен привести новый эпизод противостояния? Каковы возможные контуры урегулирования горячей фазы конфликта? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола в Москве «Эскалация палестино-израильского конфликта: причины и возможные последствия».

«Принять это трудно, а оправдать невозможно»

Произошедшие события по масштабности и трагедии можно сравнить с 11 сентября 2001 года в США. Погибло много людей, в том числе женщин, детей. Принять это трудно, а оправдать невозможно. Об этом заявил научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Он уверен, что последствия этих действий будут иметь сильные последствия, а эхо событий будет долго отдаваться в истории всего ближневосточного региона. В таких случаях, как уверен эксперт, если отвлечься от эмоциональных реакций на произошедшее, задаются 2 вопроса: кто виноват и что делать.

«Если говорить о том, кто виноват, есть простой и по-своему логичный ответ, что виноват ХАМАС. Есть другая точка зрения, согласно которой вина ХАМАСа есть, но нельзя забывать о долгосрочных проблемах палестинской государственности. В связи с этим есть множество претензий и к Израилю. Это первое расхождение, которое мы фиксируем. Второе расхождение касается того, что делать. И здесь уже есть два приоритета: наказать ХАМАС, фактически уничтожить организацию, её лидеров, активистов независимо от того, какую цену придётся за это заплатить, или остановить насилие, добиться перемирия, исходя из того, что Палестина – это не только ХАМАС, но другие люди, тем самым предотвратить эскалацию конфликта до уровня столкновения держав», – обозначил варианты развития событий спикер.

При этом стоит помнить о том, что на сегодня уже 2 резолюции были обсуждены. Сначала с предложением выступила Россия, следом Бразилия. В обоих случаях резолюции не прошли из-за позиции США, поскольку их не устроили компромиссные формулировки.

Однако сейчас неправильно говорить только о предпосылках нового витка палестино-израильского многолетнего конфликта. Весь мир интересуют ближайшие перспективы. В частности, по мнению эксперта, можно с уверенностью предсказать, что процесс продолжения этого замирения Израиля и ведущих арабских государств в зоне залива будет заторможен и обращён вспять. Такой исход означает полное поражение американской внешней политики.

Бомбардировки жилых кварталов Газы

«Можно предположить, что косвенно конфликт будет способствовать разногласиям между США и европейскими союзниками больше, чем конфликт на Украине. Уже сегодня видим, как реагируют арабские страны на сложившуюся ситуацию. Для нас важно понимать, как эти события повлияют на наши отношения с арабским миром, насколько сохранится роль России в вопросах израильско-палестинского урегулирования, удастся ли восстановить ближневосточный квартет», – обозначил ситуацию Кортунов.

Одно достоверно ясно – Ближний Восток уже никогда не будет таким, как прежде.

«Ситуация в Палестине объединила все группы граждан арабского мира»

Заместитель заведующего базовой кафедрой Института востоковедения РАН факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов обратил внимание, что ситуация в Палестине стала одним из тех вопросов, по которому разные группы людей в мусульманских странах едины, несмотря на диаметрально противоположные точки зрения по другим вопросам. При этом нельзя обвинить арабские страны в выжидательной позиции, так как ситуация крайне напряжённая и арабская улица очень остро воспринимает происходящее. Для этого достаточно вспомнить события, произошедшие в Ливии в конце августа. Как только в СМИ просочилась информация о том, что действующий на тот момент министр иностранных дел Ливии Наджла Мангуш встретилась с МИД Израиля, былые разногласия были забыты, и ливийское общество в едином порыве выступило с требованием отстранить от должности политика. По итогу Мангуш пришлось не просто оставить свой пост, но покинуть страну: настолько высок был уровень неприятия её действий.

«То, что произошло в Ливии, – скорее норма, а не исключение из правил. Подавляющее большинство население арабских стран солидарно с палестинской стороной и смотрит на ситуацию исключительно сквозь призму белых и чёрных тонов. При такой напряжённости политическим элитам этих государств, которые в большинстве выбрали поиск установления отношений с Израилем, сейчас крайне тяжело», – уверен Лукьянов.

Так, к примеру, на начальном этапе ОАЭ заняли комплементарную позицию к Израилю, осудив насилие ХАМАС. А по прошествии нескольких дней с ростом напряжённости и силового ответа Израиля, позиция государства сильно поменялось, во многом под воздействием ситуации внутри страны и под давлением общественного мнения. Для многих это стало осознанным стратегическим выбором исходя из собственного видения логики будущего развития региона, которому не хватает инклюзивной системы безопасности и устойчивого развития.

«Без взаимодействия, обмена технологиями, ресурсами, без эффективного взаимодействия по разрешению глобальных вызовов и угроз Ближний Восток развиваться в XXI веке не может. Понимание этого со стороны политических элит определяет их позицию сейчас, в том числе в отсутствии стремления усиления своего положения за счёт популистской риторики, а попытках сдержать насилие. Сегодня разрастание конфликта не нужно никому. Мусульманские страны региона, даже такие, как Сирия, которая находится в открытом состоянии войны с Израилем, чья территория подвергается бомбардировкам, заняла взвешенную позицию. Иран, который обвиняется в подготовке ХАМАС к акции 7 октября, также в целом не спешит форсировать ситуацию. Трактовать турне МИД Ирана по странам региона можно по-разному: и как подготовку консолидированного ответа в случае наземной операции, и как политику сохранения дипломатических усилий, сохранения тех осколков мира, которые ещё можно спасти», – пояснил эксперт.

Участники конференции

И в этом процессе ближневосточные страны ведут серьёзную работу внутри своих государств по поиску новой модели, содействуя сохранению мира в Палестине, регионе. Для них не является главным направлением работа на уровне ООН, поскольку для большинства стран авторитет организации давно потерян. Нет веры и в международные региональные организации. Одновременно с этим можно не надеяться на то, что Израиль примет какое-то посредничество со стороны Лиги арабских государств. В связи с этим появляется объективный запрос как извне, так и изнутри, чтобы страны региона начали решать проблемы самостоятельно. Старые подходы, строящиеся на квартете, на помощи со стороны внешних крупных акторов, не релевантны в нынешних условиях, исходя из того, что глобальные игроки не готовы идти на уступки, делать то, что они могли делать 10-15 лет назад. Таким образом, у стран региона нет выхода, кроме как брать ответственность в свои руки.

Тот факт, что регион не обрушился в пучину войны всех против всех, во многом заслуга прошлых лет, когда у стран Ближнего Востока возникло понимание, что отсидеться в стороне не получится, а рассчитывать на медиацию извне тоже не приходится.

«Сейчас первостепенная задача – не допустить дальнейшей эскалации конфликта. В этой связи важно выработать механизмы мягкого сдерживания, а не принуждения к миру. Механизм гарантий может сработать, хотя и содержит ряд сложностей. Нужно оценить и поддержать те инициативы, которые предлагает страны, имеющие соглашения с Израилем – Египет, ОАЭ, Иордания. Будучи в очень сложной ситуации давления снизу, со стороны населения, они очень не хотят быть вовлечёнными в конфликт и сейчас проявляются свою максимальную гибкость. Сейчас мяч на стороне стран региона, от них зависит и будущее конфликта, и будущее регионального мира. В данной ситуации нужно выработать эффективные меры поддержки и не мешать проявляемым со стороны стран региона инициативам», – уверен спикер.

Здесь речь идёт о гуманитарных шагах, которые являются не только инструментом оказания помощи населению, но и сохранения для переговоров, что сейчас крайне важно, учитывая накал страстей. Сегодня страны региона играют более конструктивную роль, чем позиция США, Германии, которые, будучи стороной конфликта, лишаются права медиации и права быть посредниками в глазах и широких масс, и международного сообщества.

История оккупация Палестины

Возвращаясь к первопричине эскалации конфликта, Григорий Лукьянов напомнил коллегам и присутствующим журналистам, что проблема ХАМАС – не палестинский вопрос в целом, и нынешняя ситуация наказать ХАМАС не должно превращаться в стремление наказать палестинцев.

«Почему ценность жизни одного израильтянина не равна ценности жизни одного палестинца? Это произошло не после 7 октября, а тянулось на протяжении десятилетий. Израиль видит одно решение – выселение палестинцев со всех территорий. Блокирование гуманитарных каналов очень сильно наталкивает на мысль, чтобы население в один момент ушло, чтобы не было альтернативы, чтобы проблема палестинского народа лишилась путём исхода из с земель Палестины», – подытожил эксперт.

«Нет симметричной поддержки со стороны арабских государств в отношении Палестины»

Израиль получил поддержку от США очень большую поддержку. Об этом заявил Научный сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Сергей Мелконян. Помимо того, что союзники Израиля предоставили государству полный карт-бланш на свободу действий в Секторе Газа, есть мощная поддержка в создании сдерживающих механизмов от вовлечения новых акторов (к примеру, Хезболлы и ряда других организаций). В довесок к этому в США обсуждают принятие очередного пакета экстренного оказания помощи, что не исключает возможного подключения к израильской операции сил США. Помимо материально-технической поддержки, Штаты оказывают и дипломатическое влияние на ситуацию, блокируя антиизраильские резолюции.

Что касается удара Израиля по больнице Аль-Ахли в секторе Газа, то это символизирует пролог к ещё большой катастрофе в случае более широкомасштабного вторжения Израиль в Газу. Таким образом, Израиль готовит общественное мнение к тому, что это полноценная война, которая может затянуться на неопределённый срок.

«Масштаб операции кратно больше того, что мы наблюдали в 2014 году. Идеального сценария здесь нет, но есть ряд вариантов. Во-первых, возврат к ситуации 2005 года, когда Израиль контролирует сектор Газа, когда нет ХАМАС. Но здесь встаёт вопрос: что делать с беженцами, как решать гуманитарные проблемы, проблемы с арабской улицей? Израиль не готов разом решить весь этот спектр проблем. Другой вариант – установление израильского контроля над северной частью сектора Газа, создание буферной зоны. Это будет, с одной стороны, полумера, с другой стороны, приведёт к тому, что Израиль завязнет в конфликте, что спровоцирует открытие новых фронтов и расширение географии конфликта», – отметил Мелконян.

Среди жертв удара по больнице много детей

Сегодня же в мире наблюдаются две повестки, обе из которых играют на руку Израилю. Речь идёт о поиске развязки конфликта и оказании полной поддержки Израиля. Третьей повесткой, уверен спикер, должно стать поддержка Палестины.

«Мы не видим симметричной поддержки со стороны арабских государств в отношении Палестины, что провоцирует Израиль на повышение ставок. Сдерживающий фактор здесь – сеть проиранских формирований по северной части израильской границы. Нет вовлечения арабских государств региона на том уровне, какое есть со стороны израильских союзников. Процесс нормализации отношений заморожен, и это не краткосрочная история, а долгосрочная тенденция, которую сложно перебороть, особенно если Израиль начнёт наступательную операцию», – подытожил Мелконян.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика