Имам Забиров: у нас нет онлайн-медресе, есть просто ролики в Интернете

Абдуррауф Забиров. Фото: «Бизнес Онлайн»

Абдуррауф Забиров. Фото: «Бизнес Онлайн»

Теги:



0
07 Октября 2023г. (22 Раби аль-авваль)

Каждый год в Казани проходит Международный симпозиум «Традиции и инновации в мусульманском образовании России». В этом году мероприятие было приурочено к 25-летнему юбилею Российского исламского института. Представители исламских учебных заведений России, ученые и общественные деятели, преподаватели и студенты – все очень много говорили об успехах в становлении полноценной системы исламского образования. Однако, там, где есть достижения, нельзя обойтись и без проблем, работа над которыми позволит вывести образовательную систему на качественно новый уровень.

Об имеющихся недочётах и пробелах в рамках симпозиума рассказал известный в России религиозный и общественный деятель, имам-хатыйб мечети «Миргазиян», заместитель мухтасиба Кировского и Московского районов г. Казани по науке и образованию Абдуррауф Забиров. Основной доклад имама был посвящён социальным проектам мечети «Миргазиян», а также презентации изданных ими книг религиозного характера, используемых в качестве учебной литературы. Примечательно, что Забиров подарил 400 книг «Пәйгамбәрләр тарихы» («История пророков») преподавателям из числа участников конференции, а также комплект книг почётным гостям. Всего же имам выпустил 9 книг, многие из которых используются в качестве учебной литературы в регионах России.

В первую очередь имам обратил внимание собравшихся на личность богослова Мусы Бигиева, который оставил после себя порядка 120 научно-богословских трудов.

«Год назад была найдена могила Бигиева, точное место захоронения которого в столице Египта было долгое время неизвестно. За находку отдельно хочется поблагодарить преподавателя Университета Аль-Азхар шейха Хамдаллу ас-Сафти, который во время визита в Казань рассказал, что в одном из склепов на знаменитом кладбище, которое еще называют «Городом мертвых», есть могила, где указано, что здесь покоится шейх Муса Джарулла – именно под этим именем Бигиева знает мусульманский мир за пределами РФ», – рассказал Забиров.

Могила обнаружена на фамильном королевском кладбище Хедивие. Примечательно, что, вопреки заверениям, по сей день никто не озаботился судьбой останков одного из самых чтимых в исламском мире богословов. Летом же этого года появилась официальная информация, что местные власти решили ликвидировать значительную часть «Города мертвых». Уже сейчас на месте работают экскаваторы и бульдозеры, зачищающие тысячи могил ради строительства широких автомагистралей.

Другой аспект жизни мусульманской общины России, на который обратил внимание Абдуррауф Забиров, – исламское образование. На сегодняшний день в Татарстане работает 8 медресе, ещё 3 высших учебных заведения – Российский исламский институт, Казанский исламский университет и Болгарская исламская академия. На резонные вопрос имама о том, сколько из шакирдов получают стипендию, был дан ответ, что только в Болгарской академии предусмотрены стипендии для обучающихся.

«Что касается примечетских курсов, то преподаватели занимаются с шакирдами в большинстве случаев бесплатно, ведя самоотверженную деятельность на пути Аллаха. Одновременно с этим отсутствует учебно-методический комплекс начального исламского образования. Ни одно духовное управление мусульман за 30 лет не смогло решить данную проблему. Также программа примечетских курсов должна совершенствоваться, обновляться, учитывать состояние общества, потребности мусульманской общины. Эти вопросы требует скорейшего решения», – уверен казанский имам.

Также Забиров обратил внимание коллег на онлайн-медресе. По его словам, есть две разные формы образования, хотя и оба предлагают обучение через интернет – это онлайн-школа и онлайн-курсы. Главным отличием этих форм является взаимодействие учителя с учеником, что особенно важно в получении религиозных знаний.

«Объяснение учителем темы – усвоение учеником материала – проверка усвоения и правильного понимания должно быть главным принципом. Иначе результатом будет инакомыслие и ошибки в понимании. Не зря говорят, что для тех, у кого нет учителя, учителем является шайтан. Поэтому когда обучающийся берет знания из курса, то он может полагаться только на собственные силы и интеллект, и никаких гарантий результата авторы данного продукта дать могут», – пояснил казанский имам.

В свою очередь в онлайн-школе учащийся получает систематизированные знания, задания продуманы, а учебный процесс построен таким образом, чтобы получать информацию и сдавать выполненное домашнее дистанционно. Оценку и проверку осуществляет непосредственно учитель. К концу обучения человек, освоивший программу онлайн-школы, овладевает навыками и получает компетенции, а затем применяет эти знания на практике. Таким образом, онлайн-медресе должно включать в себя чаты с одногруппниками и преподавателями; интерактивные онлайн-вебинары; иметь дедлайн для выполнения домашних заданий; работающую систему оценивания качества освоения образовательной программы; а при невыполнении заданий должно следовать отчисление.

«Поэтому нужно называть вещи своими именами. Если мы желаем развития исламского онлайн-образования, то должны понимать различия этих форм и направить совместные усилия и ресурсы на более эффективные решения», – подытожил мусульманский деятель.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика