«Политический ислам: в поисках земного рая»

В Казани презентовали работу Али Вячеслава Полосина, посвящённую политическому исламу

В рамках стартовавшей в Казани Всероссийской научно-богословской конференции «Итоги развития мусульманского сообщества России в постсоветский период» в стенах Российского исламского института прошёл круглый стол «Современный ислам между политикой и традицией». Пожалуй, ключевым событием мероприятия стала презентация книги заместителя директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, профессора Болгарской исламской академии Али Вячеслава Полосина «Политический ислам: в поисках земного рая».

В презентации приняли участие заместитель муфтия Татарстана по образованию, ректор РИИ и КИУ, директор Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев, и.о. профессора Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики Кадыр Маликов, доцент кафедры философии и культурологии Высшей школы философии и социологии Института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий Дилара Акбашева и другие специалисты.

Политический ислам ставит перед собой земные цели

Книга является комплексным исследованием данного феномена с позиций философии религии, политологии, аналитической психологии, теологии. Такой всесторонний подход, по словам автора, позволяет рассмотреть проблему системно, с разных ракурсов. В работе исследуются механизмы политизации религии, проекты реконструкции халифата, доказывается, что в первоначальном исламе религиозное и политическое разделялись. Как отмечает сам автор, на написание книги его натолкнуло историческое событие, согласно которому Фетих Султан Мехмет, освободив Константинополь, взял себе титул цезаря Рима.

«На вселенском соборе, который прошел годом позже, также было поддержано данное решение, а Константинополь сохранил свое название. То есть всячески подчеркивалось, что продолжается преемственность Восточной Римской Империи. Это и заставило меня задуматься и о моделях власти, и о том какие из этих моделей использовались в исламе», – поделился Полосин.

Свою роль в появлении такой работы, заметил выступающий, сыграла и концепция «Ислам и татарский мир», где прописано чёткое разделение духовного и мирского (политического) в исламе с примерами и подтверждениями.

«Политический ислам – это ислам или не ислам? У религии есть свои цели – контакт с потусторонним миром, с Создателем, получение Его довольства. Политический ислам же ставит перед собой земные цели, цели в этой жизни построить какое-то государство, где никто не будет брать взяток, принимать неправильные решения и т.д. К сожалению, такого варианта в этой жизни ни в одной из цивилизаций не удалось увидеть. Ни в одном из священных писаний, будь то Коран, Библия или Тора, нет того, чтобы в этой жизни был обещан земной рай. Эта жизнь – испытание для жизни будущей», – отметил, отвечая на вопросы, автор книги. Также Полосин добавил, что во главе народа стоит тот правитель, которого заслужили эти люди, и пока они не исправят себя и свой нафс, Всевышний не изменит их положения.

Сделав акцент на том, что государство не ставит себе целью проповедовать вечную жизнь, а в первую очередь призвано обеспечить населению безопасность, автор работы призвал мусульманских религиозных деятелей более живо реагировать на происходящие события. В частности, вспомним ситуацию с мигрантом, который ударил девушку, совершавшую пробежку и одетую, на его взгляд, «не по шариату», Полосин пояснил, что в первую очередь на место происшествия должны были отправиться имамы, поскольку была отсылка на ислам.

«Выяснив все тонкости вопроса, нужно было выпустить фетву. Фетвы должны издаваться вот так, на основе реальных, живых ситуаций, как и происходит в арабских странах. Духовные управления мусульман должны более живо реагировать на события вокруг», – призвал Али Полосин.

Каким должен быть мусульманский правитель?

В свою очередь Рафик Мухаметшин отметил, что в сфере политики есть немало проблем, в том числе вопрос того, как могут мусульмане реализовать халифат, где о необходимости этого действия прописано в догматических принципах ислама.

«Основная проблема заключается в соотношении религии и политики. Возьмём пример Муавии и Али. Каким должен быть правитель? Показать свою духовную нравственность? Али пытался управлять государством, исходя из духовно-нравственных принципов. Муавия был блестящим политиком, одним из лучших во всём халифате. Как это совмещать? Вопрос, который тревожит людей не одно десятилетие», – обратился к участникам презентации ректор РИИ.

Мухаметшин поделился своими наблюдениями, что вся политическая наука западноцентрична. Так, при изучении темы политических режимов, учебники говорят, что одной из форм проявления тоталитаризма является теократический режим, и в качестве примера приводятся практически все мусульманские страны.

«Возьмём Ливию, Муаммар Каддафи – неоднозначная фигура. Он никогда не называл себя политическим деятелем и пытался строить государство вокруг общественных организаций. Иран – в чём теократический характер этой страны? Внутри стандартная западная политическая модель правления – президент, парламент, ничего теократического нет. Но для того, чтобы светская модель не выскочила из рамок, существует институт аятолла, как охранители, внешняя оболочка, чтобы модель не сошла с орбиты. Становится понятно, что данный подход квалификации политических режимов в мусульманских странах не работает. Поэтому книга, которую мы сегодня презентуем очень актуальна, поскольку дает ответы на многие вопросы, связанные с соотношением ислама и политики», – уверен спикер.

«Весь мир стоит на распутье»

К дискуссии вокруг понимания места политики в исламе подключился и Кадыр Маликов. Кыргызский эксперт заметил, что сегодня общество нуждается в переосмыслении подходов к изучению политической части ислама, поскольку весь мир стоит на распутье.

«Есть политологический прогноз того, что мы имеем, рассматриваем происходящие на Ближнем Востоке события. Я бы хотел заметить, что мало кто говорит об эсхатологическом прогнозе влияния религии на процесс радикализации, влияния на умму в целом. Это калькой ложится на всю эсхатологию, которая сегодня используется деструктивными культами. Недавние события в Республике Дагестан подталкивают и наши власти к принятию превентивных мер, с которыми мы уже несколько опоздали: когда молчит духовенство в стране, молодёжь выходит на улицу, получает информацию через соцсети, что трудно контролировать. Мусульманская община взбудоражена. С другой стороны, есть опасные моменты, когда это всё проецируется на наше общество и может повернуться против государства, против той же пятой колонны. У богословов же больше взгляд направлен в историю ислама, но нет цельного видения будущего», – поделился своим мнением Маликов.

Директор ЦИИ АН РТ Ринат Патеев, согласившись с коллегой, добавил, что в современном мире существует множество представлений, как должна быть устроена общественно-политическая жизнь, но объединяющих установок как не было, так и нет. По мнению эксперта, подавляющее большинство живут по светским моделям общественного устройства, а само мировоззрение мусульманина погружено в установки современной популярной культуры.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абу Шмара Саситли 02 Ноября 2023г.
Ответить

Так и говори бл*, а то джихад и джихад, а сами на ютуб сидите

Яндекс.Метрика