Как османы построили и разрушили государство социальной справедливости

Тема социальной справедливости актуальна до сих пор. История знает немало мыслителей и философов, предлагавших свои рецепты воплощения этого принципа: Томазо Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Маркс, Ленин.

Считается, что СССР был первым государством, воплотившим этот принцип в жизнь. Однако мало кто знает, что в основу управления Османской империи изначально также закладывался этот же принцип. Конечно, понимание социальной справедливости у османов отличалось от понимания Маркса и структура османского общества отличалась от структуры общества в СССР времен развитого социализма.

Историки-тюркологи описывают концепцию, которую османские мыслители и государственные деятели закладывали в идеологическую основу государства, следующим образом. Основываясь на учении Корана, они считали человека высшим из творений Божьих. Человек, существуя в обществе себе подобных, нуждается в их помощи и поддержке. Это и закладывает основу функционирования общества. 

По данным историков, большинство правителей османского государства руководствовалось кораническим аятом: «Они разве делят милость Господа твоего? Мы разделили среди них их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И милость Господа твоего лучше того, что они собирают! ( Коран 43;32). Они полагали, что по промыслу Всевышнего люди наделены разными талантами и склонностями, и каждый член общества должен исполнять свою работу в зависимости от тех навыков, которыми он обладает, и получать за нее материальное вознаграждение. 

Таким образом в обществе должны обеспечиваться порядок и гармония. Следовательно у государства должны быть институты защиты от тех, кто стремится уклониться от исполнения своих обязанностей и нарушить сложившийся порядок в обществе, посягает на прав других людей. 

Принцип управления османским обществом сформулировали в своих трудах османский богослов 17 века Кыналызады Али эфенди и сановник Наим Мустафа, назвав его «кругом справедливости». Согласно их воззрениям, гармония в мире может быть обеспечена справедливостью. Мир – это сад, а государство его ограда. Шариат обеспечивает порядок в государстве, а власть поддерживает шариат. Чтобы обладать властью нужна сильная армия. Чтобы содержать армию, нужны большие средства. Чтобы обеспечить приток этих средств, необходим слой налогоплательщиков, который может спокойно трудиться и обеспечивать материальный достаток. Чтобы сохранять спокойствие и достаток, нужна справедливость.
Государство, шариат, власть, армия, благосостояние, народ, справедливость – суть звенья «круга справедливости».

На практике общество в Османской империи делилось на две больше группы. Первая – аскери (дословно, военные), в которую входили не только представители служилого сословия (янычар, корпуса капыкулу, кавалеристов-сипахи), но и правители эялетов и пашалыков (соответственно, паши и бейлербеи), а также лица с делегироваными административными и религиозными полномочиями (чиновники и ученые-богословы). Под их управлением находилась райя – простые непривилегированные люди.

Вторая группа – райя была представления всеми налогоплательщиками, независимо от национальности и вероисповедания. Обязанностью аскери было поддержание справедливой власти, а обязанностью райи – материальное поддержание аскери. 

В Османской империи, в отличие от Европы, где земля была частной собственностью, все земли принадлежали государству, а крестьяне арендовали ее. Исключение составляли земли, называемые мульк – унаследованные отдельными племенами или родами еще во времена тюркских кочевых бейликов (до создания Османской империи). 

Другой формой использования государственной земли были тимары – земельные владения, выделяемые людям за государственную или военную службу. Если крестьяне арендовали эту землю, то они платили за аренду непосредственно владельцам тимаров, а те, в свою очередь, платили либо государству, либо снаряжали на эти деньги воинов.

Крестьянин отвечал перед государством только в объеме налоговых обязательств и был лично свободен. Ремесленники, проживавшие в городах и объединенные в цеховые организации (эснафы), также платили налоги. Если они выпускали изделия, необходимые непосредственно военным, то вместо налогов отдавали часть своей ремесленной продукции.

Османское государство отличалось социальной мобильностью. Не было препятствий для переходя из класса райя в класс аскери. Подтверждением тому – истории выходцев из простонародья, добившихся самых высоких постов в империи. 

Австрийский посол в Османской империи Ожье Гислен де Бусбек писал: «Султан лично жалует каждому должность и чин и при этом не смотрит ни на богатство, ни на благородное происхождение, не обращает внимания на мольбы, просьбы и рекомендации. Не принимает во внимание влияние и славу, которой может обладать кандидат. Смотрит только на способности и сообразительность, учитывает нрав, способность к мышлению и талант. Каждый назначается на должность в зависимости от таланта, способностей, знаний, высоты морали и нрава. В Турции каждый творец своей судьбы и своего будущего. Очень часто люди, достигшие самых высоких должностей, – сыновья пастухов и табунщиков. И они не стыдятся своего происхождения, напротив, гордятся им. Они говорят: смотрите, кем я был и кем стал благодаря собственным стараниям. Они считают свою гордость тем более справедливой, чем менее обязаны предкам своими должностями и судьбой».

Эта система  подверглась мощному давлению извне, когда в Европе началось развитие капиталистических отношений. В результате того, что в Османскую империю хлынул поток дешевого серебра, вывезенного европейцами из Южно Америки, нарушился баланс между производством и потреблением. Османские серебряные деньги – акче – обесценились на 200%, и крестьяне не могли продавать свою продукцию с достаточной прибылью. Владельцы тимаров взвинтили арендную плату. Высшая власть не нашла ничего лучше, чем поднять налоги, которые крестьяне и ремесленники не смогли заплатить.  

Ситуация усугубилась тем, что бойцы провинциальных ополчений – левенды, которые беи собрали для участия в военных походах, также остались без денег. Разорившиеся крестьяне, левенды, члены различных кочевых племен, занимавшихся отгонным животноводством и также пострадавшие от инфляции, стали создавать свои отряды – джеляли, которые под предлогом борьбы с несправедливостью властей занялись грабежами и разбоем тех же крестьян, которые были в результате вынуждены бросать свои наделы и убегать в отдаленные районы, где их не могли достать эти разбойники. 

Бунты джеляли продолжались с 1595 по 1610 год. Они проходили и во время войн с империей Габсбургов на западе и Сефевидами на востоке. На этом фоне обострилась борьба за власть, в которую оказались вовлечены янычары, убившие султана Османа II.

Примерно с середины 17 века придворные группировки начинают делить между собой власть и главным при назначении на тот или иной государственный пост становится принадлежность к какой-либо из них. 

Конечно, предпринимались попытки восстановить первоначальный «круг справедливости», и некоторые государственные деятели, например, визири из династии Кепрелю добились в этом больших успехов. Но общее течение дел: многочисленные войны, подрывавшие и без того ослабленную финансовую систему, и усиление влияния янычар при дворе, которые начинали бунтовать всякий раз, когда политика султанов или назначаемых ими сановников переставала их удовлетворять, ослабляли державу Османов все больше и больше.

Для финансирования все возрастающих трат на ведение войн в систему сбора налогов стала вводиться практика откупов – ильтизамов. Право на сбор налогов продавалось конкретным лицам, выплачивающим государству установленную сумму, которые затем «выбивавали» их всеми способами из налогоплательщиков.

Указы о справедливости «адалет наме», выпускавшиеся на протяжении всего 17 века, не достигали своей цели. Это повлекло за собой ослабление центральной власти и возвышение провинциальных правителей – аянов. Султаны даже вынуждены были заключать с аянами договора о сотрудничестве. 

Во многом из-за этого весь 18 век для османов – время неудачных войн и дворцовых переворотов. Лишь в 20-х годах 19 века в Османской под знаком так называемых реформ Танзимата начался демонтаж традиционной системы власти. Эти реформы происходили под влиянием идей из Франции о переустройстве общества с ориентацией на европейское гражданское законодательство и осуществлялась под прямым контролем европейских держав. В итоге османское общество по своему устройству уже перестало отличаться от общества капиталистических стран.

Таким образом можно констатировать, что идея о справедливом обществе последовательно проводилась в жизнь в Османском государстве, и вплоть до конца 16 века такое построение общества реально существовало. Однако, в условиях смены экономической модели власти не нашли ничего лучше, чем компенсировать финансовые потери за счет увеличения налогов с населения, нарушив социальное равновесие. 

Столкнувшись с капиаталистической идеологией наживы, держава османов, ориентированная на социальную справедливость, окзаалась не готовой дать адекватный ответ. Примечательно, что это произошло за 400 лет до краха СССР.

 

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

странник 23 Декабря 2023г.
Ответить

===Они полагали, что по промыслу Всевышнего люди наделены разными талантами и склонностями, и каждый член общества должен исполнять свою работу в зависимости от тех навыков, которыми он обладает, и получать за нее материальное вознаграждение.=== Это не справедливость. Что-то автор не знает об этом понятии.

Руслан 26 Декабря 2023г.
Ответить

В своем заголовке Автор поставил два вопроса, на которые так и не ответил. Экономические проблемы - это не причина упадка, а следствие. Кажется автор сам не знает ответов на свои вопросы.

Яндекс.Метрика