О перспективах мировой исламской уммы на переживаемом историческом этапе

Перечитывая труд Абу Сулеймана “Методология в Исламе”

Сегодняшний мир на перепутье. Повсеместные столкновения, кровь, разрушения, болезни, продовольственный кризис.

На этом фоне, конечно же, возникают вопросы у членов уммы – как, куда, в каком направлении и с кем двигаться? Какие цели ставить перед собой? Как не ошибиться в принятии судьбоносных решений?

И вот здесь на поверку выходит, что ответов очень-очень мало. Но ведь разбираться-то надо. Да еще с попытками анализа и прогнозов.

В свете чего вспоминается прекрасный труд блестящего мусульманского ученого современности Абдулхамида Абу Сулейман «Метология в Исламе».

Постараемся обратить внимание на отдельные идеи Абу Сулеймана, актуальные в сегодняшние дни. 

О стыковке Откровения и разума

Прежде всего, Абу Сулейман очерчивает два основополагающих принципа исламской мысли – Коран и Сунну, подчеркивая, что «компетенции для их изучения имеют теоретический и исторический характер». 

Как отмечается, «начало политических конфликтов в исламском государстве во время Первой смуты и создание Омейядского халифата стали причинами изоляции политического и интеллектуального исламского лидерства, что, в свою очередь, уменьшило вклад исламской мысли в иджтихад, свело к минимуму инициативу и инновации на раннем этапе истории уммы».

Вместе с тем, по убеждению Абу Сулеймана, хотя «индивидуальные усилия отдельных ученых обогатили исламскую мысль», но они «не представляли собой целостной научно-методологической системы изучения руководящих принципов исламских текстов». Что негативно сказалось на методологии исламской мысли и ее научных отраслях, которые стали отдавать «сугубое предпочтение описательным, нарративным исследованиям и синтаксическому анализу вкупе с языкознанием и литературоведением, и привело к разделению жизни уммы на две части». 

Одной стала «личная жизнь, которую изучала исламская мысль в лице признанных ученых. Другую часть – общественную жизнь – взяли под контроль правители, властные и государственные институты, игнорируя мнения исламских ученых и мыслителей». Как следствие, в результате социального раскола и противостояния возникла «иллюзорная дисгармония между Откровением и разумом». 

Что касается сегодняшнего дня, «любая современная оригинальная целостная мысль воспринимается многими традиционалистами с подозрением и заведомым скепсисом». Но стоит ли бояться всех оригинальных идей, ежели основа рассуждений серьезных ученых исходит из «учета и систематизации текстов благородной Сунны Пророка, облегчающих доступ к ним всем ученым и специалистам всех областей знания»? Без такого подхода невозможна «подлинная эффективная методологическая реформа». 

На этой ноте Абу Сулейман называет важным «как можно дальше отодвинуться» от «фальсификации истории путем отыскания в текстах удобных конъюнктурных смыслов на основе их лингвистического анализа». Благо мы не должны забывать, что «достижения исламской мысли и методологии, на которых строился фундамент прошлой исламской цивилизации», подтолкнули мировое человечество к прогрессу во всех его проявлениях. 

Здесь Абу Сулейман вновь актуализирует взаимодополнение друг друга Откровением и разумом для определения места человека «в мире яви и сокровенного», с предоставлением ему возможности «осуществить свое предназначение и достичь цели в обоих мирах». Благо, «в исламском мировоззрении нет места для противоречия между Откровением, разумом и Вселенной».

А потому, чтобы «обрести здравомыслие, разум мусульманина должен восстановить целостное исламское видение, основанное на таухид (единобожии) и единстве  мира сокровенного, яви, Откровения и Вселенной». Лишь при таком развитии событий «устанавливается правильный путь мусульманина и исполняется обещание Аллаха о могуществе и победе».

Концепции исламского мировоззрения

По словам Абу Сулеймана, «исходя из принципа ответственности», мусульманский разум и совесть «деятельностны только вкупе с истиной, справедливостью, добром и созиданием». Вслед за чем мыслитель актуализирует важнейшие концепции исламского мировоззрение: 

–          Концепция наличия цели творения и бытия;

–          Концепция объективного существования истины и относительности позиции человека по отношению к ней; 

–          Концепция свободы выбора и воли человека;

–          Концепция абсолютного упования на Аллаха;

–          Концепция обусловленности человеческих действий и поступков.

Констатируя же, что основой призыва ислама, «движущей силой великих сражений мусульман против тирании и деспотизма» являлась свобода вероисповедания, «необходимым условием для осуществления права взрослого разумного человека на свободу» Абу Сулейман обрисовывает цивилизационную зрелость. Параллельно раскрывая о дополнении аспекта свободы человеческой мысли свободой вероисповедания. 

Вслед за чем конкретизирует, что «свобода мысли не подразумевает произвола или невежества в выборе. Ислам освобождает человеческую волю от деспотизма и тирании жречества. Свобода мысли – основное право и позиция, продиктованные смыслом человеческого бытия и несением бремени ответственности за человеческий халифат на земле».

Исходя из этого, мусульмане обязаны прилагать все доступные средства «для постижения знаний о жизни и бытии, чтобы подчинить их себе и заботиться о них». В свете чего приверженцы исламской веры нуждаются в поиске «такой научной методологической формулу, на фундаменте которой общественные науки и гуманитарные технологии строятся по новаторским принципам». 

Следовательно, мусульманским ученым и интеллектуалам необходимо «выработать исламские научные методологические предпосылки в каждой научной области, очистить тексты и заново изложить их содержимое целостно и ясно, с исторической и лингвистической верификацией». Другое дело, что «исламизация знания и общественных наук возможна» в случае очищения исламских текстов «от наслоений» и их систематизации в упрощенной форме (особенно, тексты Сунны) –  в целях облегчения ученым и интеллектуалам работы с ними. 

Абу Сулейман раскрывает, что «западный индивидуалистический материализм и деспотический коллективистский марксистский материализм, сосредоточенный на материальных и экономических нуждах, потерпели крах». Исламская же мысль «с ее методологическими понятиями единобожия и веры в Аллаха придерживается основополагающей предпосылки в научном подходе к любой области знания и науки». Где «истина, правота и неправота, добро и зло являются объективными реалиями», должными «постигаться в свете закономерностей, присвоенных Аллахом творениям и природе, и фитры».  Исходя из чего, «мусульманский разум является научным, стремящимся к знанию на его условиях и согласно его объективным данным, а не потакающим прихотям и капризам». 

Реалистическое мышление и иджтихад

Но Абу Сулейман не останавливается на этом, опорой «для здоровой исламской политической жизни» определяя умму «с реалистическим мышлением и правильным цивилизационным видением, лидеры и политические институты» которой пользуются доверием всех членов и их участием в управлении ее делами. 

Различия во взглядах, мнениях и оценках исследователей, ученых и аналитиков общего политического и социального деятельностного законодательства абсолютно «не умаляют ценности мнения любой из сторон, если подходить к нему с правильной точки зрения». 

Но разве это является нонсенсным, ежели умма считает приверженность к истинности и справедливости «священным долгом, а истину и реальность, постигаемую в Откровении фитрой и разумом, – объективной реальностью, и полагает Совет (шура) основным орудием достижения этой правды и реальности»? 

Значит, «интеграция универсального Откровения и относительного человеческого разума в построении Знания является наиболее важным аспектом исламского вклада в планетарную цивилизацию и рационализацию ее пути в нашем современном мире». Так как «исламский характер всех наук вообще, и, в частности, естественных и технических», представляет, по своей сути, единство подхода, цели и философии, используемых при их практическом и творческом применении, благодаря чему он способствует становлению реформаторской, созидательной, объединительной, морально-нравственной и зрелой научной мысли.

Посему основной задачей нынешнего поколения исламской уммы видится понимание «характера арены действий, мест работы и имеющихся возможностей. Способность к изменению сущности уммы реализуется в будущей работе по психологической и идеологической подготовке подрастающих генераций для выполнения их исламской и цивилизационной роли». 

Суть «будущей созидательной деятельности в первую очередь заключается в интеллектуальной и воспитательно-образовательной инициативе по обретению сил, необходимых в решающей битве уммы. В этих сражениях следует прилагать усилия для защиты и реформ, а не для бесполезного истощения энергии». 

Отсюда – понимание, что перспективы человечества зависят от успеха уммы в реформировании ее методологии и представлении живой исламской модели, предлагающей альтернативу современной западной цивилизации. Что достигается приданием человеческому существованию убедительного смысла и предоставлению человечеству основ социальной стабильности, мира и глобальной безопасности». 

Но, вновь восклицает Абу Сулейман, «без руководства Корана и Сунны и их универсальных целей мы не сможем сделать жизнь лучше, оптимизировать ее законы и ценностные ориентиры в их непреходящей изменчивости». Только в этом формате «методологическая мысль уммы в разных областях» оказывается базисом иджтихада, который Абу Сулейман оценивает как методологию «интеллектуальной деятельности», зиждящейся «на целостном видении». Непосредственно иджтихад, «влияющий на судьбу наций, особенно в нынешнюю эпоху, когда принципы существования его институтов усложняются, а темп перемен в них ускоряется, по своей сути является продуктом мысли Уммы в различных интеллектуальных сферах, в осуществляемых ею методологических исследованиях и изысканиях». 

Резюмируя сказанное, Абу Сулейман призывает: «Нужно следовать ценностям, отправным положениям и целям Ислама. При этом важно хорошо понимать специфику исторических и социальных условий, уметь конструктивно взаимодействовать с новациями и осознавать происходящие изменения. В рамках целостного аналитического подхода, опирающегося на критическое творческое мышление, нужно предлагать адекватные альтернативные решения возникающих проблем. Реформа образовательных методологий заключается в осознании природы индивидуальной и социальной сущности человека». 

Без сомнений, у каждого может быть свой взгляд на озвученное выдающимся мыслителем. Мы, со своей стороны, посчитали актуальным обратиться к изысканиям маститого мыслителя Абу Сулеймана, предлагая читателям вместе поразмыслить над происходящим сегодня с нами и вокруг нас.

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика