В сентябре 2023 года сразу в четырёх регионах России – Татарстан, Дагестан, Башкортостан и Чечня – начался проект по партнёрским финансам. Специалисты и рядовые мусульмане с надеждой ждут результатов эксперимента. Однако уже сейчас в России есть бухгалтерские и финансовые компании, которые, основываясь на действующем российском законодательстве, ведут свой бизнес, исходя из исламских принципов. Яркий тому пример – аутсорсинговое агентство «Роза консалт», во главе которой стоит Роза Хатыповна Ямилева – мусульманка, задавшаяся целью облегчить жизнь предпринимателям, не нарушая предписаний Всевышнего.
Мы встретились с Розой и узнали, как начинался её путь в бухгалтерской сфере, почему в женском коллективе мусульманке легче работать и как она стала руководителем отдела Центра партнёрского банкинга.
– Роза, ассалям уалейкум! У каждого успешного человека есть своя точка отчета. Расскажите немного о себе, с чего началось ваше восхождение в бизнесе?
– Нужно начать, пожалуй, ещё со студенческой скамьи. Сама я родом из Оренбурга, а в Казань впервые приехала, когда закончила школу, и решила подать документы тогда ещё в КГФЭИ, который считался одним из самых престижных экономических вузов. Представьте, обучение на контракте стоило тогда 50 000 рублей. Сама я из вполне обычной семьи, которых тысячи.
Закончила школу с серебряной медалью и грезила учёбой в МГУ, в Институте востоковедения. Такой интерес появился, когда я только-только стала соблюдать столпы ислама, начала совершать намаз. И, как это свойственно для всех новичков, стала интересоваться всем исламским. Благодаря сайту IslamNews, я черпала знания об исламе. Тогда, в далёком 2005, когда я училась в 11 классе, это был единственный источник информации об исламе, где всё подробно и детально описывали. Здесь же узнала, что Институт востоковедения готовит экономистов-арабистов. То есть ты не только знаешь четыре языка (два восточных и два европейских), но также всю экономику стран Ближнего Востока и политические особенности.
Но я понимала, что обучение в Москве будет очень дорогим, а я планировала поступить только на бюджет. Так и появилась мысль отправиться в Казань. Но были сомнения. Весь 11 класс я читала истихару, чтобы Всевышний дал мне понять, что будет для меня благом. Одновременно с поездкой в Казань я разослала свои документы во все ведущие оренбургские финансово-экономические вузы.
И вот мы с мамой приехали в Казань, поднялись по ступенькам КГФЭИ. Отдаю документы в приёмную комиссию, и мне тут же сообщают, что принимают на бюджет. Тогда я увидела всю силу истихары и дуа.
– Как вы оказались в сфере бухгалтерии, работающей на исламских принципах?
– После учёбы поняла, что не хочу возвращаться в Оренбург, поскольку всем сердцем полюбила Казань. Так получилось, что меня пригласили на работу бухгалтером в консалтинговую кампанию. Спустя время Всевышний привёл меня в Татарстанскую международную инвестиционную компанию, куда меня пригласил работать генеральный директор Мурад Яндиев, которому предложили возглавить ТМИК, для чего он специально приехал из Джидды. Всего ТМИК включал в себя 9 акционеров, 6 из которых были иностранные компании, а оставшиеся три были представлены татарстанскими организациями. Соответственно, все заседания совета директоров проходили на английском языке. Для меня это стало настоящим вызовом и хорошей мотивацией, чтобы повысить уровень владения английским. Тогда я проходила дополнительные языковые курсы, чтобы соответствовать занимаемой должности, поскольку я была единственным бухгалтером и должна была быть готовой ответить акционерам на любой их вопрос, касаемый моей работы. Между прочим, аудиторские проверки проводили ревизоры из Саудовской Аравии – настолько высокий уровень ТМИК.
Спустя время, оценив мои профессиональные навыки, директор предложил продолжить свою карьеру уже в IDB. Для меня это было шоком. Представьте, 2014 год, и передо мной маячат такие перспективы. Таким образом, могло воплотиться моё желание быть экономистом-арабистом. Но, опираясь на предписания шариата, я отказалась, поскольку не могла представить, как я перееду жить и работать одна в совершенно незнакомую страну.
И вот в 2015 году Президент страны Владимир Путин подписывает дорожную карту об открытии исламских окон. Это стало не только важной вехой развития исламских финансов в России, но кардинально новым этапом в моей жизни.
– Расскажите поподробнее про этот этап.
– К этому времени я уже была замужем, жили мы в Казани. И вот я вижу информацию об открытии Центра партнёрского банкинга, куда меня приглашают на должность начальника операционно-кассового отдела. Но прежде чем оказаться там, мне предстояло пройти 9 этапов собеседования. Конкурс на мою должность составлял 400 человек. Представляете, какая нагрузка упала на меня. При этом я ранее никогда в жизни не работала в банковской сфере, лишь в коммерческих организациях. А здесь у меня в подчинении были сотрудники банка, бухгалтера-кассиры, я вела банковский учёт и бухгалтерский учёт компании. Конечно, были свои сложности, поскольку законодательно исламские финансы никак не закреплены, поэтому приходилось создавать коммерческие структуры, выкупать автомобили и уже отдавать в рассрочку.
Каждую неделю мы проходили курсы от Булата Мулюкова, параллельно шло обучение со стороны банка по клиенториентированности, изучали скрипты продаж. Нудно понимать, что мы были фронт-офисом, то есть теми, кто принимает клиентов. На мне было открытие всех точек расчётных счетов, касса, отдел финансового мониторинга. За год работы здесь я приобрела колоссальный опыт, равный, пожалуй, пяти годам.
Одним из последних этапов собеседования было итоговое тестирование на компьютере на должность главного бухгалтера банка. Тогда, как я узнала позднее, все были ошеломлены моими результатами – я оказалась первая в списке. И это при том, что у меня не было специализированного банковского образования. Т.е. я оказалась лучше, чем действующий главный бухгалтер банка. Уже после того, как второй заместитель председателя Татфондбанка Сергей Мещанов пообщался со мной, я узнала, что перед начальством стояла непростая дилемма: брать готовых банковских сотрудников и одевать их согласно нормам шариата или брать мусульман и их уже обучать. После собеседования со мной Мещанов сказал, что изменил представление о мусульманах. Это дорогого стоило, поскольку тогда ещё был очень популярен стереотип о том, что мусульманка только и занимается, что религий. Но ведь, кроме фарза, у нас есть такие же потребности и запросы. И вот тогда, после этой знаковой встречи, было принято решение брать на работу мусульман.
– Как произошел переход от наемного сотрудника к создателю и руководителю успешной консалтинговой кампанию, пользующейся спросом не только у мусульман?
– После отзыва у банка лицензии, я долго не могла найти своё место. Да, я занималась фрилансом, вела на обслуживании несколько компаний. Тогда коллеги и друзья стали говорить, что я могу аккумулировать свой многолетний опыт и открыть собственную компанию. И вот в 2017 году открываю ИП, начинаю брать на обслуживание компании. Целый год я работала без офиса, выезжала на офисы клиентов, прокачивалась. Этот период я была буквально больна бухгалтерией, больна помощью предпринимателям, чтобы они приносили пользу не только себе и своей семье, но и обществу. Ведь именно микробизнес в современных непростых условиях поддерживает экономику России.
Я повышала квалификацию, работала 24 на 7, чтобы разобрать программу 1С по полочкам, и привести все счета учета в порядок. Проходит год, и я нанимаю своего первого сотрудника. С этого дня и можно начать отсчёт моей кампании. И вот 5 лет спустя мы переезжаем в новый, комфортабельный и современный офис, я руковожу профессионалами в своей сфере, делегировала обязанности, обзавелась администратором и коллективом специалистов.
– Какие принципы лежат в основе вашей работы?
– Прежде всего, мы работаем, исходя из предписаний Гражданского кодекса РФ, однако, будучи мусульманкой, хочу сказать, что мы не берём на обслуживание компании, которые ведут нехаляльный вид деятельности. Не берём микрофинансовые организации, тех, кто связан с алкоголем, табаком, свининой, азартными играми, хотя спрос от таких организаций большой. Да, из-за этих принципов мы с командой теряем часть заработка. Но я прошу Всевышнего, чтобы заработок был получен только халяльным путём. Для меня это очень важно, это мой главный принцип наравне с честностью, ответственностью и порядочностью. У нас партнёрское отношение к нашим клиентам.
Конечно, среди моих сотрудников не все мусульманки, да и клиентов мы берём, не основываясь на религиозном аспекте. Для нас главное, чтобы их вид деятельности не был харамным, а дозволенным. Зачем мне заработок, если он придёт от запретного, не будет в этом блага. Уже сейчас среди наших клиентов есть компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана, Тюмени. К нам на обслуживание приходят мусульмане, понимают, что это круто, что всё соответствует их убеждениям.
– Насколько широк спектр услуг вашей организации? Чем Вы занимаетесь, помимо бухучёта?
– Мы предоставляем несколько видов деятельности. Это и бухгалтерский аутсорсинг, и мои консультации как аттестованного налогового консультанта, члена палаты налоговых консультантов РТ, и управленческий учёт, и инициативный аудит. Основной формат нашей работы – аутсорсинг, т.е. ежемесячное бухгалтерское обслуживание и управленческий учёт, что сейчас становится трендом, поскольку есть запрос на видение конечной чистой прибыли.
Обучение бухгалтеров, кадровый учёт, бухгалтерское обслуживание, экспресс-анализ базы 1С, регистрация и ликвидация ИП/ООО, восстановление учёта – это всё то, за чем к нам можно обратиться и быть уверенным в высоком качестве оказанной услуги.
Также я занимаюсь личным наставничеством по бухгалтерскому аутсорсингу, поскольку по праву являюсь успешным предпринимателем в этом бизнесе и имею 17-летний стаж.
– Впору делиться опытом, в том числе по халяльному ведению бизнеса…
– Это уже происходит. Год назад мы создали клуб аутсорсеров-бухгалтеров Республики Татарстан. На сегодняшний день в нашем клубе состоит 77 человек не только из Татарстана, но также из соседних Башкирии и Ульяновской области. Это полностью социальный проект, потому что я понимаю, что чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Здесь мы делимся знаниями и умениями, обсуждаем различные вопросы по бухгалтерии. Такие встречи проходят каждый месяц. На примере своей компании я стараюсь делиться авторскими методиками работы с клиентами, а также своими наработками, которые основаны на 17-летнем опыте работы в области бухгалтерского и налогового учёта, а также взаимодействия с госорганами.
Почему вообще пришла идея организации сообщества? Потому что человеку нужен человек, потому что вместе расти быстрее. Куда направляешь своё внимание, там и растёшь. А здесь мы находимся в среде единомышленников, масштабируется, развиваемся и вдохновляемся.
Есть у нас ещё практика проведения клиентского дня. Именно в этот день у нас есть возможность выразить свою признательность нашим клиентам, поблагодарить их и приятно провести время в неформальной обстановке. Между прочим, мы одни из первых среди аутсорсинговых компаний, начали проводить подобные масштабные мероприятия, что также влияет и на лояльность аудитории.
– Вы упомянули, что на таких встречах делитесь своими нововведениями, апробируете новые механизмы. А что из нового вы внедрили в своей компании?
– Мы одними из первых в своем кругу сделали огромный шаг вперёд - внедрили битрикс. Благодаря чему сейчас всё автоматизировано, работает чётко, позволяя каждому сотруднику контролировать свои задачи. Если коротко, это такой онлайн-сервис, в котором собраны все нужные инструменты для работы компании и управления бизнесом, пространство, где автоматизированы все рабочие коммуникации, продажи, проекты и бизнес-процессы. Битрикс облегчает работу не только бухгалтерским компаниям, но везде, где идёт работа с клиентами. Своим опытом в этом направлении мы поделимся 10 декабря в 9:00 в нашем офисе на мастер-классе по внедрению системы Bitrix. Принять участие в обучении может любой желающий, для этого достаточно пройти регистрацию на сайте.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: