Религиозный и политический факторы в падении Византии

Крепостные стены Константинополя

Крепостные стены Константинополя

Теги:



0
09 Февраля 2023г. (18 Раджаб)

Покорение турками-османами Византийской империи принято считать в европейской историографии конфликтом христианства и ислама. Этот взгляд унаследован от самих византийских историков, которым такая подача была идеологически выгодна и давала основание обращаться к Западу за помощью, что византийцы не раз предпринимали вплоть до падения своего государства.

Однако целый ряд исторических фактов доказывает, что тема религиозного противостояния мусульман и христиан сильно преувеличена. Уместно начать с того, что Византия получила очень серьезный удар по своей государственности в 1204 году, когда крестоносцы захватили Константинополь и создали на части византийских территорий так называемую Латинскую империю. Лишь в 1261 году при помощи генуэзцев, которым император обещал обширные торговые преференции, византийцам удалось вернуть под свой контроль столицу империи.

Впрочем Византия так и не смогла восстановить былое могущество. Ей приходилось воевать с болгарами и сербами, а изнутри ее разрывал конфликт между представителями соперничавших за императорскую корону династий Кантакузинов и Палеологов. И те, и другие без колебаний обращались за помощью к своим соседям-туркам, чьи султанаты с 11 века существовали в Анатолии. Сын основателя Османской империи Орхан даже взял в жены дочь императора Иоанна VI Кантакузина Феодору. И Кантакузины, и Палеологи активно использовали османов для войн с сербами и болгарами, открывая таким образом туркам путь на Балканы.

В 1341 году конфликт между Кантакузинами и Палеологами перерос в гражданскую войну. Турки, участвуя в военных действиях на стороне обеих династий, постепенно закрепились в европейской части византийских владений и в конечном итоге полностью подчинили себе Балканы. Византийский император Иоанн V Палеолог был вынужден принести вассальную присягу османскому султану Мураду и выплачивать ему дань.

В то же время византийская правящая верхушка видела свое будущее лишь в объединении сил с Западом, чтобы разбить турок и вернуть себе утраченные территории Малой Азии. С этой целью Мануил II, сын Иоанна V, предпринял продолжительную поездку  в Европу, где пребывая при дворах королей Англии, Франции, Арагона, императора Священной Римской империи, просил у них помощи против Османской империи.

По указанию Папы римского Бонифация IX в 1396 году против турок был организован крестовый поход, в котором приняли участие войска Венгрии, Хорватии, Франции, Герцогства Бургундия, Англии, Шотландии, Священной Римской империи, Богемии, Швейцарского союза, Польши, Венеции, Генуэзской республики, Арагона, Кастилии, Наварры, ордена Госпитальеров и Тевтонского ордена, Валахии и более мелких европейских государственных образований.

Огромная армия европейцев была разгромлена 25 сентября 1396 года войсками султана Баязида Молниеносного под Никополем. «Цвет» европейского рыцарства погиб и попал в плен. Например, один из плененных - бургундский герцог Жан по прозванию «Бесстрашный» - впоследствии был выкуплен за гигантскую сумму в 200 тысяч золотых дукатов.

Сами османы в 1402 году потерпели сокрушительное поражение при Анкаре от Тимура Хромого. Османское государство погрузилось в гражданскую войну. У Византии появился шанс освободиться от вассальной зависимости от турок. Император Иоанн VIII решил окончательно превратить Византию в часть западного мира и заручиться неоспоримой поддержкой Европы, для чего в 1439 году заключил с Папой римским так называемую Флорентийскую унию, признав в полном объеме правильность учения Католической церкви.

В 1444 году был объявлен новый антиосманский крестовый поход. Возглавивший его польский король Владислав нарушил мирный договор, заключенный с султаном Мурадом II, который он обязался соблюдать, поклявшись на Евангелии. Однако кардинал Чезарини «освободил» Владислава от этой клятвы, данной «неверному». Султан выступил в поход, водрузив на древко вместо знамени текст договора с Владиславом. 10 ноября крестоносное воинство было разбито турками у Варны. При этом погибли и Владислав, и кардинал Чезарини.

В 1451 году османским султаном стал Мехмед II. Он, как и его отец, ясно понимал, что Византия проводит двуличную политику, не соблюдая клятв и постоянно обращаясь за помощью к врагам османов, апеллируя к «христианской солидарности», а императоры в политических играх, не останавливаются даже перед пересмотром постулаты своей религии. Последней каплей в «чаше терпения» Мехмеда стали попытки нового правителя Константина XI шантажировать султана поддержкой мятежного родственника шехзаде Орхана Челеби и взять в жены вдову его отца, дочь правителя Сербии Мару Бранкович, которая после смерти султана Мурада уехала к себе на родину.

И хотя Мара отказалась от такой сомнительной «чести», Мехмед мог сполна оценить византийское коварство последнего императора. Весной 1453 года участь незадачливого вассала была решена взятием Константинополя и сменой правящей династии. Важный во всех отношениях город окзался под властью османов.

История византийско-турецких отношений показывает, что в них было очень много политики и совсем мало религии. По крайней мере со стороны османов. Возможно, империя просуществовала бы еще какое-то время, если бы ее правители соблюдали договоры с турецкими сюзеренами. Но византийцы сделали ставку на Запад, который в решающий момент им не помог, а предпочел договариваться о сохранении своих торговых интересов с новой правящей династией Османов.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика