Кожаная мозаика – уникальный стиль татарского народа

Жители Волжской Булгарии исторически отличались мастерством и высоким качеством выделки кожи. Узорные сапожки или туфли пользовались широким спросом не только внутри государства, но далеко за его пределами. Это искусство кожаной мозаики дошло до наших дней, набрав ещё большую популярность благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников.

Со временем казанские мастера выработали особую технику безотходного производства, при которой закройщик складывал стопкой несколько пар разных цветов влажной кожи и вырезал орнамент всех сапог. Затем, меняя между пластами некоторые элементы узора, создавалась многоцветная композиция. Составленные таким образом в технике кожаной мозаики мотивы сшивались специальным декоративным швом, служившим контуром узора и получившим название «казанский шов».

Одним из таких мастеров, сохраняющих традиции предков, является заслуженный деятель искусств и народного художника Республики Татарстан Наиля Кумысникова. Ознакомиться с её работами можно на открывшей в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ выставке. Экспозиция приурочена к тому, что Кумысникова выдвигается на соискание Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая. Среди экспонатов – изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике кожаной мозаики: панно, ичиги, сумка, костюмы. Одновременно с этим мастер является автором декораций и костюмов к спектаклям в Татарском государственном академическом театре им.Г.Камала, Альметьевском татарском драматическом театре, Казанском экспериментальном театре «Экипаж», Татарском молодёжном театре и др.

Открыв в 1995 году первую в республике творческую мастерскую народных промыслов «Булгари», Наиля Кумысникова начала детально изучать старинные технологии изготовления обуви, семантику её узоров, орнаментальную композицию. Именно она смогла возродить старинную технологию изготовления бесшовных татарских узорных сапог, мужских «вытяжных» ичигов, многоцветного шва, который играет роль самостоятельного элемента декора. При этом Кумысникова, сохраняя многовековые традиции искусства кожаной мозаики, вносит современные интерпретации, уделяя особое внимание цветовой гармонии. Каждое произведение мастера несёт в себе народные образы, а центрально место занимает мифология татарского народа, в частности изображение птицы Умай. Работы, представленные на выставке, демонстрируют мастерство автора, сумевшего свести воедино несочетаемые цвета, тем самым сделав результат уникальным.

По словам заместителя министра культуры РТ Дамира Нафтуллина, именно кожаная мозаика идентифицирует этническую идентичность более, чем любой другой вид декоративно-прикладного искусства.

Выставка будет работать вплоть до 23 апреля.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика