Теологи и религиоведы в Екатеринбурге обсудили состояние «диалога религиозного и светского мировоззрений»

5 апреля в Уральском государственном горном университете состоялась II Международная научно-практическая конференция «Диалог религиозного и светского мировоззрений: современные трансформации». Она объединила ученых, религиозных и общественных деятелей, а также студентов-теологов. Организатором конференции выступила кафедра теологии УГГУ, которая ведет подготовку бакалавров и магистрантов по направлениям «Православие» и «Ислам».

На пленарном заседании были представлены доклады, отражающие основные тенденции в сфере выстраивания межнационального и межконфессионального диалога.

Собравшихся приветствовал Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Русской Православной Церкви Владыка Савватий, который представил доклад на тему «Цивилизационный взгляд на Евразийскую интеграцию как феномен религиозного и светского мировоззрения», в котором на примере Кыргызстана был представлен взгляд на диалог славянского и тюрского миров, Православия и Ислама, как серьезнейших составляющих Евразийского пространства.

Поприветствовав участников конференции от лица органов государственной власти Свердловской области, консультант отдела этноконфессиональных отношений и организации работы по профилактике экстремизма Департамента внутренней политики Свердловской области Павел Суслонов рассказал об этноконфессиональном ландшафте региона. Докладчик основывался на статистических показателях, в том числе – на данных последней всероссийской переписи населения. Из 4 268 998 жителей области 13,73% не указали свою национальную принадлежности. Из тех 86,27%, которые ее указали, самая крупная этническая группа – русские (84,39%), далее идут татары (2,19%), таджики (0,51%), башкиры (0,4%), марийцы (0,33%), украинцы (0,31%), киргизы (0,24%), азербайджанцы (0,24%), узбеки (0,23%), армяне (0,22%), а 10,94% приходится на другие национальности. Всего их было указано 121.

Также была приведена статистика о количестве зарегистрированных религиозных организаций. Всего в Свердловской области их 798. Из них: Православие (Русская Православная Церковь) – 72%, протестантизм всех направлений – 13% процентов, ислам – 11%, оставшиеся 4% приходятся на долю других религиозных течений.

Также были проведены результаты социологического исследования о религиозной самоидентификации жителей региона. Согласно ему: 52,5% опрошенных являются православными, 3,5% – мусульманами, 2,7% старообрядцами, 33,8% респондентов не отнесли себя к какой-либо конфессии. Менее 1% опрошенных приходится на последователей других религиозных направлений.

Павел Суслонов подчеркнул, что несмотря на общую геополитическую обстановку и попытки некоторых деструктивных сил расколоть единство российского общества, ситуация в Свердловской области остается стабильной и спокойной. Представители разных народностей мирно сосуществуют друг с другом и имеют возможность транслировать свою культуру. Спикер противопоставил это ситуации на Украине, где в последние десятилетия усиливались националистские настроения, которые в конечном итоге стали проявляться в крайне радикальной форме.

На конференции было представлено большое количество докладов, посвященных исламской тематике. Старший преподаватель кафедры теологии и докторант Булгарской исламской академии Сайдали Орифович Сохибов выступил с докладом «Книга о Коране, его происхождении и мифологии» Л.И. Климовича как образец антиисламской атеистической пропаганды. Теологическая критика, в котором указал на идеологическую опасность атеистических работ, созданных в СССР и сегодня активно используемых воинствующими атеистами, разжигающими вражду и ненависть по отношению к верующим людям.

Доцент кафедры теологии Алексей Николаевич Старостин поделился с собравшимися данными масштабного исследования, посвященного этнодемографическим процессам в мусульманском сообществе Свердловской области в 1897 – 2010 гг. он рассказал о том, что на протяжении ХХ – начала XXI вв. количество мусульман увеличилось чуть более чем 5 раз (с 50 до 250 тысяч человек), а общая доля в структуре населения выросла в 2 раза – с 2,4 до 5,25%. Основной рост пришелся на советский период, а серьезные изменения этнического состава – на начало XXI века вследствие миграционных процессов.

Магистрант кафедры теологии и имам-хатыб мечети г. Арамиль Наиль Фатыхович Аминов, представил доклад на тему «Проповедь как эффективная форма работы с прихожанами мечетей». Его коллега Сабир Рахимзянович Тимирбулатов, также магистрант и председатель мусульманской общины г. Нижний Тагил

рассказал о влиянии Ислама на воспитание детей. Магистр теологии Якуб Анфисович Фаизов представил доклад о Исмаиле Гаспринском и содержании первой мусульманской газеты России «Тарджеман». Исследование магистранта Анастасии Николаевны Устюжаниной было посвящено факторам формирования экстремистских идеологий на Северном Кавказе в 1990 – начале 2000-х годов и тому, что способствовало их преодолению.

О том, в каком состоянии сегодня находится диалог религиозного и светского мировоззрения, звучали разные мнения, например, доцент Екатеринбургской православной духовной семинарии Ольга Романовна Сигнаевская посвятила свой доклад «Окумированию» науки как преграде диалога светского и религиозного мировоззрений.

А другой спикер – заведующий кафедрой философии и культурологии УГГУ Владислав Беляев наоборот проследил особенности научного и религиозного мировоззрений, отметив, что они не противоречат друг другу. Это подтверждает и большое количество выдающихся ученых, которые были глубоко верующими людьми.

После завершения пленарного заседания, на котором обсуждались и многие другие интересные темы, работа конференции продолжилась докладами магистрантов и молодых ученых, представляющих Православие и Ислам.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика