Вышел научно-популярный труд об имаме Шамиле

Обложка книги

Обложка книги

Теги:

1
11 Июня 2023г. (22 Зу-ль-када)

Издательский Дом «BadrBook» представляет новую книгу известного историка Доного Хаджи Мурада «Шамиль» (2023). Как указано в аннотации, работа является научно-популярным изданием, которое, как известно, отличается изложением знаний из области науки и культуры в форме, доступной читателю-неспециалисту. Принято так же считать, что характерной чертой этого жанра является изложение общих сведений, отсутствие спорных мнений, большое количество иллюстраций, а сама форма изложения отличается художественной привлекательностью. Автор, который посвятил свою работу, по его признанию, «личности, вознесенной силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал всемирной истории», был обречен не вписаться в этот заявленный в аннотации формат. По этой же причине, претендуя на безусловную документальность излагаемых событий, цитируемых источников, автор не смог избежать и субъективности в изложении материала (но, справедливости ради, в таком жанре полная объективность невозможна в принципе).

В предисловии автор отмечает, что его работа, представленная на суд читателя – это «попытка создать портрет Шамиля» (я бы только уточнила, «свой портрет Шамиля»). Создавая документально-художественный портрет имама на фоне исторической эпохи, автор «не жалеет палитру, кисти и холст» (достаточно взглянуть на библиографический список, приведенный в конце книги).

По определению не могу назвать свой текст рецензией, отзывом, разбором или оценкой очень большого труда, книги, текстом до 800 стр. – я ее прочитала дважды, с интервалом в несколько месяцев. Мнение не изменилось: РЕКОМЕНДОВАТЬ К ЧТЕНИЮ.

Глава первая «Али-Шамуйил-Шамиль» (С.21-41) состоит из двух частей, которые, в свою очередь, состоят из цикла рассказов, извлеченных автором из хроник местных авторов и личных архивных, полевых, кабинетных исследований – часть первая «Родом из Гимры» («Семья», «Имя», «Сестра Патимат», «Дядя Бартихан») и часть вторая «Первые шаги» («Учеба», «Каменная плита в Тануси», «Через Ашильтинскую теснину», «Случай в Кудутле», «Всегда был строг к себе», «В двух шагах от Ермолова»). Каждую главу, а их в книге девять, автор завершает Приложениями документов, аутентичных времени, фрагментами из хроник местных авторов, выдержками из академических исследований. В первой главе их два: «О положении муталимов у нас, об их обучении наукам» (фрагмент из «Книги воспоминаний Абдурахмана из Газикумуха), и «Из библиотеки Шамиля» (из статьи востоковеда Тагировой (Шихсаидовой) Н.А. «Библиотека имама Шамиля»).

Глава вторая «В тени двух имамов» (С.45-101) хронологически охватывает сложнейший период времени, конца 1820-х начала 1830-х гг. – период деятельности двух имамов, Гази-Мухаммада и Гамзата, основоположников государства шариата. Глава состоит из двух частей: «Начало Джихада» и «Знаменитый аристократ и храбрец». Каждая часть разбита на пять-шесть небольших главок с говорящими названиями: «Семена мюридизма», «Между тарикатом и газаватом», «Вместе с первым имамом», «Осада Хунзаха», «Выборы имама», «Кровавая драма в Хунзахе», «Смерть Гамзата». Глава написана очень ярко, отдельные главки требуют особенно вдумчивого прочтения – за ними эпоха зарождения и становления имамата. Но, на мой взгляд, в этой главе не хватило упоминания об основном труде имама Гази-Мухаммада, трактате «Аяты, рассказанные гимринцем о наказаниях для дагестанских судей по адату за вероотступничество» (конец 1829 – начало 1930 гг.). Определение «отступников веры», обозначенное имамом в этом трактате, на три десятилетия станет основным критерием определения мусульман Дагестана по разные стороны фронтира. Сам автор изложит концепцию джихада несколько иначе: «Гази-Мухаммад по мнению генерала Ф. Клюки фон-Клугенау стал «первым адептом нового учения в Дагестане», важное основание «коего заключалось в непризнании никакой власти, кроме духовной, и в необходимости исполнения первой обязанности мусульман, т.е. в непримиримой вражде и войне против неверных».

Период имама Гамзат изложен автором во второй части главы, красиво озаглавленной определением второго имама из Х. Геничутлинского (в переводе Т.М. Айтберова) «Знаменитый аристократ и храбрец». По ряду причин я откажусь от комментариев по этой главе, но не могу пройти мимо любопытного источника «Письмо Гамзата кади Чаранову», который автор в ней цитирует. Он извлечен из частного архива сел. Могох, его перевод с арабского принадлежит известному источниковеду Х.А. Омарову: «От Гамзата кади Чаранову. Мир Аллаха вам. А затем – ты должен наказывать того, кто не обвязывает вокруг [шапки] полотнища [тканью], длина которого семь локтей, того, кто прикрепил кинжал на середине [живота], и женщин, кто не «завешивает» лицо. Разъясни».

Приложение ко второй главе состоит из двух писем-обращений имама Гази-Мухаммада к дагестанским обществам (1829, 1830 гг.) и прокламации генерала-адъютанта Панкратьева к дагестанским обществам (1831 г.).

Глава третья «Амир мусульман» (С. 103-183) охватывает 1834-1839 гг., первое пятилетие имамата Шамиля, и состоит из пяти частей: «Предводитель мусульманской нации», «Договор в Телетле», «Дипломатическое противостояние», «Исполинский бой. Аргвани», «Трагедия Ахульго». На мой взгляд, это одна из самых интересных глав, по информативности и по изложению. В приложении четыре документа, но поскольку каждая из частей этой главы уже подкреплена документами, в приложении особый интерес представляет последний документ, «Рапорт командира Отдельного Кавказского корпуса генерала от инфантерии Е.А. Головина военному министру генерал-адъютанту и кавалеру графу А.И. Чернышеву о распределении пленных с Ахульго 22 декабря 1839 г.».

Глава четвертая получила говорящее название «Блистательная эпоха» (С. 185-296). Она охватывает большой и успешный период времени деятельности имамата (1840-1848 гг.) и состоит из целого ряда главок по военной истории имамата, от Чечни до юга Дагестана: «В Чечне», «Маджлис в Дарго, 1841 г.», «Борьба за Гази-Кумух», «Ичкерийское побоище, 1842 г.», «Шамиль и Авария», «Переход Даниял-бека Илисуйского к Шамилю», «Экспедиция в Дарго. 1845 г.», «Новая столица в Ведено», «Поход в Кабарду. 1846 г.», «Шамиль и его наследник», «Неприступный Гергебиль. 1847 г.», «Оборона Салты. 1847 г.», «Самурский поход. Битва за Ахты. 1848 г.», «Попытки дискредитации деятельности Шамиля», «Газават длинною в пятнадцать лет». По информативной насыщенности, стилю изложения и, буквально развернутым батальным полотнам, интереснейшему иллюстративному ряду, глава буквально вызывает эффект присутствия (если даже не «участия») в изложенных в ней событиях.

В приложении три документа: «Касыда шейха Абдурахмана ас-Сугури в ознаменование битвы при Шамхал-Берды», «Предписание Шамиля всем наибам и кадиям имамата. 1846 г.», «Письмо Шамиля наибам Чечни и всему чеченскому народу. 1847 г.».

Глава пятая «Государство имамат» (С. 297-432) посвящена истории формировании и деятельности государства шариата. На мой взгляд, одна из ключевых глав книги. По мнению автора, «Создание имамата было вызвано как внутренними, так и внешними условиями, прежде всего, необходимостью реализации предписанных Всевышним Аллахом исламских правовых институтов: закона, суда и др., борьбы за суверенность». Не упоминая о зыбких политических перспективах имамата на геополитической карте современности, отмечает, что деятельность государства шариата «происходила в условиях тяжелого военного противостояния с оппонентом, имеющим неизмеримо большие ресурсы».

Автор строк не изменяет своим известным взглядам идеализации имамата: «Прозорливость Шамиля в роли главы государства заключается в том, что он сумел органически слить воедино свободолюбие кавказских народов, признание врожденного равенства людей, основанного на шариатских нормах и предписание ислама вести оборонительный джихад». Он уверен, формула успеха государства, «социальная стабильность имамата, сумевшего длительное время противостоять могущественной Российской империи» заключалась в том, что «в имамате политика одухотворялась религией, а религия приближалась к практике жизни политикой». И, в подтверждение этого тезиса, с ссылкой на академическое исследование современных дагестанских востоковедов Ш.Ш. Шихалиева, М.Г. Шехмагомедова «Фикх в исламском дискурсе дагестанских улемов», цитировал: «Нормы обычного права, узаконившие традиционное самоуправление союзов сельских общин, практически везде потеряли свою юридическую силу. Местный адат в большинстве общин был заменен шафиитской правовой системой, признанной в имамате единственно правомочной».

Глава состоит из пяти частей, каждая из которых состоит из ряда подглавок, подкрепленных обширными цитатами из писем имама Шамиля: «Государственный строй» («Укрепление шариата в обществах», «Легитимность имамата Шамиля», «Управление. Наибы. Мудиры»); «Экономическая политика» («Торговля», «Финансы», «Налоговая система»); «Военная организация» («Как наши люди выходили на джихад», «Методы войны», «Муртазеки – гвардия имама Шамиля», «Артиллерия», «Наградная система в имамате Шамиля», «Знамена»); «Социальная политика» («Ликвидация прав владетелей», «Отмена крепостной зависимости», «Земельный и пастбищный вопрос», «Положение горянки в имамате», «Медицина», «Отношение к единоверцам» и ряда самостоятельных в тексте главы обширных цитат из переписки имама Шамиля с наибами); «Внешняя политика» («Египетский паша», «Персидский шах», «Османская империя», «Польский вопрос», «Переговоры с европейскими державами», «Итоги дипломатии»).

Все части этой главы невероятно информативны и интересно изложены, но особое внимание привлекает главка «Легитимность имама Шамиля». В ней автор обозначил важный правовой аспект: «Поскольку в стане противников ведения вооруженной борьбы находились известные алимы, которые пытались объяснить неправомочность ведения военных действий имама Шамиля, последний нуждался в правовом обосновании законности своих действий». На мой взгляд, автору исчерпывающе удалось ответить на этот вопрос благодаря аналитическому микроисследованию современного голландского востоковеда Михаэля Кемпера «Шариатский дискурс имамата в Дагестане первой половины XIX в.» и публикации другого прекрасного микроисследования (перевода с арабского и комментария) дагестанского востоковеда М.Г. Шихмагомедова «Муртада Али ал-Уради «Ал-Мургим».

Автор, с ссылкой на сочинения кади имамата, правоведа Муртада-Али ал-Уради «Рисала фил-хиджра» («Трактат о переселении») и «ал-Мургим» («Преодолевающий»), отметив его «острый полемический выпад против алимов, критиковавших действия имамов, отказавшихся покинуть земли, тем самым попавших под власть российского командования», приводит доказательства законности с точки зрения шариата имамства Шамиля. Муртада Али ал-Уради утверждал, что имам Шамиль «основываясь на достоверных трудах великих ученых-богословов, воскресил позабытые [нормы] шари‘ата и [наставил мусульман] на путь Господина посланников». Вместе с тем сокрушался: «[Однако] часть ученых не перестает подвергать сомнению некоторые положения [законности его правления] в своих уединенных и частных кругах, хотя прилюдно они их признают».

Из главки «Положение горянки в имамате» не могу пройти мимо одной любопытной цитаты, приведенной с ссылкой на «Кодекс Шамиля», низамы: «Для предотвращения похищения девушек с целью женитьбы, Шамиль постановил следующее: «Он запретил муллам совершать над беглецами брачный обряд, под опасением зашития рта. Вместо того, при поимке беглецов, он приказал немедленно разлучать их и возвращать в родительские дома, где, на основании правил шариата, их, как совершивших блуд, подвергали ста палочным ударам (по спине) и затем изгоняли на один год из деревни». Разумеется, эта цитата не отражает всю полноту темы глаки, удивительно хорошо и исчерпывающе изложенной автором.

Из иллюстраций этой главы отметила бы «Оттиски печатей имама Шамиля в разные периоды имамата», «Секира палача в имамате», «Карта имамата, 1854 г.» Хаджи Юсуфа Сафарова, «Награды за храбрость и должностные знаки в имамате Шамиля», «Знамена в имамате Шамиля». В приложении четыре документа, из которых наиболее любопытны «Свод нового низама» Шамиля и «Письмо [турецкого султана Абдул-Меджида] Шамилю. После октября 1853 г.».

Глава шестая «Семья имама» (С. 435-497). Эта глава самая сильная сторона работы автора, которого по праву можно и должно признать по настоящее время единственным научным биографом имама Шамиля.

Глава состоит из четырех частей «Семья Шамиля», «Сыновья имама Шамиля», «Дочери имама Шамиля», «Жены Шамиля». В конце главы традиционное приложение ряда писем современников и членов семьи имама, проливающих свет на страницы их семейной истории. Много фотографий членов семьи имама, в числе которых, на мой взгляд, особо выделяется прекрасный фотопортрет, в рост, «Гази-Мухаммада, сына имама Шамиля», после 1871 г. (из частного собрания).

Глава седьмая «Испытания» (С. 499-585) состоит из шести частей: «Тяжесть войны», «Крымская война и Шамиль», «Покоряя Европу», «Падение Ведено», «Агент Шамиля в Стамбуле», «Последний оплот имама». Последняя часть в этой главе, посвященная последним страницам имамата, как и все предыдущие, состоит из ряда главок: «Приготовление к обороне Гуниба», «Переговоры и ультиматум», «Письмо шейха Джамал ад-Дина», «Дерзкий ответ имама», «Взятие Гуниба», «Переговоры, закончившиеся пленением», «Прощание с Гунибом».

Эту главу надо читать внимательно. Она очень хорошая. Но я не совсем разделяю точку зрения автора: «И если «историю пишут победители», то с этого момента и в последующем эпизод в березовой роще имперская историография преподносила как сдачу Шамиля в плен. Иначе и быть не могло. Не будут же власти заявлять, что обманным путем заманили имама!». Не могу не отдать должное изящному определению нового статуса имама после «эпизода в березовой роще», которое нашел для него автор – имам, по его мнению, был отправлен во «временную политическую ссылку», не в плен.

Глава восьмая «Покоряя российский простор» (С. 589-800) из 24-х частей (которые, в свою очередь, дробятся на ряд подглавок): «Покидая Кавказ», «Харьков – Чугуев – Харьков», «Встреча с императором», «Курск – Орел – Тула», «В первопрестольной», «Столица империи», «Отчего он не сдался раньше», «Теперь Кавказ в Калуге», «В ожидании семьи», «Снова вместе», «Приставы при Шамиле», «Вновь в Москве», «Вторая встреча с царем», «Жизнь в Калуге», «Тяжелые утраты», «Присяга», «На свадьбе цесаревича», «Просьбы Абд аль-Кадира», «Встреча с сардаром», «Письмо из Калуги в Гимры», «Покидая Калугу», «Марьино-Нижние Деревеньки», «Имам и фельмаршал», «Киев». Огромный фактологический материал, местами уникальный, это самая большая глава (более 200 стр.). В Приложении приведена «Инструкция» по надзору за Шамилем и его семьей в калужскую бытность.

Из иллюстраций особенно примечательны фото И. Ностица «Шамиль» и «Имам Шамиль с сыном Гази-Мухаммадом», выполненные в 1859 г. в Чир-Юрте; фото И. Александровского «Шамиль», выполненное в СПБ, в 1859 г.

Глава девятая «Уход в вечность» (С.803-847), она представлена одной частью, «Стамбул – столица халифата». В ней особый интерес представляют две небольшие главки «Встреча с хедивом», «В Медине». Основное содержание девятой главы изложено в документах – письмах имама Шамиля этого периода (своим сыновьям, зятю, кн. Барятинскому, наместнику кавказскому), писем его жен, сыновей, дочерей. Они говорят больше, чем авторский текст – поэтому голос автора тих, почти не слышен, он словно уже прощается с имамом. Он рядом с ним, до последних минут его жизни.

Автор представил на суд читателя огромную работу – обобщающий труд его многолетних, более четверти века, исследований, посвященных научной биографии имама Шамиля. И, прежде чем поставить последнюю точку в 800 страничной книге, он написал: «Слово об имаме Шамиле еще впереди, а поэтому история человека-легенды еще не дописана».

Тахнаева П.И., к.и.н.,

зав. сектором Кавказа

Института востоковедения РАН

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Амиргамза магомедович Джамалудинов 16 Июня 2023г.
Ответить

Огромное спасибо Хаджимураду Доного за такой ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД Чтобы написать такое надо обладать не только огромным талантом историка и литератора но и колоссальной любовью к Родине к личности Имма Шамиля быть патриотом быть истинным мусульманином правильно понимающим её постулаты как их определил проро к с а в и великие исламские богословы суннитского толка Дай Аллагь Вам такого здоровья и долголетия чтобы доподлинно завершить начатое исследование до конца АМИНЬ

Яндекс.Метрика