"Мы не позволим использовать Афганистан против России"

Нуриддин Азизи и Магомедбашир Албогачиев

Нуриддин Азизи и Магомедбашир Албогачиев

Теги:



0
14 Июня 2023г. (25 Зу-ль-када)

Недавно члены правительства Афганистана в очередной раз посетили Россию. Афганская делегация приняла участие в Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum», который является площадкой для укрепления торгово-экономических, научно-технических, социальных и культурных связей России с мусульманскими странами.

Несмотря на то, что движение «Талибан» остается запрещенным в РФ, недавно заработало официальное посольство Афганистана в Москве, а афганские чиновники периодически приезжают в нашу страну с государственными визитами. Российские представители, в свою очередь, посещают Афганистан. Таковы особенности «реалполитик» в условиях глобализации и наличия взаимных интересов.

В дни благословенного месяца Рамадан состоялся знаковый визит в Кабул делегации российских мусульманских деятелей, организованный Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. Затем сотрудничество по каналам «религиозной» дипломатии продолжилось на полях форума в Казани.

ИА IslamNews пообщалось с обеими сторонами этого неординарного дипломатического процесса – советником Фонда по международным вопросам Магомедбаширом Албогачиевым и одним из ключевых афганских политиков, и.о. министра промышленности и торговли Нуриддином Азизи.

СЛОМ СТЕРЕОТИПОВ

– Магомедбашир Магомедович, при каких обстоятельствах, если позволите, вы оказались в Кабуле за одним столом с представителями нынешнего правительства Афганистана?

М.А. Сразу оговорюсь, что афганцы не любят, когда употребляют термин «Талибан», предпочитая ему название «Исламский эмират Афганистан» (ИЭА). Поэтому из уважения к нашим гостям я буду придерживаться этого пожелания.

Что касается сути вопроса, то мне, как советнику директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования по международным вопросам, поручили заняться организацией этого визита. Было принято решение поехать в последние 10 дней месяца Рамадан, что благоприятствовало духовному общению. Поскольку прямой рейс из России в Афганистан – только один раз в неделю, пришлось лететь через Узбекистан, где мы провели ряд встреч с религиозными деятелями.

– Какими были ваши первые впечатления по приезде в Афганистан?

М.А. Конечно, сначала у меня были переживания, связанные с негативным информационным фоном вокруг этой страны и ее нынешнего руководства.

Все сомнения и страхи исчезли по прилету в Международный аэропорт Кабула. Представление о том, что повсюду вооруженные мужчины, оказалось не соответствующим действительности. В аэропорту и других учреждениях было много сотрудниц в хиджабах. Женщины регистрируют на рейсы, предоставляют справочные услуги, работают стюардессами и т.д.

Почти сразу разрушился предрассудок о царящей в стране разрухе. Нас, как почетных гостей, встретили у трапа самолета и без всяких пограничных формальностей на новеньких джипах отвезли в прекрасную пятизвездочную гостиницу. В этот же день у нас прошла встреча с и.о. министра экономики и торговли Нуриддином Азизи, который пригласил российскую делегацию на ифтар, чтобы познакомиться с каждым из ее представителей.

*****

– Господин Азизи, прежде всего, было бы интересно услышать из первых уст информацию о движении «Талибан», которое находится у власти в Афганистане. Что оно собой представляет? В России распространено мнение, что «Талибан», с одной стороны, является религиозным, а с другой – национальным пуштунским движением…

– Н.А. К вопросу об ассоциации Исламского Эмирата Афганистан с пуштунским или религиозным движением. Ваш покорный слуга – не алим, не мулла и не пуштун. Я из Панджшера, по национальности таджик, разговариваю на фарси. Я встречаюсь с нашим верховным шейхом, то есть президентом Афганистана, совершаю государственные визиты в разные страны. В настоящее время в госсекторе работает более одного миллиона сотрудников, из них 90 процентов – представители того правительства, которое было раньше. Все они остались на своих местах, независимо от политических и религиозных взглядов. Мы не отрицаем, что в основе нашего строя лежит исламское вероубеждение и законность, но мы стремимся к всестороннему развитию, в первую очередь в сфере экономики, образования и культуры. Мы хотим жить нормальной свободной жизнью, как все цивилизованные страны, налаживать отношения с внешним миром, создавать благоприятные условия для всех граждан.

ИФТАР У МИНИСТРА

*****

– Магомедбашир Магомедович, как прошел ифтар у Нуриддина Азизи?

М.А. Ифтар прошел за разговором на разные темы в непринужденной, дружеской атмосфере. Нуриддин Азизи пригласил помощника главного советника вице-премьера Хадж Ибрахима Абдуль Кадира, который в совершенстве владеет русским языком. Мы были удивлены, когда он несколько раз поправил переводчика, а затем перешел на русский! Оказалось, что он 11 лет работал в Киргизии.

Уровень эрудиции наших собеседников говорил о том, что они хорошо разбираются в вопросах экономики и управления. Среди них, например, были помощник и.о. министра, доктор Фарук Азизи, выпускник американского вуза, и еще несколько чиновников с американским образованием. Они совсем не соответствовали расхожему образу фанатиков, которые полвека бегали с оружием по пещерам.

Не могу не отметить щедрость хозяина, благодаря которой мы в полной мере оценили богатство афганской кухни.

– Одним словом, знакомство состоялось…

М.А. Полагаю, вполне. Доказательство тому – недавний визит афганской делегации в Татарстан, во время которого мы постоянно находились с ней на связи. Одним из итогов нашего взаимодействия стало интервью Нуриддина Азизи для ИА IslamNews – единственное, которое дали представители Афганистана в ходе визита в Россию. Афганцы заверили нас, что они заинтересованы в поддержании этих контактов и в будущем.

Встреча с Нуриддином Азизи в Казани

БЕЗ КОРРУПЦИИ И НАРКОТИКОВ

*****

– Господин министр, как изменился Афганистан с момента провозглашения Исламского Эмирата?

Н.А. Еще недавно Афганистан занимал одно из первых мест в рейтинге стран с высоким уровнем коррупции. Спустя два года после того, как мы сформировали правительство, Афганистан покинул список неблагополучных в коррупционном отношении стран. Сегодня мы с высоко поднятой головой можем заявить, что живем в стране без коррупции. Мы бы никогда не смогли добиться таких результатов, если бы у афганцев не было взаимного доверия. В афганском обществе не существует разногласий – ни языковых, ни национальных, ни религиозных. Мы – единый сплоченный народ.

– Как борьба с коррупцией сказалась на других сферах жизни, прежде всего – экономической?

Н.А. За эти два года мы значительно подняли национальную экономику, сделав упор на внутренние ресурсы. Нынешний Афганистан финансово не зависит от других стран, так как живет на собственные доходы. Мы сильно сократили численность бюрократии, все зарплаты работникам выплачиваются без задержек. Экспорт из Афганистана вырос на 130%. Сейчас мы в достатке обеспечиваем себя фруктами, овощами, продуктами питания, предметами первой необходимости. Когда мы пришли к власти, один доллар стоил 130 афгани. Сейчас он снизился до 85-87 афгани. Реализуются инфраструктурные проекты, построен канал Хош-Тепа, стратегический для Афганистана. Мы заново отстраиваем все дороги, по которым уже нельзя было ездить. Открыта вторая дорога по тоннелю в Саланге. Запущен амбициозный проект поднятия питьевой воды из Панджшера в Кабул. Мы сохранили более 15 банков, хорошо развивается сельское хозяйство. Продуктивно работает министерство торговли и промышленности.

– Как обстоят дела в сфере борьбы с преступностью?

Н.А. По уровню преступности мы с первых мест в международных рейтингах переместились на последние. Можно сказать, что преступности в стране практически не осталось. Настоящим бичом было воровство и вывод денег за границу. Сейчас это прекратилось. В наследство от прежнего правительства нам достались 3 миллиона наркоманов. В данный момент количество наркозависимых снизилось в разы. Мы их лечим и устраиваем на работу в разных сферах, подавляющее большинство уже не возвращается к употреблению наркотиков. У нас нет наркотиков, все плантации уничтожены. Местами остались единичные посевы опиатов, но мы стараемся находить и ликвидировать их; открыто теперь никто их не выращивает. Американцы истратили на борьбу с наркоиндустрией миллиарды долларов, но за 20 лет так и не смогли победить ее. Мы же за два года очистили Афганистан от порочной наркотической системы, реализовали сотни других проектов, которые американцы не осилили за два десятилетия. Поэтому американцев больше нет в Афганистане.

НОВАЯ ВЛАСТЬ ПРИШЛА НАДОЛГО

– Как сказался уход США на безопасности в стране?

Н.А. После окончания американской оккупации прекратились локальные конфликты, которые раньше происходили в разных частях страны. И это очень позитивно сказывается на развитии страны. Сегодня ситуация с безопасностью во всем Афганистане находится под нашим усиленным контролем.

*****

– Магомедбашир Магомедович, вы ощущали себя в безопасности на территории Афганистана?

М.А. У одного из членов нашей делегации, Магомеда Гаджиева, есть круг друзей афганцев, которые взаимодействуют с предпринимателями России и других республик бывшего СССР. Можно назвать его бизнес-клубом. Один из членов этого клуба по имени Хадж Абдулла, с которым мы гуляли по ночному Кабулу, рассказал мне, что при проамериканском правительстве Ашрафа Гани он даже представить себе не мог, чтобы в темное время суток гулять по Кабулу, тем более поехать ночью в родной Кандагар в виду разгула преступности, терроризма и других угроз, а сейчас может вообще не задумываясь совершить такую поездку, настолько это стало безопасно.

Нет никакого хаоса и анархии, работают все учреждения. Большое внимание уделяется развитию культуры и спорта, этим занимается специальный представитель правительства Абдулла Муджахед, который возглавляет министерство спорта, культуры и информации.

Некоторые эксперты в том числе и в России, полагают, что нынешняя афганская власть – это временное явление, что она контролирует не всю территорию и не пользуется поддержкой всего населения, что того и гляди в стране произойдет переворот. Как следствие – не стоит спешить с ее признанием. Все эти тезисы подгоняются под определенную политическую линию и далеки от реальности. Будучи в Афганистане, я почувствовал уважение и доверие населения к нынешней власти. И понимаю, почему это происходит: коррупция сведена практически к нулю, остановлен наркотрафик, выполняются все социальные обязательства. Я считаю, что если долго бездействовать в отношении Афганистана, то наше место могут занять другие страны.

ЛЮДИ СЛОВА

– Что вы считаете главным успехом своей миссии в Афганистане?

М.А. Это хороший вопрос. Мы получили представление о позиции руководства Афганистана – и в первую очередь в отношении России. В частности, прозвучало официальное и недвусмысленное заявление: мы не те афганцы, которые готовы обманываться за доллары. Наши алимы и духовные лидеры свое слово держат. А мы даем слово В.В. Путину, что не позволим использовать свою территорию против России и ее союзников в Центральной Азии.

Исламский богослов и верховный лидер Афганистана Хайбатулла Ахундзада (в центре)

– Это очень сильное заверение со стороны властей Афганистана. Насколько искренними вам показались их слова?

– М.А. У меня сложилось впечатление, что для этих людей играют роль принципы и идеи. Они не подстраивают религию под себя, как некоторые мусульманские режимы, которые берут из нее только то, что выгодно. Они неоднократно подчеркивали, что хотят соблюдать ислам, чтобы женщины имели определенный дресс-код, работали мечети, осуществлялась религиозная практика. Позиция их политиков и богословов озвучивалась так: мы не хотим никому ничего навязывать, но и не позволим навязывать что-то нам. Об этом говорили алимы из Исламского института Кабула во время нашего визита в учебное заведение. Кстати, и арабы, и турки уважают афганцев за их принципиальность и верность слову. Поэтому сегодня ОАЭ и Турция – одни из самых активно помогающих Афганистану стран.

– Как вы оцениваете религиозную составляющую афганцев?

М.А. С точки зрения религии и культуры, у афганцев много общего с российскими мусульманами. Мусульмане Афганистана в абсолютном большинстве придерживаются ханафитского мазхаба, матуридитской догматики, которые являются доминирующим направлением на значительной территории России. Помимо этого многие из них привержены тарикату накшбандия. Таким образом, утверждения о том, что в Афганистане преобладают радикальные формы ислама и мусульманской жизни, не верны. В целом у мусульман Афганистана с российской уммой больше точек соприкосновения, чем различий.

ЦЕЛЬ – МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

– Что они хотят в ответ на такую позицию?

М.А. Сегодня Афганистан находятся под жестким давлением не только со стороны Запада и России, но и соседних центральноазиатских регионов. Прекращены поставки электроэнергии, из-за чего страдает промышленный квартал в Кабуле, где расположен современный технопарк, закрыты логистические маршруты, например, железная дорога из Узбекистана. Афганцы хотят преодолеть эту изоляцию для нормального функционирования и развития своего государства. Они видят свои экономические и политические интересы в официальном признании их правительства. Как сказал Нуриддин Азизи, если бы президент Владимир Путин знал об искренних намерениях и целях афганского руководства, о позиции наших шейхов по управлению государством (а они очень уважительно относятся к своим ученым, которые имеют решающее мнение в политических вопросах), то уже сегодня признал бы движение в качестве официальных властей Афганистана. Они хотят разблокировать логистику, наладить взаимовыгодные торгово-экономические связи с внешним миром. Причем в Кабуле желают видеть своим приоритетным экономическим партнером именно Россию, несмотря на то, что большую активность на афганском направлении проявляет Китай, предлагая крупные проекты в сфере бизнеса и добычи полезных ископаемых.

ФЛАГИ АФГАНИСТАНА И РОССИИ СТОЯТ БОК О БОК

– Как относятся к России в сегодняшнем Афганистане, учитывая историю советского военного вмешательства?

М.А. В Кабуле, в штаб-квартире упомянутого выше бизнес-клуба стоит флаг со словами шахады (формулой Единобожия – символом мусульманской веры) на белом полотнище. Нам объяснили значение этого флага – никаких черных и красных цветов, символизирующих, по их представлению, кровопролитие. Ислам – религия, которая побуждает нести свет и мир. Так вот, в штабе рядом с белым флагом Афганистана стоит флаг Российской Федерации. Я думаю, если бы у них было негативное отношении к нашей стране или сохранились обиды от советского вторжения, этого флага бы не было.

Российский флаг в бизнес-клубе Кабула

Афганские партнеры говорят, между нашими странами случались непонимание и конфликты, но они были не на почве национальной и конфессиональной ненависти. Известные события в Афганистане были провокацией Запада по втягиванию в войну Советского Союза. При этом, несмотря на то, что СССР тогда поддерживал одну из противоборствующих сторон, позиция советского руководства была дружественной афганскому народу, что выражалось в строительстве дорог, школ, больниц, электростанций, заводов и других объектов инфраструктуры. «В настоящее время мы уже забыли про этот конфликт. Сегодня мы к России и культурно, и духовно, и эмоционально намного ближе, чем к Западу. Уверены, что по многим вопросам мы находимся по одну сторону баррикад. Среди них – противостояние коллективному Западу, защита традиционных семейных ценностей, недопущение навязывания распущенности, однополых браков и других пороков, которые не имеют никакого отношения ни к Афганистану, ни к России», – именно такая точка зрения высказывается афганской стороной.

*****

– Господин министр, с какими странами больше всего сотрудничают новые власти Афганистана?

Н.А. У нас складываются хорошие отношения со многими странами, в первую очередь – с Пакистаном, Турцией, Ираном, Узбекистаном, Туркменистаном, Китаем и Россией. Хочу подчеркнуть, что сотрудничество с Россией имеет для Афганистана очень большое значение. От того, каким образом происходит наше взаимодействие с Россией, зависят и хорошие отношения с другими странами. Если отношения с Россией будут развиваться, то все будет хорошо.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика