Чем себя украшали традиционные женщины России

Украшения, которыми себя окружала женщина, вне зависимости от её национальности, всегда играли большую роль. Помимо принадлежности к определённой этнической группе, через серьги, накосники, ожерелья и прочие элементы можно было определить, замужем ли их обладательница или до сих пор ходит в девках, какой социальный статус занимает и к какому роду относится. Одновременно с этим многочисленные украшения, по народным суеверьям, служили «оберегом» и отгораживали от воздействия «злых сил».

К сожалению, сегодня в силу определённых обстоятельств и глобализации большая часть представительниц прекрасного пола перестала облачаться в свойственные своему народу украшения, предпочитая наследству предков современные европейские. Но корни не обманешь. Яркое свидетельство тому – открывшаяся в стенах Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан экспозиция «Украшения женщины – красота мира» из собрания Российского этнографического музея.

Среди экспонатов – шейно-нагрудные украшения, перстни и браслеты, амулеты-обереги, элементы поясного убранства, украшения головных уборов русских, финно-угорских и тюркских народов, народов Сибири, Кавказа, Ирана, Казахстана, Дальнего Востока и других регионов.

По словам заместителя директора Музея-заповедника «Казанский Кремль» Жанны Ушаковой, эта выставка – результат многолетнего сотрудничества Казанского Кремля и Российского этнографического музея, которое началось с совместных экспозиций, посвящённых предметам татарской культуры, нарядам различных народов. «Сами по себе женские украшения всегда являлись предметом гордости и национальной культуры, её самобытного проявления».

Христианки южного Кавказа

В свою очередь научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Елена Кубель отметила, что в рамках экспозиции было собрано порядка 200 предметов: «У нас здесь много металла, бисера, разных тканей, вышивки, шёлка и раковин каури. Мы хотели в первую очередь показать, как наряжались рядовые горожанки. Здесь можно увидеть вещи, которые являются результатом труда многих поколений не только ювелиров, но и простых женщин, которые вкладывали всю свою душу в создание этих украшений. Отдельного внимания заслуживают фотографии, потому что вещи без культурного контекста того времени смотрятся не очень понятно».

Примечательно, что все представленные экспонаты относятся к XIX веку и изготовлены руками народных мастеров. Если говорить о янтарных украшениях, то это уже 1960-70-ые года, когда в России создавались объединения народных художественных промыслов.

Немного об аутентичных женских украшениях

О богатстве, разнообразии форм и украшений предметов женской одежды можно говорить бесконечно, настолько не похож один и тот же головной убор внутри одной национальности, изготовленный представительницами разных семей, начиная от сырья и заканчивая витиеватыми узорами. К примеру, у якутов издревле принято изготавливать украшения из меди, латуни, бронзы. А вот к золоту было пренебрежительное отношение, а вот серебро очень любили. Помимо прикладного значения, украшения выполняли ещё несколько функций, главные из которых – оберег и декларация социального статуса владелицы.

Якутское женское головное украшение

Вообще полноценный комплект украшений якутской женщины включал в себя порядка восьми предметов: головные украшения – начельник, косоплетку, серьги, нашейные и нагрудные – воротничок-ожерелье, ожерелье-гривну, нагрудно-наспинное украшение, наручные украшения – широкие браслеты и кольца. Как и у многих других народов, украшались якутские женщины преимущественно по памятным датам и праздникам, при этом важно было соблюдать возрастные ограничения. К примеру, молодые женщины и невесты одевались более ярко, а вот женщины постарше носили минимум украшений, как правило, ограничиваясь серьгами и кольцами.

Особый интерес у этнографов и любителей всего этнического вызывает головной убор якутки. Начельник, или бастынга, представляет собой кожаный или металлический обруч, к которому с обеих сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо девушки. Как правило, бастынга, в быту именующаяся головным ободком, украшалась её владелицей бисером, шёлковыми нитями и всем тем, что было в наличии и придавало дополнительный блеск и красоту. Такой головной убор носили преимущественно молодые девушки.

Казахская невеста в саукеле

Не менее интересен и женский казахский головной убор саукеле, который надевался лишь раз в жизни, поскольку являлся частью свадебного образа невесты. Саукеле по праву считается образцом народного прикладного искусства, а его изготовлением занимались самые искусные мастера, а тратилось на это порядка года. Этот головной убор представляет собой высокую, конусовидной формы шапку, вышитую драгоценными камнями. По краям саукеле украшался пушниной, бисером и национальным орнаментом, золотыми и серебряными монетами. А навершие головного убора венчалось пучком перьев филина.

Саукеле издревле определял социальное положение девушки в обществе. Так, бедные шили его из сукна и сатина, украшая стеклянными бусами, бисером или позументом; а богатые не ограничивали свою фантазию и использовали самые дорогие ткани и ювелирные украшения для декорирования саукеле. Обязательным дополнением к нему были две длинные подвески, которые крепились по бокам и зачастую доходили до пояса или ниже.

Если говорить о сакральном смысле саукеле, то это далеко не просто часть женского свадебного облачения, но символ начала новой, уже семейной, жизни. Нельзя обойти стороной и использующие в саукеле мотивы и орнаментальные изображения – «священное древо жизни», «бараньи рога» – и сами материалы. Считалось, что серебро обладает защитной силой, а коралл оберегает от порчи и сглаза.

Татарские женщины тоже не отставали от представительниц других народов в количестве украшений. Порой, общий их весь достигал шести килограммов. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань, чеканку, литьё, гравировку, чернение и даже инкрустацию. А вот основным материалом служило серебро, иногда золото. Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой, поскольку этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни.

Татарские украшения: нагрудная застёжка, чулпы и пряжка

Одним из самых значимых татарских женских украшений считается хаситэ – перевязь, которая представляет собой полоску ткани шириной 5-10 см и длиной до 35 см. К концам полоски пришивалась узкая застёжка, которая охватывала спину и застёгивалась под мышкой или на плече. Иногда обе полоски сшивали в кольцо и надевали через голову или через левое плечо под правую руку. На внешнюю сторону хаситэ нашивались различные бляхи, серебряные монеты, драгоценные камни, пуговицы и предметы амулетного значения. Как правило, эти предметы либо доставались от старшего поколения, либо покупались на различных ярмарках. Часто к хаситэ пришивались ещё «бөти» – матерчатый или металлический футляр для миниатюрного Корана или молитвенных текстов.

Рассказывать о многообразии женских украшений народов России и ближайших стран можно бесконечно, ведь каждое из них уникально и помогает ознакомиться с историей не только отдельно взятой женщины, но и целой семьи и даже всего народа. Поэтому советуем посетить выставку, тем более, что она будет открыта для посетителей до 12 ноября.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика