Почему Абу Ханифа не доверял некоторым хадисам

Первые поколения мусульман обращались к Сунне тогда, когда хотели узнать – как именно Божий Посланник применял в некоем конкретном случае божественные принципы, заложенные в Коране. И если некое высказывание, восходящее к Пророку противоречило явному смыслу Корана и его основополагающим принципам, то они не следовали ему. Они, скорее, следовали тому, что они находили в самом Коране, и полагали, что имеющийся хадис был искажен еще на этапе его передачи. Соответственно, исламские ученые, пришедшие позже на смену первым поколениям мусульман, следовали тому же принципу. Например, Абу Ханифа, сомневаясь в надежности цепочки передатчиков, отрицал истинность одного из хадисов, согласно которому Пророк, якобы, сказал: «Ни одна женщина не может выходить замуж без согласия своего официального опекуна». Он считал, что это высказывание противоречит ясным положениям Корана и пояснял это следующим образом:

Я следую прямому свидетельству Корана, который предоставляет женщине право на собственноличное согласие в вопросе замужества. В нем говорится: «Если же он дал развод ей (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа» (2:230). Более того, Коран обращается к прежнему мужу женщины со словами: «А когда вы дали развод женам и они достигли своего предела, то не препятствуйте им вступать в брак с мужьями их, если они согласятся между собой согласно принятому». (2:232)

Абу Ханифа cчитал эти коранические аяты доказательством существования права женщины принимать решение о замужестве без участия опекуна. Однако, другие школы права, которые возникли в иных условиях и в иных социальных контекстах, отдавали предпочтение вышеупомянутому хадису, а не ясному указанию Корана, к которому апеллировал Абу Ханифа. Имам аш-Шафии в предисловии к своей книге “Послание” (Рисала) писал, “не может быть, чтобы с последователями нашей божественной религии случилось нечто, о чем бы не было прямого или косвенного указания в Книге”[1].

Сунна позволяет нам, посредством событий, происходивших во времена Пророка, увидеть то, как именно применялись коранические нормы и решения в различных жизненных ситуациях. Однако, многие люди на более поздних этапах развития ислама стали устраивать споры, последствия которых ощущаются и по сей день. Согласно их мнению, любой, кто отрицает тот или иной хадис, имеющий достоверную и надежную цепочку передатчиков, отрицает тем самым всю Сунну и, соответственно, подрывает ее авторитет. Эта крайняя и чрезвычайно радикальная точка зрения появилась в результате споров, которые возникли среди мусульман в ответ на определенные обстоятельства, детальное рассмотрение которых в данном контексте не совсем уместно. Между тем, основатели всех юридических школ в исламе отвергали подобные обвинения, считая, что любой человек имеет право не доверять тому или иному хадису в том случае если: а) нет уверенности в достоверности цепочки его передатчиков; б) существуют сомнения в том, что сообщение восходит к авторитету Посланника Аллаха и/или в) имеются существенные изъяны или несоответствия в тексте или содержательной части хадиса. Таким образом, согласно мнению всех этих ученых, отказ от использования хадиса по одному или нескольким из перечисленных выше причин, является обоснованным и непререкаемым правом любого правоведа, занимающегося выведением самостоятельных суждений из основных источников мусульманского права (иджтихад).

Таха Джабир ал-Альвани, известный эксперт в области теории исламского права, юриспруденции (фикх) и основ права (усул ал-фикх)

[1] См. Аш-Шафии, «Рисала». – Каир: Дар ан-Нафаис, 1979.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

странник 15 Июля 2023г.
Ответить

""любой человек имеет право не доверять тому или иному хадису в том случае если: а) нет уверенности в достоверности цепочки его передатчиков; б) существуют сомнения в том, что сообщение восходит к авторитету Посланника Аллаха и/или в) имеются существенные изъяны или несоответствия в тексте или содержательной части хадиса."" Получается, что даже если есть уверенность в цепочке, и нет сомнений что хадис восходит к авторитету Посланника Аллаха, его можно игнорировать на основании собственного понимания об "изъянах" и "несоответствиях". Очень интересно.

    Рифкать 16 Июля 2023г.
    Ответить

    Странник прежде чем делать умо заключения, надо иметь хорошее исламское образование знать хорошо арабский язык разбираться в Усуль-Хадисе как предмет и особенно в Тафсирах, а потом рассуждать.

      странник 16 Июля 2023г.
      Ответить

      Понятно,если есть "исламское образование"(кстати,в статье сказано ясно,"любой человек"), а его имеют сотни тысяч мусульман, то даже если есть уверенность в цепочке, и нет сомнений что хадис восходит к авторитету Посланника Аллаха, его можно игнорировать на основании собственного понимания об "изъянах" и "несоответствиях". Очень интересно.

Яндекс.Метрика