Шариат состоит из трех основных элементов:
Установления Корана и Сунны (а из второго источника, в особенности те положения, что считаются универсальными и применимыми ко всем временам и народам) не подвержены изменениям, и в этом смысле, их можно назвать божественными. Однако, следует произвести различие между Сунной и хадисами, поскольку первое верифицируется вторым, и в этом отношении хадисы, в качестве источника выявления и установления предписаний Сунны, требуют подтверждения их подлинности. Однако, еще более важно отметить, что третий аспект, а именно мнение правоведов и их самостоятельные суждения, извлеченные из Корана и Сунны (иджтихад) отнюдь, божественными не являются. Как отмечает Мухаммад Асад, великие ученые ислама первых поколений «никогда не претендовали на окончательность своего мнения».[1] Они использовали в качестве источников – Коран и Сунну, и, обильно сдабривая все это своими душевными качествами, своей любовью к истине и глубиной познаний, принимали правовые решения, которые, в соответствии с их молитвенными желаниями и устремлениями, вполне могли отражать намерение Законодателя. Имам Абу Ханифа утверждал: «Если вы найдете в моих словах нечто, что противоречило бы Сунне Пророка, то отбрасывайте мои слова в сторону, и следуйте Сунне"[2], сие означает, что они не считали свои решения обязательными к исполнению.
С учетом вышесказанного, давайте рассмотрим вопрос о божественном характере шариата. Согласно словарю Мирриэм-Вебстера, «слово ‘божественный’ означает: относящийся или исходящий непосредственно от Бога"[3]. Является ли шариат ниспосланным напрямую от Бога? Любой ответ на этот вопрос зависит от того, какое определение мы даем слову «шариат». Например, если шариат приравнивается к понятию Исламское право (фикх), то он не может считаться божественным. И это совершенно бесспорно: фикх или исламское право, является прежде всего человечеcким конструктом. Даже несмотря на то, что наука Основ фикха (усул), рассматривает такой источник права и методологии, как Коран, считающийся божественными, другие источники – хадисы, консенсус ученых (иджма‘) и метод аналогии (кийас), как таковые, священными не являются.
Для того, чтобы в полной мере оценить значимость вышеперечисленных источников мусульманского права, необходимо понять сущностные характеристики каждого из них. Что касается и такого источника права, как консенсус ученых (иджма‘), то даже в том случае, если его использование и приводит к истине – он все равно остается продуктом человеческого сознания. Более того, сложно обнаружить реальный консенсус ученых (иджма‘) по какому бы то ни было вопросу, включая трактовку самого этого понятия. Специалисты признают, что по многим проблемам, на решение которых претендует метод консенсуса (иджма‘), согласия ученых не существует. По мнению имама Ибн Таймийи (ум. 1328) »… многие проблемы, по которым люди думают, что существует консенсусное мнение (иджма‘), на самом деле такового не имеется. Более того, в некоторых случаях ученые придерживаются и отстаивают правильность совершенно противоположных мнений[4].
[1] Asad, M., This Law of Ours, p.25.
[2] Ibid., p.26.
[3] Merriam-Webster Dictionary, http://www.m-w.com/dictio- nary/divine. [Accessed November 29, 2006].
[4] Mawdudi, S. A. A., Islamic Law and Constitution, 8th edn. (Lahore, Pakistan: Islamic Publications, 1983), 92, quoting Ibn Taymiyyah, Fatawa (Cairo: Matba‘ah Kurdistan al-‘Ilmiyyah, 1326 AH), vol. I, p.406.
Мухаммад Омар Фарук , руководитель Центра исламских финансов, Институт Банковского дела и финансов Бахрейна
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: