Нургали Хасанов (1852–1919) считается одним из наиболее ярких представителей мусульманского просвещения, известным религиозным деятелем, ученым богословом Среднего Поволжья конца XIX — начала XX века. Изучение его жизнедеятельности и творческого наследия — важный шаг на пути возрождения отечественного мусульманского богословия.
Об ученом Нургали Хасанове есть небольшие упоминания в трудах Ризаэтдина Фахретдинова (XIV, б. 328), а также [1, б. 444], Мурада Рамзи [2, с. 486], Галимджана Баруди [3, б. 63], Миркасыма Усманова [4, б. 227], Рамиля Хайрутдинова и Радика Салихова [5, с. 98; 6, с. 241], Габделхака Саматова [7, б. 152], Александра Кобзева [8, с. 285] и др. В Государственном архиве Ульяновской области, Национальном архиве Республики Татарстан, архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан и в Отделе редких рукописей Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета сохранились документы, публикации, газетные статьи о жизнедеятельности богослова. Сам Н. Хасанов частично изложил свою жизнь в автобиографических сочинениях «58 ел гасырда җәүәлән» («В одном столетии 58 лет путешествий») (XII) и «Ал-гауатыф ал-хамидия фиссаяхати нурия» («Благодарные чувства светлых путешествий») (XI). Опираясь на эти труды, архивные источники, дореволюционную татарскую печать и устные воспоминания наследников, предлагаем вашему вниманию его биографию.
Детство и годы учебы. Хасанов Нургали Хасанович родился 8 ноября 1852 года в деревне Мурзино (тат. Морзалар) Тетюшского уезда Казанской губернии в знатной семье потомков татарских мурз (татарских дворян). Родословная (шежере) его выглядит следующим образом: Идегей мурза → Мурадин → Оказ → Муса → Исмагил → Ырыс → Иши → Гали → Ибрагим → Асан → Муслим → Дауд → Муэмин → Исмагил → Хасан → Нургали [1, б. 444; 9, б. 24].
Его отец, Хасан бин Исмагил (1810? –1882), был ишаном и около сорока лет служил имамом мечети в этой деревне. До появления на свет Нургали его родители по каким-то причинам расстались. Он с самого рождения воспитывался у родителей матери. В шесть лет его устроили на обучение в медресе Четвертой соборной мечети (совр. Голубая мечеть) Казани к Гаясетдину бин Хабибуллаху (1830–1870). В скором времени мать Нургали в связи с замужеством переехала в Казань. Но долго жить ей было не суждено, она умерла. Нургали остался на попечении родителей своей матери. Дед и бабушка уделяли много внимания его воспитанию и образованию. Спустя некоторое время и они покинули этот мир один за другим. Нургали остался в очень тяжелом положении. Несмотря на свою бедность и лишения, он с еще большим усердием продолжил обучение в медресе. Он не просто изучал классические книги и комментарии, предписанные программой обучения, а заучивал их все наизусть. К примеру, он выучил такую объемную книгу, как «Ан-Нукая мухтасар аль-Викая» («Краткое изложение книги аль-Викая») по основам мусульманского права (ХII, б. 1-2, 6).
Нургали Хасанова родственники отправляют учиться в Оренбург в медресе Госман хазрата, где он два года учится у наставника Галиасгара бин Габдуллаха. Далее с помощью отца он продолжил обучение в знаменитом и старейшем в Казани Апанаевском медресе (другие названия: Күл буе, Касымия), руководителем которого в то время был ученый Саляхеддин бин Исхак (1820–1875) (ХII, б. 1-2).
В медресе среди наставников Нургали Хасанова были: по вероубеждению (акыйде) — дамулла Саляхутдин бин Исхак, по арабскому и персидскому языку — Джамад бин Халид; по логике (ысул-хикмат) — дамулла Таджетдин бин Башир (III, оп. 7, д. 909, л. 86 об.); по правильному чтению Корана: кари (знающие наизусть Коран) — Шамсутдин бин Шарафутдин, Мукаддам хальфа Ашнаки, Хайрутдин хальфа; по грамматике арабского языка (наху, сарф) — Гыймадеддин аль-Беденки, по мизану (наследству) —Нургали бин Габдерракыйб аль-Баруди (1836–1895); у Камалетдин хазрата он изучал разные вспомогательные религиозные науки (ХII, б. 6), а также [1, б. 444]. Среди однокурсников были будущие видные религиозные деятели, такие как муфтий Галимджан Баруди, имам деревни Земницы Джалялетдин хазрат, имам деревни Гурьевка Саляхеддин хазрат, имам Эстерлетамака Гариф хазрат Бахтияров и др. [1, б. 241].
Преподавать Нургали хазрат начал рано. Изучая множество книг, он паралельно с учебой стал давать уроки в медресе молодым шакирдам. В этом деле он получил признание окружающих и имел большой успех. Даже после завершения курса обучения он продолжил преподавание в Апанаевском медресе и стал одним из видных молодых мугаллимов, хальфой г. Казани (ХII, б. 6).
Учеба в Бухаре. До конца XIX века среди татар престижным считалось обучение в крупнейших мусульманских центрах в Средней Азии: Бухаре, Самарканде, Хиве. Там находилось множество религиозных учебных заведений, библиотек, проживали видные ученые. Человек, получивший бухарское образование, пользовался большим почетом среди верующих татар и назывался «дамулла». В 1876 году Нургали хазрат, получив разрешения и молитвы от своих наставников, учителей и своего отца Хасан хазрата, оставил преподавание в медресе и отправился учиться в медресе «Мир-Араб» Бухары. Там его основными наставниками и учителями стали: Камаль ишан, Хаким махдум, Аглям хазрат, кади Садр, муфтий Абу Наср, муфтий Бурхан, муфтий Абдульхаким хазрат, ахунд Куклеташ Ихтияр хазрат и др. (ХII, б. 6), кроме того [1, б. 444].
Спустя семь лет неутомимого труда в получении знаний, в 1883 году, Нургали хазрат завершил обучение в медресе «Мир-Араб» (V, оп. 1, д. 1182, л. 42-42 об.). На специальном религиозном собрании ученых Бухары успешно сдал экзамены, получил звание мударриса (ученого, профессора) и вошел в число ученых Бухары (XII, с. 7). С 1883 по 1886 год в Бухаре стал работать преподавателем в одном из медресе, параллельно совершенствуя свои знания. В 1886 году он женился на Халима-ай (Халиябанат) Абдрахмановой, жительнице Бухары, и после повторной сдачи экзаменов на знания стал руководить медресе «Гатар» в Бухаре (IV, оп. 4, д. 264, л. 7, 16).
За время обучения Нургали хазрат получил множество иджаз (разрешений, посвящений) на преподавание классических богословских книг и отдельных религиозных наук. Так, в 1876 году в Казани получил иджазу от мударриса Салахетдина и Таджетдина бин Башира, в 1880 году в Бухаре — от муфтия Габдулхакима, ахуна Куклеташ Ихтияра ходжи, позже — от Саедгали аль-Витри аль-Мадани (Медины), шейха Нуретдина аль-Хаваризми, от муфтия муллы Сираджутдина, шайхуль-ислама Тура Бухария и др. [1, б. 444].
В 1893–1896 годах Нургали Хасанов подробно изучал суфизм и получал духовное воспитание у таких наставников, как ишан Минмалика Бухари г. Бухары, Наджмутдин аль-Астерхани г. Астрахани и Зайнулла ишан Расулев г. Троицка. Они дали ему посвящение (иджазу), в дальнейшем он и сам воспитал много мюридов по накшбандийскому тарикату (ХII, б. 6–10), а также [1, б. 445; 7, б. 152].
Работа в г. Буинске. Причиной возращения на родину Нургали Хасанова стала в 1886 году смерть известного религиозного деятеля, ученого, руководителя Буинского медресе[1] и имама мечети г. Буинска Габдуннасыра Мухаммадаминова (1806–1886). После его похорон попечители Буинского медресе и его мечети начали активно искать такого же уровня ученого имама. Лидером этого важного процесса был купец II гильдии, известный меценат Мухамматшарип Губайдуллович Муллин (1821–1905). По его приглашению Нургали Хасанов с семьей приехал в г. Буинск и 12 декабря 1886 года был избран имамом и руководителем медресе (ему было тогда 34 года) (III, оп. 7, д. 909, л. 121; ХII, б. 23-24).
Нургали Хасанов целиком посвятил себя служению исламу. Он, будучи имамом мечети, руководил общественным богослужением, по приглашению прихожан совершал различные религиозные обряды (имянаречение, никах, похороны и др.), решал спорные вопросы в семейных отношениях между супругами, детьми, родственниками и между прихожанами, занимался разделом наследства по нормам шариата, регистрировал акты гражданского состояния в метрических книгах, выдавал выписки, справки о времени рождения и смерти, семейном положении прихожан, проводил лечение молитвами, толковал сны, призывал в ислам. Как представитель духовной власти он приводил к присяге должностных лиц, рекрутов и новобранцев, свидетелей и обвиняемых (в судах) и т. д. Прихожане обращались к нему по всем волнующим их вопросам, советовались, получали благословения (IX, л. 29, VIII, л. 29), кроме того [10, с. 6].
Основная часть его времени была посвящена организации обучения и воспитания шакирдов Буинского медресе. Он сам вел много уроков в старших классах по тафсиру, хадису и другим предметам. Благодаря его целенаправленной деятельности Буинское медресе сохранило былую славу и считалось одним из передовых мусульманских учебных заведений Среднего Поволжья. В медресе обучались 60–70% будущих религиозных деятелей Буинского уезда, а также выходцы из Казанской, Симбирской, Саратовской, Астраханской губерний. Такой наплыв потока учащихся объяснялся как «широкой программой обучения, так и старинной славой медресе, находящегося в центре мусульманского населения» (V, оп. 1, д. 1182, л. 42). Так, в 1906 году в медресе обучались до пятисот шакирдов (VI, с. 241); [6, с. 241]. Обучение до 1911 года велось по старометодной (кадими) форме на основе классических мусульманских книг (IV, Оп. 1. д. 1930, л. 103; V, оп. 1, д. 1182, л. 42). В 1913 году в медресе преподавали двенадцать учителей (I).
Нургали Хасанов обучил и воспитал большое количество шакирдов, из которых более ста стали имамами. В числе его учеников были: историк, известный общественный, религиозный деятель, депутат Государственной думы II созыва Хади Атласи (1876–1938); известный религиозный деятель, депутат Государственной думы II созыва Абдулла Нежметдинов (1869–1915); писатель Зариф Башири (1888–1962); видный религиозный деятель Камаретдин Салихов (1890–1962), писатель Гумер Тулумбай (Г. Ш. Шагиахметов) (1900–1939); педагог, переводчик, языковед Баки Халидов (1905–1968); журналист, известный общественный и религиозный деятель Фатих Муртазин (1875–1937); педагог, журналист, издатель Шигабутдин Ахмеров (1882–1966); тюрколог, журналист, общественный деятель Карим Сагиди (1888–1939); прозаик, драматург Ярулла Валеев (1879–1937); видный педагог Фатих Садыков (Капал Садики, Фатих Капал); известный каллиграф Гарифзян Валидов (Гарифзян Буави 1879–1946); ахун г. Самары и руководитель Самарского медресе при 1-й соборной мечети Шигабутдин Минюшев (1855–1930); ахун Буинского уезда Габделсамад Шагидуллин (1866–1928) и др. [10, с. 4].
В 1902 году Нургали хазрат был удостоен звания ахуна и стал высшим духовным лицом в Буинском уезде и региональным представителем Оренбургского магометанского духовного собрания (далее ОМДС). По поручению ОМДС он выполнял дополнительные общественные обязанности, много ездил по религиозным делам в разные приходы, участвовал в качестве эксперта в судах, выступал на общественных собраниях среди населения, выполнял разные поручения, такие как раздел имущества, разбор конфликтов и другие (II, оп. 22, д. 82, л. 1-1 об.; оп. 96, д. 59, л. 19).
Паломничество. В 1906 году богослов Нургали Хасанов совершает удивительное паломничество в Мекку и к святым местам. Эта длительная поездка была насыщена встречами и общением с видными учеными, суфийскими наставниками, политиками того времени. В Стамбуле в качестве почетного гостя он был удостоен приема султаном (халифом) Османской империи Абдулхамидом II, который оказал ему наивысший почет и уважение. По его приглашению Нургали хазрат почти целый месяц (рамадан) жил во дворце. Ему показали священные реликвии ислама. Ко всему этому султан удостоил его еще и поездкой в хадж в составе правительственной делегации. В Медине ему, как почетному гостю султана, позволили молиться внутри усыпальницы могилы пророка Мухаммада и его сподвижников Абу Бакра и Умара, а в Мекке — внутри священной Каабы (ХI, с. 75–78; ХII, б. 20).
Творческая деятельность и публикации. Богослов Нургали Хасанов находил время и для творческой деятельности. За свою жизнь он написал более двадцати книг, одиннадцать из них успел издать. Из них девять нами были обнаружены в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского КФУ, Национальной библиотеке Республики Татарстан, Российской национальной библиотеке, Институте восточных рукописей РАН (г. Санкт-Петербург) и в личной библиотеке Нургали Хасанова (см. приложение).
Отношение к общественно-политической жизни. Нургали Хасанов не мог оставаться в стороне от проблем своего народа и мусульман, видя их притесненное положение. Он, по мере своих возможностей выступая в защиту народа, принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. Так, 17 марта 1905 года он вместе с ахуном Буинского уезда Габделсаматом Шагидуллиным в своей мечети организует съезд мулл и представителей (по два человека) от каждого прихода Буинского уезда, общим количеством 250 человек. Участники составляют петицию на имя императора с политическими требованиями и просьбами, в том числе такими, как: «Чтобы все медресе и мектебе, вакуфы были в ведении ОМДС; законодательно разрешить крещенным татарам переходить из православия в ислам; чтобы подкинутые дети неизвестного происхождения, воспитанные мусульманами, по закону могли стать мусульманами; уравнялись права мусульманского духовенства с православным духовенством; отменился образовательный ценз по русскому языку для мулл; дать право татарам на издание газет и журналов, также на поступление на государственную службу; разрешить открывать профессиональные учебные заведения на татарском языке…» и др. (III, оп. 2, д. 1446, л. 6–9).
Учитывая те реалии, в которых находился его народ, как и большинство мулл, богословов того времени, Нургали Хасанов отрицательно относился к массовому изучению татарами русского языка, считая, что это приведет к сближению татар с русскими и что, войдя в русское культурное пространство, народ ассимилируется. Поэтому в Буинском медресе долгое время не преподавался русский язык (V, оп. 1, д. 1182, л. 42 об.).
Нургали хазрат Хасанов был сторонником консервативных идей и традиционных взглядов, присущих татарскому мусульманскому духовенству того времени. Он умело выстраивал отношения с местными властями и был посредником между властью и мусульманским населением уезда (III, оп. 2, д. 1446, л. 3). Был искренним патриотом своей страны, ратовал за сохранение Российского государства и считал неприемлемыми революционные потрясения и смуты. Сохранились сведения о том, что он читал молитву за благополучие царя, его семьи и всего государства. Власти, понимая авторитет и влияние ученого на татарское население, старались оказывать ему благосклонность и приблизить к себе. Неслучайно, наверное, он считался среди татарского духовенства одним из тех, кто получил самое большое количество медалей. За что и подвергался критике со стороны части татарской интеллигенции. Несмотря на свою лояльность, Нургали Хасанов в то же время имел свои принципиальные позиции, связанные с национальными и религиозными интересами, которые он мудро отстаивал на региональном уровне (ХV; III, оп. 2, д. 1446, л. 6–9).
Богослов Нургали Хасанов уважительно относился и к православным христианам, проживавшим в г. Буинске и уезде (VI, л. 60-60 об.). Активно работал по распространению ислама среди местных потомков крещеных татар и чувашского населения. В своем медресе обучал детей многих чувашей, принявших ислам (IV, оп. 1, д. 1930, л. 109).
В отношении разногласий между джадидизмом и кадимизмом придерживался срединного пути. Пользу джадидизма он видел в ведении торговли и изучении многих наук. Однако бухарский метод преподавания, основанный на штудировании книг, дискуссий, закреплении знаний, он считал лучшим (ХII, б. 29). С 1906 года он постепенно стал изменять систему образования в медресе, а с 1911 года внедрил джадидитскую форму обучения (XVI).
Нургали Хасанов был достаточно состоятельным человеком. Свои сбережения он расходовал на благотворительность: помощь нуждающимся ученикам, издание книг и их распространение. В своем медресе он прютил многих сирот. В своих проповедях он часто пропагандировал среди татарского населения благотворительную деятельность. Занимался привлечением средств спонсоров на содержание Буинского медресе. В1910 году в г. Буинске вместе с ахуном Буинского уезда Габделсамадом Шагидуллиным организовал «Благотворительное общество мусульман Буинского уезда», которое активно занималось помощью нуждающимся мусульманам уезда на средства от членских взносов и благотворительных пожертвований татарских баев (ХVII, б. 4; ХVIII).
С началом Первой мировой войны Нургали Хасанов периодически оказывал благотворительную помощь государству. Так, в 1914 году вместе с другими муллами Буинского уезда передал уездному казначейству солидные пожертвования (ХIХ).
Нургали Хасанову в своей жизни пришлось пройти много испытаний. Большой печалью Нургали хазрата была смерть его многочисленных детей. Кроме двоих сыновей, все умерли от разных болезней. Много было у него завистников и недоброжелателей. Они постоянно писали жалобы и доносы на имя муфтия ОМДС, в органы губернской власти, даже на имя царя Николая ΙΙ, обвиняя Нургали Хасанова в политической неблагонадежности, шпионаже в пользу другой страны, в неисполнении служебных обязанностей и др., требуя немедленного его увольнения и привлечения к ответственности. Естественно, все разбирательства, обыски показывали необоснованность обвинений и невиновность Нургали хазрата (VII, л. 8 об; XI, с. 48).
Отношение к Шигабутдину Марджани. Нургали хазрат близко общался с ученым Шигабутдином Марджани (1818–1889). Несмотря на разницу в возрасте, у них было много общего. Оба получили классическое религиозное образование в медресе «Мир-Араб» в Средней Азии и имели родственные связи со стороны жен. Они были женаты на дочерях имама г. Буинска Габденнасыра Мухамматаминова. Нургали хазрат читал все книги Шигабутдина Марджани, особенно хвалил книги, которые были написаны на арабском языке, за удивительные наставления и красивый слог. Книгу Шигабутдина Марджани «Назурат ал-хакк» («Китаб назурат аль хакк фи фардият ал-аша ва ин лям ягиб аш-шафак» — «Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек» (1870)) и книгу его оппонента «Джаруда» («Музхир ал-калимат алджаруда ал-лати хийа фи-н-назура» — «Обличитель зловещих слов, которые есть в Назуре» (1874)) он отвез ученым Бухары. Вместе с тем имеются сведения о критике Нургали хазратом мнения Шигабутдина Марджани по поводу вечности вселенной[2]. Он издал книгу «Рисаляи нурия» («Произведение, излучающее свет») (X), где доказывал, что вселенная ограничена, так как создана Аллахом и только Он вечный. Сохранилось выступление Нургали хазрата в честь 100-летия со дня рождения Шигабутдина Марджани, где он высоко оценивал заслуги ученого (ХIII, б. 463).
Награды. За заслуги в области исламского просвещения и успешную работу Нургали Хасанову были вручены государственные награды и медали (золотая и серебряная медали «За усердие» от царя Николая II), в том числе высший почетный орден Османие I степени от султана Абдулхамида II. Также Нургали хазрат получил несколько медалей, названия которых не сохранились. Вероятно, одна из них — за помощь, оказанную в проведении первой Всеобщей переписи населения в 1897 году (ХI, с. 48; ХII, б. 29).
Семейная жизнь. Нургали Хасанов был женат дважды. От первой жены Халима-ай (Халиябанат) Абдрахмановой родилось много детей, однако все, кроме сына Гаясетдина, умерли. Второй женой была Бибихаджар, дочь Габдуннасыра Мухаммадаминова. От этого брака также все дети умерли, кроме сына Ибрагима (XII, б. 26; IХ, с. 389).
Смерть богослова. Умер Нургали Хасанов 19 мая 1919 года в возрасте шестидесяти семи лет. При стечении огромного количества людей он был похоронен на мусульманском кладбище г. Буинска. Его славные дела продолжили сыновья. Они были руководителями Буинского медресе (до 1922 года) и мечети первого прихода до закрытия в 1930 году. Их жизни оборвались в расцвете сил в 1937 году вследствие политических репрессий.
Итог. Исследуя жизнь Нургали Хасанова, можно с уверенностью сказать, что он был одним из авторитетных религиозных деятелей, богословов и духовных наставников Среднего Поволжья конца XIX — начала ХХ века. Вся его жизнь с самого детства была связана с религиозной сферой, он достиг обладания обширными знаниями как мусульманский богослов, духовно самосовершенствовался и самоотверженно трудился в области религиозного просвещения. Он находился в центре событий мусульманской жизни в Буинском уезде и за его пределами. В татарском мире той поры он был близко знаком со многими видными деятелями. Много общался, переписывался, читал татарские газеты и сам активно печатался. Вся его деятельность была направлена на процветание ислама, своего народа и государства путем просвещения и морально-духовного воспитания.
Приложение
Список рукописей и публикаций богослова Нургали Хасанова
Рукописи:
1. Нургали бин Хасан аль Буави. Рисаляи нурия [Произведение, излучающее свет], 1899 г. // Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КФУ. № 3095 ар. — 70 л. (на араб. яз.).
2. Нургали бин Хасан аль Буави. Опровержение миссионеру Доронкину, 1902 г. // Отдел рукописей и документов Ин-та вост. рук. РАН (ОРД ИВР РАН). Рук. В 2584.
Публикации:
1. Нургали Хасан аль Буави. Рисаляи нурия [Произведение, излучающее свет]. — Казань: Типо-литография императорского ун-та, 1899. — 139 с. (на араб. яз.).
2. Нургали Хәсән Мирзави. Рухания китабы ундүрт баб үзрә [Книга о духовном мире. Состоит из четырнадцати глав]. — Казан: Бәянел-хак, 1908 г. // Российская национальная библиотека. 2-8787 / татар. — 16 б. (на тат. яз.).
3. Нургали бин шейх Хасән ал-Казани. Ал-гауатыф ал-хамидия фиссаяхәти нурия. [Благодарные чувства светлых путешествий]. — Казань: Братья Каримовы, 1907. — 80 с. (о своих путешествиях, на араб. яз.).
4. Дамулла Нургали хазрат. Йуз кавагид фикхия уа йуз кавагид осулия-далила уа масаилалары айла [Сто положений исламского права и сто положений основы исламского права с доказательствами и примерами]. — Казань: Братья Каримовы, 1902. — 35 с. (на араб. яз.).
5. Дамулла Нургали хазрат. Китаб джамигаль фанун аль гарабият [Сборник арабских наук]. — Казань: Братья Каримовы, 1902. — 32 б. (на араб. и тат. яз., учебник).
6. Дамулла Нургали хазрат. Китаб аль-магарифу гайнуль якыйн уа маталубу хаккаль якыйн [Познание убежденности глазами и темы истинной убежденности] (издана на средства Мухаммадшариф Ахметзяновича Бакирова из Казани). — Казань: Тип. Императ. ун-та, 1901. — 36 б. (на араб. и тат. яз.).
7. Ахун ва мударрис Нургали бин Хасан аль Казани, аль Мирзави. 58 ел гасырда җәүәлән [В одном столетии 58 лет путешествий]. — Оренбург: Дин ва магыйшат, 1910. — 32 б. (поэтический сборник на тат. яз.).
8. Нургали Хасан аль Буави. Гажаеб мухиммат кавагид хикмият санат ва шахур камарият санат ва шухур шамсият башларны ва баситат кабисат [Удивительные важные правила в вопросах вынесения решений в случае високосного года, соотнесения солнечного и лунного календаря…]. — Казань, [ок. 1900] (на тат. яз.).
9. Нургали Хасан. Китабел-хидаятер-раббания фи асрарел-шаригател-исламия. Ахкам шаригиянен хикмат газыйматлареда дыр [Божественный подарок о тайнах священной религии. Положения шариата возвеличивания мудрости]. — Казань, 1901 (на тат. яз.).
10. Нургали Буави. Китабел-ануарел-галия фил асрарел-кодсия [Возвышенный свет в святых тайнах]. — Казань, 1896 (на араб. яз.).
Помимо этого, были обнаружены 5 статей, опубликованных Нургали Хасановым в татарских газетах и журналах:
1. Ахун вә мударрис Нургали бин Хәсән. Буа шәһәрендә Нургали хәзрәтнең мәдрәсә программасы // Дин вә мәгыйшәт. — 1913. — 27 сент. (№ 38). — С. 606-607.
2. Буа шәһәреннән Ахун вә мударрис Нургали бин Хәсән әл Мирзалари. Телефонла шәһәдәт хакында // Дин вә мәгыйшәт. — 1910. — 20 авг. (№ 34). — С. 538–540.
3. Буа шәһәреннән Ахун вә мударрис Нургали бин Хәсән углы. Өч мәсъәлә хакында // Дин вә мәгыйшәт. — 1908. — 15 авг. (№ 32). — С. 493–495.
4. Буада мәдрәсә Нурия идәрәсеннән мәгълүмат // Йолдыз. — 1916. — 22 авг. (№ 1683). — С. 4.
5. Буа шәһәреннән Ахун вә мударрис Нургали бин Хәсән әл Мирзалари. 53 номер Маглүматта дәриҗ улынмыш телефон хөкемнәре хакында // Мәглүмат. — 1910. — 1 авг. (№ 56). — С. 1467–1469.
Источники
I. — Буа мәдрәсәләре // Мәктәп. — 1913. — 7 мая (№ 5). — С. 103.
II. — Государственный архив Ульяновской области (ГА УО). Фонд Симбирского окружного суда Симбирской губернии (Ф. 1). Оп. 22. Д. 82. 79 л.; Оп. 96. Д. 59. 67 л.
III. — ГА УО. Фонд Канцелярии Симбирского губернатора (Ф. 76). Оп. 2. Д. 1446. 98 л.; Оп. 7. Д. 909. 123 л.
IV. — ГА УО. Фонд Симбирского губернского правления, г. Симбирск (Ф. 88). Оп. 1. д. 1930, л. 127; Оп. 4. Д. 264. 124 л.
V. — ГА УО. Фонд Директор — инспектор училищ Симбирской губернии (Ф. 99). Оп. 1. Д. 1182. 189 л.
VI. — ГА УО. Фонд Симбирской духовной консистории ведомства православного исповедания (Ф. 134). Оп. 7. Д. 839. 187 л.
VII. — ГА УО. Фонд Симбирского губернского жандармского управления (Ф. 885). Оп. 1. Д. 1137. 210 л.
VIII. — Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Фонд Канцелярии Казанского губернатора (Ф. 1). Оп. 87. Д. 16. 156 л.
IX. — НА РТ. Фонд 204: Метрические книги мечетей, Оп. 177. Д. 518. 462 л.
X. — Нургали Хасан аль Буави. Рисаляи нурия [Произведение, излучающее свет]. — Казань: Типо-литография императорского ун-та, 1899. — 139 с. (на араб. яз.).
XI. — Нургали бин шейх Хасән ал-Казани. Ал-гауатыф ал-хамидия фиссаяхәти нурия [Благодарные чувства светлых путешествий]. — Казань: Братья Каримовы, 1907. — 80 с. (на араб. языке).
XII. — Нургали бин Хасан аль Казани, аль Мирзави. 58 ел гасырда җәүәлән. — Оренбург: Дин ва магыйшат, 1910. — 32 б. (поэтический сборник на тат. яз.).
XIII. — Нургали Х. Мәрҗани хакында искәрмәләрем // Мәрҗани: Фәнни-популяр җыентык. — Казан: Җыен, 2010. — Б. 462–465.
XIV. — Ризаэтдин Фахретдинов. Сәяхәтнамәләр // Шура. — 1915. — № 11. — Б. 323–330.
XV. — Әтраф хәбәрләре. Буа // Йолдыз. — 1908. — 29 июля (№ 289). — С. 3.
XVI. — Әтраф әбәрләре. Буадан // Йолдыз. — 1912. — 20 марта (№ 810). — С. 3.
XVII. — Буа өязе мөселманнары «җәмгыять хәйрия» сенең отчеты. 1910–11 нче ел өчен. — Казань, 1912. — 15 б.
XVIII. — Тауфик Сабитов. Буада ак чәчәк бәйрәме. Әтраф хәбәрләре. // Йолдыз. — 1912. 26 апр. (№ 824). — С. 3.
XIX. — Буада // Кояш. — 1914. — № 541. — С. 3.
Литература
1. А. Фәхреддин Р. Асар / Төзүчеләр: Л. Байбулатова, Р. Йөзмөхәммәтов, А. Салахов, Р. Миңнуллин, И. Гыймадиев, С. Хафизова. — Казан: Рухият, 2010. — Т. 3-4. — 648 б.
2. Рамзи М. Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва аль-мулук ат-татар [«Собрание известий и памятников о событиях в Казани, Булгаре и о татарских царях»]: в 2 т. — Оренбург: Тип. Каримова и Хусаинова, 1908. — Т. 2. — 540 с. (на араб. яз.).
3. Баруди Г. Хәтирә дәфтәре: 1920 елның 12 июненнән алып сентябрь ахырына кадәр. — Казан: ТР ФА Ш. Мәрҗәни исемендәге Тарих институты, 2017. — 236 б.
4. Акмулла. Шигырьләр / Төзүчесе М. Госманов. — Казан: Татар. кит. нәшр., 1981. — 271 б.
5. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов Буинского района Республики Татарстан. — Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002. — 108 с.
6. Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Мусульманская община г. Буинска и Буинского уезда на рубеже XIX — начала XX в. // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVII в. — .): Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (25 апреля ., г. Казань). — Казань: Ин-т истории АН РТ, 2006. — С. 240–252.
7. Саматов Г. Г. Милләтебездә Ислам дине. — Казан: Иман, 1998. — 189 б.
8. Кобзев А. В. Исламская община Симбирской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. — Н. Новгорд: Медина, 2007. — 446 с.
9. Маликов И. М. Исмәгыйль нәселе. — Казан: Казан ун-ты нәшр., 2019. — 24 б.
10. Маликов Р. И. История Буинского медресе. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. — 40 с.
Более подробнее об этой личности можно узнать: Амишов Р. И. Татарский богослов Нургали Хасанов. — Казань: Магариф — Вакыт, 2022. — 336 с.
[1] Буинское медресе было открыто в 1805 г. Руководителями медресе до Габдуннасыра Мухаммадаминова были Габдулвахид бин Габдуррахман бин Кули аль-Буави (1808–1852), Хусаин бин Хуснутдин аль-Буави (17? –1842), Нигматулла бин Башир аль-Буави.
[2] Мәрҗәни Ш. Тарих һәм хәзерге заман. Мәкаләләр җыентыгы. Казан: Мастер Лайн, 1998. Б. 46.
Рашид АМИШОВ,
кандидат исторических наук
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: