В Москве констатируют разрастание конфликта на Ближнем Востоке

Изображение: en.topcor.ru

Во второй половине сентября Израиль под предлогом нанесения урона инфраструктуре «Хезболлы» начал массированные бомбардировки Ливана, в результате которых погибли лидер движения шейх Хасан Насралла, часть руководящего звена, а также мирные граждане, количество которых исчисляется сотнями и продолжает расти. 1 октября Израиль начал сухопутную операцию на юге Ливана. Тель-Авив заявил, что проводит ограниченные рейды против «Хезболлы» в приграничном районе.

В ночь на 2 октября Иран запустил по Израилю около пятиста ракет. Согласно некоторым источникам, как минимум 80% из них поразили цели. В момент иранской атаки улицы Тель-Авива и других крупных городов буквально «вымерли» – люди попрятались в укрытия, магазины, точки общепита закрылись. Иран назвал это правом на самозащиту. В свою очередь Израиль пригрозил ответом в ближайшие дни. Однако в Тегеране предупредили, что в таком случае ответ иранских военных окажется гораздо мощнее нынешнего.

О сценариях развития ситуации, позиции региональных и международных игроков говорили сегодня в рамках круглого стола на базе пресс-центра «Россия сегодня».

«Эскалация напряженности выгодна прежде всего Нетаньяху»

По мнению аналитика Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, Чрезвычайного и Полномочного Посла Вениамина Попова, ближневосточный регион переживает трагические дни.

«Большие жертвы, колоссальные масштабы разрушений, и ответственность за это несёт прежде всего Израиль, который бросил вызов всему международному сообществу. При этом они грубо ругают ООН, по решению которого и было создано государство Израиль», – констатировал Попов.

Сопровождается всё это бесцеремонным поведением, которое стало возможным благодаря поддержке США. По сей день Вашингтон продолжает поставки вооружения, снабжает разведданными, уже практически треть американского флота находится на Ближнем Востоке. На словах американцы говорят о разрядке напряженности, подчеркивают, что не хотят эскалации. А на деле обеспечивают свободу рук Нетаньяху, особенно в военных действиях. Яркий тому пример – США пять раз налагали вето, чтобы не допустить прекращения военных действий в Газе. В целом же за всё время существования Израиля почти 50 раз в СБ ООН тормозили резолюцию.

Аналитик Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол Вениамин Попов и заместитель директора Института США и Канады РАН Андрей Евсеенко

«В первую очередь эскалация напряжённости выгодна Нетаньяху. Ведь если прекратятся военные действия, то тогда придёт пора отвечать за все произошедшее. Выгодна эта ситуация и Америке, поскольку так легче держать ситуацию под контролем. Но это близорукая, недальновидная политика. Сейчас же по факту мы имеем реальную ситуацию разрастания конфликта», – резюмирует эксперт.

Что же касается вступления в «игру» Ирана, то израильский премьер-министр Нетаньяху заявил, что обязательно будет дан ответ. Возможно, он будет не такой масштабный, как декларируется, поскольку все заинтересованы в ограничении разрастания конфликта. Но надо иметь ввиду, что сегодняшняя ситуация по сути является пирровой победой для Израиля, потому что в самом государстве практически одинаковое количество арабов и евреев, если брать оккупированные ими территории. Количество палестинцев составляет примерно 15 млн. В свою очередь те же шииты не забудут убийство своего лидера (тут ещё стоит помнить об их склонности к самопожертвованию).

Своеобразной ключевой точкой в этой эскалации станет только и не столько 5 ноября, когда состоятся выборы в США, но и саммит БРИКС 22 октября в Казани. По сути, уверен Вениамин Попов, это важнейшее событие, которое может ознаменовать крупнейшую веху в истории международных отношений.

«Сейчас в БРИКС находятся 10 государств. Записалось ещё 34 государства, в том числе Индонезия, Таиланд, Малайзия, из арабских стран есть Алжир. Мне кажется, что период, который начнётся условно в конце этого года и начале следующего будет проходить под знаком усиления и укрепления влияния государств БРИКС. Именно от них мир вправе ожидать каких-то инициатив, которые приведут к разрядке напряженности на Ближнем Востоке и сдвинут с мертвой точки палестинскую проблему, без решения которой мира в этом регионе не будет», – подытожил аналитик Центра ближневосточных и африканских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России.

«Реакция на ситуацию со стороны арабских стран слабовата»

В свою очередь руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Андрей Бакланов озвучил общераспространенное мнение, что реакция официальных кругов и общественности арабских стран на действия Израиля несколько слабовата.

Руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политикии НИУ ВШЭ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Андрей Бакланов

«Даже слов сказано не так много, как бывало ранее. Как нам объяснили, сейчас по линии Лиги арабских государств проходят интенсивные консультации и вырабатывается общая позиция. Вся же беда в том, что даже если эта общая линия будет, она вряд ли на что-то сможет повлиять, поскольку Израиль мало управляемый клиент. Здесь много зависит от общественного мнения в самом Израиле. Для чего было образовано это государство? Чтобы пострадавшие от ужасов Второй мировой и нападок в третьих странах евреи могли жить спокойно. Где эта спокойная жизнь? Это результат позиции и политики самого Израиля. Нынешнее обострение органично вытекает из предыдущего развития ситуации», – кратко обрисовал положение дел спикер.

Бакланов отметил, что атака Ирана была крайне резонансной и по сути своей этот военно-технический обмен напомнил заказной футбольный матч, поскольку стороны старательно делают так, чтобы не переусердствовать. Несмотря на то, что Иран удалось втянуть в противостояние, вряд ли дело дойдёт до большой войны. Иначе о чём будет эта война? Каков её предмет? По словам Бакланова, его нет. А большая война может быть тогда, когда хотят захватить какие-либо территории. Однако градус напряжённости однозначно будет расти и дальше, ведь возможностей воздействовать на политику Израиля довольно мало.

«Здесь многое зависит от соотношения сил внутри самого Израиля. Дозированное повышение градуса будет, но ни одна из сторон декларированных целей выполнить не сможет. Ночная атака показала нам некую убогость современных израильских военных: новшества проморгали, ПВО дырявое, небезукоризненные средства нападения. Армия тоже не шибко готова к большой войне, а такие конфликты для израильских военных – шанс набраться опыта и подготовиться к более широкому негативному развитию событий», – добавил руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Андрей Бакланов.

«Ни Нетаньяху, ни его кабинет не знают, что произойдёт дальше»

Своим мнением о напряжении в ближневосточном регионе поделился и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Якушев. По его словам, новое руководство Ирана, бывшее более мягким в своих позициях, зародило надежду, что Израилю всё сойдёт с рук. Одна события последних 25 часов показали, что спуска ожидать не стоит. При этом в Израиле наблюдается демографическая проблема, неслучайно с лета 2024 года в израильских СМИ повсеместно звучат приглашения в адрес молодёжи приехать в страну и остаться.

«Ни Нетаньяху, ни его кабинет не знают, что произойдёт дальше. Пока взят тайм-аут, хотя звучали громкие обещания ответного удара. Но в свою очередь Иран пообещал также сделать свой шаг на подобные действия. Заявили о себе и хуситы, хотя тоже находятся под градом ударов, не совсем понятных от кого – Израиля или США», – пояснил Якушев.

«Израилю особо нечем ответить»

Анализируя военные действия Израиля, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев напомнил, что ещё в апреле было много опасений по поводу того, как будут развиваться события между Израилем и Ираном. Тогда Иран предупредил об ударе, и сегодня этот удар состоялся. Конечно, большая часть ракет были сбиты благодаря авиации США, Израиля и Великобритании. Но если обратить внимание на ответные действия Нетаньяху, то никакой реакции особо не последовало, можно было наблюдать лишь имитацию. С чем это связано? Дело в том, что сейчас у Израиля просто нет серьёзных технических возможностей нанести аналогичный удар, поскольку все ставки делались на ядерное вооружение.

Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев

«Чем реально Израиль может ответить? Если не использовать авиацию и убрать ядерное оснащение, то отвечать особо нечем. Слова Нетаньяху об ударах – блеф. Если бы была возможность серьёзного удара, он был бы и в апреле. Оснований для глобальной войны нет, потому что Израиль не может воевать без отсутствия возможности посадок военно-воздушных сил на территории других государств, а Иран может наносить удары, которые чувствительны. Ситуация для Израиля стала кардинально меняться. Он со своим огромным потенциалом и поддержкой США оказался уязвим для удара баллистических ракет», – пояснил эксперт.

Что же касается Ливана, то израильские военные сегодня на рассвете совершили нападению на ливанскую территорию. В результате разведки боем попали в засаду, потеряли убитыми 20 человек. Что будет дальше? Нынешнее руководство продолжит существующую политику попыток прощупывания территории границы. Израиль делает ставку на физическое уничтожение руководство, пытается путем огневого поражения входить дальше, уделяя больше внимания приграничной зоне и артиллерийским ударам.

«Каков мотив входа на территорию Ливана? Основной – войти, зачистить и вернуть эвакуированных израильских граждан на прежние территории. А эти люди после возвращения ЦАХАЛа в Израиль изъявят ли желание переселиться? Вряд ли. Как только они вернутся в Израиль, „Хезболлла“ сразу будет возвращаться на эту территорию. Израиль не вошёл ни на один метр на территорию Ливана. В целом это осуществить очень сложно, поскольку нет коммуникации, нет готовых защитных сооружений. Да это и бессмысленно. Израиль собственными руками усиливает своих врагов, создаёт условия для невозможности жизни в регионе. Для Израиля оптимальное действие – ограничиться рейдами, не входить на эту территорию и не занимать её», – подытожил Владимир Евсеев.

«Прямого столкновения с Ираном ждать не стоит»

По мнению заместителя директора Института США и Канады РАН Андрея Евсеенко, в случае возвращения Дональда Трампа в Белый дом Израиль получает всю поддержку, кроме личного прямого вмешательства американцев.

«С одной стороны – развязывание дальнейшей эскалации конфликта вызовет шквал критики со стороны демократов, американской молодёжи, прогрессивного крыла, американских мусульман. Уже сейчас Камала Харис может не рассчитывать на поддержку американских мусульман. С другой стороны – сдерживать Израиль, вводить эмбарго на поставку вооружений и поддержку в ООН чревато тем, что главным врагом администрации станут произраильские лоббистские структуры», – обрисовал ситуацию Евсеенко.

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика