«Бейт аль-Мал» был символом финансовой мощи исламских государств

Согласно сообщениям СМИ, общий объём бюджета США в 2023 году составил 5,8 триллионов долларов. Это бюджет страны, которая на протяжении десятилетий позиционирует себя как мировая империя. Однако историк и основатель социологии Абд ар-Рахман ибн Халдун (ум. 808 г. х./1406 г. н. э.), чьи исторические и экономические данные отличаются точностью, в своей книге «Мукаддама» указывает, что казна государства Омейядов в Андалусии (ныне Испания) в 350 году х./964 году н. э. превышала половину этой суммы и составляла около 3 триллионов долларов США на сегодняшние деньги.

Такое сравнение — несмотря на все различия и допущения — важно для понимания огромной экономической основы, на которой строилась исламская цивилизация в разных её центрах. В 2012 году историко-экономическое исследование Запада подтвердило, что правитель Империи Мали, Муса I (ум. 737 г. х./1336 г. н. э.), считается «самым богатым человеком в истории», обогнав даже римского императора Августа (ум. 14 г. до н. э.), чьё состояние оценивалось в 4,6 триллиона долларов. Богатство африканского мусульманского правителя опиралось на богатства казны его государства, которое простиралось от Северной Нигерии до Атлантики.

Если говорить о денежном запасе одного из сотен исламских центров, которым была Андалусия, то такая значительная роль богатства среди мусульман была подкреплена экономической мыслью и стратегией, реализованной через «Бейт аль-Мал» — учреждение, сравнимое с современными министерствами финансов, центральными банками и суверенными фондами.

Высказывание одного из крупных руководителей этой финансовой структуры, который противостоял негативным вмешательствам власти, наглядно передаёт глубину исламской финансовой мысли: «Мы, хотя и храним деньги эмира, так же являемся хранителями имущества мусульман».

Исламская финансовая структура «Бейт аль-Мал»: её фонды в Андалусии составляли примерно 3 триллиона нынешних долларов, а её управлением занимались сподвижники, а также христиане и евреи

Эта фраза ключевая для понимания значения «денег мусульман» или «общественных средств» — между этими понятиями не было различия. На её основе исламская цивилизация выстроила сферу «общественных средств» в точной и прозрачной системе. Фикх (исламское право) и управленческие сочинения сопровождали этот процесс с самого начала, а исламское финансовое и экономическое право стало одной из наиболее развитых и систематизированных областей фикха.

Для понимания исламской цивилизации необходимо изучить финансовое поведение исламских государств и обществ, начиная от Праведных халифов и до Османского халифата. Эта статья раскрывает аспекты финансовой истории мусульман, исследуя эволюцию и функции Бейт аль-Мал, его стратегии и административную команду, включающую представителей исламского культурного разнообразия.

Раннее осознание значимости

Мусульмане осознавали важность общественных средств ещё во времена пророка Мухаммада, когда сборщик закята Ибн аль-Лутбия, собрав пожертвования, оставил себе часть, заявив: «Это вам, а это мне». Тогда Пророк выступил перед людьми и сказал: «Что за дела, когда мы отправляем человека за сбором, а он возвращается и говорит: „Это ваше, а это мне“? Если бы он остался у своих родителей, ему бы никто ничего не дал! Клянусь, в Судный день он придет с этим на своей шее» (Бухари, Муслим).

На уровне теоретического осмысления лидеры мусульман осознавали, что общественные средства — это жизненная сила государства. Аль-Маварди (ум. 450 г. х./1058 г. н. э.) в «Правилах управления» приводит слова халифа Умара, который сказал: «Я не вижу способов управления этим богатством, кроме трёх: получать по праву, расходовать по праву и защищать от посягательств. По отношению к вашим средствам я как опекун сироты: если я богат, я воздерживаюсь, а если я нуждаюсь, беру только по необходимости».

Эта концепция подчёркивает связь богатства с правом, ограничивая лидерство только необходимым, чтобы управлять государством и заботиться о благе народа. Эту же точку зрения выражал и первый главный судья исламского государства Абу Юсуф в своей книге «Аль-Харадж», где он описывает государственные доходы и расходы, подчеркивая, что забота о подданных — в установлении справедливости и устранении притеснений.

Административные задачи Бейт аль-Мал

Бейт аль-Мал выполнял функции министерства финансов, управляя налогами и распределяя средства. Этот административный орган собирал налоги через «Диван аль-Харадж» и распределял их через «Диван ан-Нафакат», включая расходы на «Дар аль-Хилафа» (резиденцию халифа). Он следил за бюджетом страны и обеспечивал её финансовую стабильность.

Ибн Халдун в «Мукаддама» описывает значение Бейт аль-Мал как «одной из основных государственных функций», его обязанности включали управление доходами, расходами и выплату зарплат армии.

Бейт аль-Мал был символом финансовой мощи государства, и его эффективность определяла силу государства.

 

По материалу «Аль-Джазиры»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика