Великая Отечественная война показала высокий героизм татаро-мусульманской уммы

Кто из муфтиев СССР объявил Великую Отечественную войну джихадом, как татары-мусульмане жили в послевоенные годы и каким был вклад мусульманской части Советского Союза в победу над фашистскими захватчиками? Это лишь часть вопросов, которые обсудили участники Всероссийской научно-практической конференции «Татары – участники и ветераны Великой Отечественной войны и процессы реисламизации (вторая половина XX в.)», проешдшей накануне в Казани в стенах Духовного управления мусульман Татарстана. Организаторами мероприятия выступили Центр исламоведческих исследований АН РТ и ДУМ РТ.

«Мы стремимся к тому, чтобы мусульманская молодёжь оставалась современной и продвинутой»

Обращаясь к представителям общественных и мусульманских организаций от лица татарстанского муфтия его заместитель, ректор РИИ Рафик Мухаметшин отметил, что сегодня мир находится в процессе перехода из однополярного в многополярный, при этом с идеологической точки зрения изменения происходят больше внутри самой России. Об этом говорит о то, что в последние годы всё чаще звучат призывы возрождать традиционные и семейные ценности, пробуждать историческое самосознание, формировать и воспитывать патриотизм.

«Когда начался у нас процесс исламского возрождения, тогда проблема языка, или национальной идентичности не рассматривалась, поскольку отодвинулась на второй план, а о патриотизме говорили только в контексте общеисламских ценностей. Мотивация современной мусульманской молодёжи меняется, и национальная идентичность становится все более ценной. Сегодня мы наблюдаем увеличенный интерес мусульманской молодёжи к своей истории и корням, это чувствуется сильнее, чем в 90-е годы. Поэтому сегодня мы уделяем большое внимание формированию патриотических ценностей. Недавно мы ввели курсы формирования гражданской идентичности для российских мусульман как в медресе, так и в высших учебных заведениях. Мы стремимся к тому, чтобы мусульманская молодёжь оставалась современной и продвинутой, чтобы она могла успешно интегрироваться в современное общество. Это включает в себя развитие любви к Родине, к родной земле и, конечно же, к своему языку», – пояснил Мухаметшин.

«Национальная жизнь и религия для нас являются ключевыми ценностями»

Слова приветствие президента Академии наук Республики Татарстан Рифката Минниханова участникам конференции зачитал директор Центра исламоведческих исследований АН РТ Ринат Патеев. В частности, руководитель татарстанского академического сообщества отметил, что такие встречи свидетельствуют о великой роли ветеранов и участников Великой Отечественной войны, которые «своим героизмом и патриотизмом, своей кровью и ценой жизней освободили человечество от фашизма, а в послевоенные годы изменили к лучшему общественно-культурную, духовную жизнь нашего отечества, направив свои усилия, силы и способности на возрождение демократических основ общественного строя». При этом, выстояв в жёсткие годы кровопролитной войны, ветераны способствовали сохранению религиозной преемственности, сохранению татарского языка, исламской культуры. Впоследствии многие из них стали активными участниками исламского возрождения в России в конце ХХ века.

«К сожалению, тема роли военного поколения в исламском активизме второй половины ХХ века до последнего времени оставалась неисследованной в полной мере в исторической науке. Она важна для сохранения нашей исторической памяти, воспитания будущего поколения в духе любви к Родине, патриотизма, нацеленности на развитие и укрепление нашей этнокультурной самобытности. Надеюсь, сегодняшняя конференция внесет свою лепту в лучшее понимание этой роли», – значится в приветственном сообщении.

Коллег приветствовал и руководитель Исполнительного комитета Всемирного конгресса татар и член Общественной палаты РТ Данис Шакиров. В своем обращении он выразил благодарность Камилю Самигуллину, муфтию Татарстана, за поддержку в сохранении татаро-мусульманской идентичности. Шакиров отметил, что татаро-мусульманская умма всегда придерживалась принципа «Любовь к Родине – это часть веры». Он подчеркнул, что Великая Отечественная война показала высокий героизм татаро-мусульманской уммы, что национальная жизнь и религия для нас являются ключевыми ценностями, поэтому важно связывать наших героев и религиозных деятелей с просветительской и национальной деятельностью.

«Основа нашего единства – традиционные ценности, общие для всех религий»

Издаваемые законы и указы в последнее время показывают, что основой российского единства являются традиционные ценности, общие для всех религий. Об этом в ходе конференции заявил доктор исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Болгарской исламской академии, старший научный сотрудник Московского исламского института Вячеслав Ахмадуллин.

«Война началась 22 числа, а уже 27 на джума-намаз во многих мечетях страны читались хутбы с посылом, чтобы народ и руководство страны объединилось в противостоянии фашистским захватчикам. И всё это, не смотря на жёсткую репрессивную политику. По сути это уже было объявлением малого джихада», – пояснил Ахмадуллин.

Директор Центра исламоведческих исследований АН РТ Ринат Патеев, заместитель муфтия РТ, ректор РИИ Рафик Мухаметшин, руководитель Исполнительного комитета Всемирного конгресса татар Денис Шакиров и председатель Совета старейшин ДУМ РТ Айрат Аюпов

 

Бывший же тогда муфтием Габдрахман Расулев обратился к народу страны 7 августа со следующими словами: «Уважаемые братья-мусульмане! Изречения Великого Аллаха и Его Пророка, великого Мухаммада (мир ему и благословение) призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов».

«Мусульмане внесли огромный вклад не только человеческого характера, но и денежного. Например, на деньги, собранные мусульманами, были собраны авиационная эскадрилья и бронепоезд имени имама Шамиля, танковая колонна имени имама Шамиля. Расулев собрал с помощью уммы порядка 50 тысяч рублей и отправил на нужды Красной Армии. Но не только муфтий собирал деньги, но и рядовые верующие. К примеру, минские мусульмане в 1944 году жертвовали деньги на нужды армии и своим соотечественникам», – подытожил Ахмадуллин.

«Несмотря на гонения против религии и репрессии мулл, ислам сохранился и жил в сердцах людей»

В свою очередь доцент Института международных отношений КФУ Рустам Ибрагимов высказал мысль о том, что усиление религиозности татар-мусульман произошло в 1944 году, когда, несмотря на гонения против религии и репрессии мулл, ислам сохранился и жил в сердцах людей. В доказательство этого эксперт привёл текст обращения уполномоченного управления по делам религиозных культов ТАССР. В частности, в нём говорится, что имамы не отказались от своей прежней деятельности, несмотря на сильные гонения и репрессии религиозной верхушки.

«Безусловно только легально действующие мечети не могли удовлетворить религиозные потребности мусульман, поэтому они были вынуждены собираться для коллективного отправления молитвы в незарегистрированных группах», – процитировал текст Ибрагимов.

И с каждым следующим днём религиозность среди мусульман лишь увеличивалась, а после победы ветераны старались активно вливаться в жизнь уммы. Со своей стороны руководство страны, видя, что победить веру не удалось, решили пойти с ней на сделку, разрешив существовать, но не давая расширяться и высоко поднимать голову.

Какая же ситуация была к концу 40-ых годов? Верующим начали возвращать мечети, однако притеснения и ужесточения не прекращались. К примеру, рассказал Ибрагимов, в силу того, что всем желающим места для совершения пятничного намаза не хватало, зачастую мусульмане собирались на татарских кладбищах. Но ведь места упокоения контролировались власть имущими. Не изменилась ситуация и после окончания войны:  читать намаз можно, но ввиду отсутствия места всё равно приходится делать это подпольно…

Как возрождался мусульманский активизм в послевоенные годы

О роли ветеранов в религиозном возрождении страны в целом и отдельно взятых регионах рассказал директор Центра исламоведческих исследований АН РТ Ринат Патеев. В частности, он поделился собственными наблюдениями, каким был исламский активизм мусульман Ростова, особенно в период с 1960 по 1980-ые гг. Интересно, что в полном смысле этого слова религиозная жизнь местных мусульман активизировалась после назначения в 1982 г. на (постоянную) должность имам-хатыйба выпускника медресе «Мир-Араб» Джяфара Бикмаева. Наиболее активными здесь были пожилые татары, которые были либо участниками ВОВ, либо свидетелями трагических событий.

«В числе факторов послевоенного исламского активизма можно назвать либерализацию религиозной политики в СССР в военные годы; духовные потребности общества на фоне пережитых событий (личные трагедии, гибель близких и т.д.); общественная значимость и авторитет участников Великой Отечественной войны как социальной группы. По сути совокупность данных факторов сыграла ключевую роль в сохранении религиозной жизни и самоорганизации мусульманских общин в СССР во II-ой половине ХХ века», – уверен Патеев.

О том, как ветераны войны возрождали ислам в Сибирии рассказал Алексей Старостин, доцент кафедры теологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

«Пережив ужасы Великой Отечественной войны, многие ветераны из числа народов, традиционно исповедующих ислам, даже если в юности были атеистами, обратились к Богу и составляли основной костяк немногочисленных мусульманских общин, как официальных, так и неофициальных. А некоторые стали имамами. Также в 1980-1990-е при их непосредственном участии были возвращены здания ряда исторических мечетей и зарегистрированы мусульманские общины. Среди них – имам села Второвагай Хисматулла Усманов, имам деревни Ельцово Балахмет Анафин, Айтмухамет Юсупов, благодаря которому в Тюменской области были построены 15 мечетей», – поделился Старостин.

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика