«Живая традиция»: в Казани открыли выставку исламского искусства

Замок мастера Абу-Бекра

Замок мастера Абу-Бекра

Теги:

0
16 Мая (08 Зу-ль-када)

Что есть традиция? Что-то из прошлого, то, что и принято оставлять там? Или нечто вне времени и вне пространство, то, что соединяет далёких предков с их потомками? На этот вопрос попыталась ответить открывшаяся в стенах Национального музея Республики Татарстан выставка «Живая традиция», ставшая частью культурной программы XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2024».

Экспозиция объединяет два временных пласта исламской культуры: древние артефакты и современное искусство. Среди артефактов – предметы из собрания Национального музея Республики Татарстан: фрагмент портала мечети XIII-XIV вв. и плита из первой, разрушенной Голубой мечети в Афганистане. Основополагающим символом экспозиции стал Коран Османа – репринтное издание древнейшей рукописи – в окружении картин, посвященных священным текстам. Особое внимание привлекает перевод смысла Корана 1507 года и посох знаменитого богослова XIX века Шигабутдина Марджани.

Это что касаемо прошлого. А вот современное искусство представлено коллекцией Фонда Марджани. Среди экспонатов выделяются инсталляция «Шелковый путь» Гайни Чаготаевой, а также масштабный эскиз к фильму «Звезда Улугбека» Чингиза Ахмарова – узбекского мастера, освоившего наследие средневековой миниатюры. Этот же «временной пласт» дополнен авторской керамикой из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Впервые на суд широкой публики представлены картины «Каллиграфия кистью» иракского художника Тен Имадо и «Вязь корана» сирийского художника Або Мухаммад Шаара из Галереи исламского искусства.

Такое, казалось бы, необычное, но вполне естественное соединение старинных артефактов и современного искусства в одном пространстве рождает понимание живой традиции исламского искусства. По словам заместителя премьер-министра Татарстана Лейлы Фазлеевой, благодаря этому получилось замечательное погружение в историю, традиции, смыслы.

«Здесь размышления о больших смыслах, о традиционных ценностях, что характеризует и KаzanForum. А движение вперёд, сохраняя традиции, основываясь на них, – это и есть та самая живая история, живая традиция. Это то,  что позволяет нам с вами сохранить имеющееся и приумножить, поделиться этим с теми, ради кого мы живём. Эта выставка для созерцателей, во славу искусства исламского, искусства созидательного и доброго, популяризирующего нетленные человеческие ценности», – подчеркнула Фазлеева.

В свою очередь директор РОСИЗО Ольга Галактионова подчеркнула символичность проведения выставки в дни саммита, поскольку «культура – главный язык взаимодействия, общения всего мира и не требует перевода, ведь красота – всем доступный язык».

Со словами приветствия к участникам экспозиции обратился и заместитель министра туризма, искусства и культуры Малайзии Кхайрул Фирдаус Акбархан.

«Живая традиция – это динамически культурные связи, которые поддерживают нас и напоминают нам о наших исторических корнях. Это настоящий дух сообщества, дух продолжения жизни от прошлого к настоящему. Это такой живой, необычный, очень красивый ковёр, который ткут руки и сердца тех, кто занимаются культурой, живёт в прошлом и настоящем, кто поддерживает традиции. Благодаря тому, что мы поддерживаем этот „ковёр“, поддерживаем традиции живыми и сохраняется наше наследие», – уверен представитель Малайзии.

Стоит отметить, что концепция выставки неповторима: в одном месте объединяются древние артефакты и образцы современного искусства. Таким образом экспозиция показывает взаимосвязь разных слоёв исламской культуры. Зритель может наблюдать соединение древних артефактов и современного искусства, может проследить путь развития исламской культуры, посмотреть на привычные вещи с разных углов зрения, понимая, что разные эпохи неотделимы друг от друга в искусстве.

«Сохранение искусства и исторических артефактов – краеугольный камень для тех, кто хочет сохранять свою культуру. Поэтому в Малайзии мы разработали национально-культурную практику, которая занимается как сохранением прошлого, так и поддержкой современного искусства. Наша национально-художественная галерея находится в самом сердце столицы и в ней представлены работы разных мастеров, представляющих собой богатый ковёр множества видов искусства, артефактов, созданных разными методами и разных материалов», – пояснил Абархан.

По мнению куратора выставки Андрея Райкина, сонм представленных художников вобрал в себя множество культур, стран и художественных подходов. Но над этим многообразием – единство вдохновения, того источника, который питает всех этих мастеров. Концептуальная связь с древностью очевидна для зрителя, поэтому традиция здесь для всех художников – живое понятие, это не что-то закостенелое, не канон, которому заставляют следовать, это то, чем они вдохновляются, это живительный источник.

О важности проведения подобных мероприятий заявил и советник муфтия по информационной политике Ришат Хамидуллин. По его словам, экспозиция помогает развеять стереотип, что ислам – это что-то средневековое и закрытое. Наоборот, Аллах красив и видит красоту, а ислам – религия для размышляющих.

«Уверен, эта выставка нам очень нужна. Люди должны познакомиться с теми творениями, которые были ранее и которые есть сейчас. Это наша история, мы должны ее знать. Особенно молодое поколение», – подытожил Хамидуллин.

Посетить выставку можно будет до 15 июля.

Узбекские изделия: чаши декоративные, ляган, вазы для фруктов

 

Чаша декоративная

 

Утренняя молитва

 

Фрагмент портала мечети

 

По Великому Шелковому пути

 

Чаша коническая

 

Посох Марджани и перевод смысла Корана

 

Инсталляция «Шёлковый путь»

 

Дервиши в саду

 

Аль Буракъ

 

«Зикр» и «Раздвоение луны»

 

Восточный город

 

Фрагмент из Голубой мечети (Мазари-Шариф в Афганистане)

 

 

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика